Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Жизнь » Образование и карьера » Во что превратилась система «Антиплагиат»

Во что превратилась система «Антиплагиат»


«Антиплагиат» — это российская разработка, интернет-проект для проверки текстовых документов на заимствования из различных открытых источников сети Интернет и ряда библиотек. По сути представляет собой поисковую систему, работающую по специальному алгоритму. С июня 2007 года система была рекомендована к использованию всем вузам нашей страны, но наиболее активно её стали использовать с 2013 года.

Вокруг этой системы до сих пор не утихают споры, судебные процессы и недовольства. Почему так получилось? Ведь идея «освободить» выпускные работы, а также диссертации от плагиата вполне адекватна и оправдана. К большому сожалению, что в современное время, что и во времена существования СССР (что бы там ни говорили), были случаи несамостоятельного написания дипломов и диссертаций. За несколько последних лет участились случаи защиты научных работ только для получения определённого статуса, особенно это касается чиновников, у которых получение научной степени, да ещё и не одной, просто вошло в моду.

Несмотря на благие намерения, текущая картина всеобщего недовольства этой системой существует, об этом свидетельствуют различные гневные обзоры, выступления, судебные разбирательства (кстати, в результате которых «Антиплагиат» проигрывает процессы, один из известных опубликован в газете «Взгляд»), совершенно абсурдные обвинения в плагиате заслуженных учёных. Но хуже всего, что система «Антиплагиат» стала инструментом в различных политических играх.

На фоне всего этого обострилась обстановка и в системе высшего образования, когда преподаватели стали требовать оригинальность 80% не только в выпускных дипломных работах, но и для курсовых, рефератов и прочих типов работ. Это означает, что студент должен самостоятельно написать практически всю работу своими словами.

Но это невозможно в случае, например, реферата. По определению, реферат — это доклад (изложение), в котором студент систематизирует информацию, взятую из одного или нескольких источников. О какой оригинальности тут может идти речь? И если раньше студенты могли воспользоваться книгами в библиотеке (обычной или электронной), то сейчас эти источники стали плагиатом. До абсурда доходят студенты, когда заменяют устойчивые выражения, например, «правовое государство», «Вторая мировая война», названия музеев и прочие, на совершенно нелепые фразы, чтобы повысить уникальность текста.

Хуже дела обстоят с курсовыми работами, требования к которым предъявляются не ниже чем к дипломам, считая эти работы тоже научными, но в меньшем объёме. Но как сделать общий процент уникальности 70-80%, если первая и вторая часть курсовой работы носит теоретический характер, и максимальная оригинальность этих глав не превышает 20%, а это 2/3 всей работы. И нужно понимать, что студенты — это не научные деятели, а актуальность тем курсовых работ и рефератов далеко отстаёт от современности. Соответственно, практического опыта студенты не получают, зачастую это огрехи нашего современного высшего образования (исключение могут составить только лишь столичные вузы). Из этого следует, что интереса писать каждую работу как научный труд у студентов просто нет.

Именно поэтому с каждым годом растёт спрос на так называемые заказные работы. Студенты сами в состоянии написать качественную работу, но не могут пройти проверку по системе «Антиплагиат». Есть специализированные компании, которые оказывают редакторские услуги, а также помощь в написании таких работ, самые популярные и крупные из них это Diplomtime, Homework, Zaochnik и другие. О моральной стороне этих услуг нет смысла говорить тогда, когда государство само создало благоприятные условия для использования этих сервисов. К тому же не секрет, что и в вузах нашей страны преподаватели сами оказывают такие услуги своим студентам. Но это ещё полбеды, качество работ от этого мало страдает, а вот стоимость такой работы очень высока и будет увеличиваться дальше с ростом требований.

Ещё одним последствием стало появление многочисленных сервисов «Анти-Антиплагиат», которые развиваются так же стремительно, как и охватывает студенчество маразм системы «Антиплагиат». Подобные сервисы используют различные алгоритмы обмана. Наиболее известные из них:

— замена русских букв буквами других алфавитов, похожими символами (это система «Антиплагиат» уже учла в своём таинственном алгоритме и помечает как подозрительный файл);
— автоматическая перестановка слов (тоже уже не работает);
— добавление скрытого текста белым маленьким шрифтом прямо в тексте документа (вычислили преподаватели, не работает);
— добавление оригинального текста с выбросом за поля документа (систему обманывает, но в полном отчёте преподаватель видит весь этот интересный текст), «Антиплагиат» сделали с недавних пор удобнее эту возможность выискивать такую уловку, а новость об этом они опубликовали на своём сайте http://www.antiplagiat.ru/News/black_magic;
— модификация кода документа, то есть использование недокументированных возможностей Microsoft Office, что приводит к разрывам между буквами, вставкам невидимых тегов и т. д. (но и это частично «Антиплагиат» помечает как подозрительный файл).

Алгоритмы постоянно совершенствуются, находятся всё новые и новые «дырки» в системе «Антиплагиат», которые сервис также пытается закрыть. Вполне закономерный процесс, когда правила существуют, чтобы их нарушать.

Конечно, проблемы тех, кто пишет диссертации, это не решит, не тот уровень, а вот студентам для курсовых и рефератов — вполне приемлемое и недорогое решение, а, главное, очень быстрое.

Самое страшное то, что первоначальная функция системы «Антиплагиат» предполагалась быть просто инструментом проверки на заимствования, но не критерием оценки, а тем более допуска студента к защите. Что же произошло? А произошло то, что преподаватели, которые, глядя на список заимствований, должны проверять, есть ли в работе сноски и ссылки на данные источники, в каком количестве и как они переработаны, не делают этого.

Они даже не смотрят на это, а тем более не анализируют, правильно ли студент заимствовал текст, оценивают только по одной цифре. Если работа юридического характера, где требуется ссылаться на законодательство или на всеобще принятые определения, то о какой оригинальности в 80% может идти речь? Здесь необходимо правильно оценить ссылки на законодательные акты, а также на выводы, сделанные из анализа ситуации и нормативных актов.

Дело дошло до того, что преподаватели требуют проверку оригинальности по системам Etxt, Advego Plagiatus и другим, которые изначально были разработаны исключительно для копирайтеров. На биржах копирайтинга важно, чтобы статьи были уникальными, так как это влияет на показатели сайтов, на которых эти статьи размещают. Тут цель совершенно понятна и средства тоже. Ведь вышеуказанные системы проверяют не только по базам готовых работ, но и по всей выдаче в Интернете в целом. А это значит, что использовать новые научные статьи и публикации в своих работах студенты, если будет проводиться проверка по этим системам, не смогут.

А самый интересный вопрос заключается в том, что будет, если все работы будут публиковаться пусть даже в надёжных базах, ведь возможности рерайта ограничены, нельзя переписать одни и те же фразы миллионы раз, всему есть предел. Ещё один минус этого — воровство контента. Ведь при публикации дипломных и диссертационных работ до их защиты, как предлагает Дмитрий Медведев, есть очень большая вероятность, что информация может быть использована кем-то другим, и тогда уже это не будет являться научной новизной.

Нужны более действенные методы защиты от плагиата, а также правильные критерии его оценки. То, что система выдаёт сейчас — только усугубит положение в сфере образования. А при поиске плагиата в диссертациях нужен более тонкий подход и, конечно, не смешанный с политикой.

В заключение хочется сказать, что система «Антиплагиат» не является интеллектуальной, поэтому нельзя ориентироваться только на цифру, которую она выдаёт (процент цитирования), результат относителен и всегда требует дополнительного анализа. Об этом нужно помнить преподавателям, иначе благие намерения заставить студентов учиться закончатся окончательным провалом.

Материал подготовлен компанией Diplomtime

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (4 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


2
Top