Все новости » Жизнь » Авто » Водительские права по новым правилам

Водительские права по новым правилам

Минувшей осенью Минобрнауки приняло серьёзные поправки к двум законам: «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения». Теперь обучение в автошколах имеет статус профессионального, значит, ужесточились требования к самим учебным заведениям. Изменились также программы обучения. Теперь можно учиться вождению на машине с автоматической КПП, отменён экстернат, введены новые подкатегории прав и одна полноценная категория для скутеров «М». Такова теория.

На практике нормативная база не была подготовлена и все автошколы продолжают работать по-старому. Для приведения в норму возникшей ситуации вмешалось руководство РФ. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала автошколы «лавочками по вымогательству денег», призвав «разобраться» с ними. В авральном режиме в Минобрнауки «слепили» за несколько месяцев учебные программы, которые не выдерживают никакой критики. Далее автошколам удалось-таки отстоять некоторые позиции, и проект обучения принял более-менее приемлемый вид. 11 августа новые программы должны заработать!

Абсурдные требования к автошколам, предъявляемые в первоначальной версии проекта, привели бы к закрытию двух третей из них. Среди требований, не прошедших критику, нет таких пунктов, как наличие светофоров на площадках занятий, пешеходных переходов и прицепов. Теперь автошколы якобы готовят профессиональных водителей, значит, необходим в школе медпункт, столовая и лифт. Нельзя забывать и об оборудовании и предоставлении возможности обучаться лицам с ограниченными возможностями.

Во всём мире обучение для получения водительских прав считается дополнительным образованием. «Человек на пару часов приходит заниматься — зачем нужны пункты питания?» — недоумевает председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Все участники рынка уверены, что затраты на оборудование школ медпунктами и столовыми лягут в итоге на плечи учеников. Есть прогнозы на увеличение стоимости обучения в два раза. Ряд добросовестных школ уйдут из бизнеса или сменят квалификацию, будут организовывать дополнительные курсы по вождению.

Непонятно пока, где автошколам искать новые площадки для практических занятий, а сделать это придётся, сомнений нет, уверяют эксперты. «По новой программе площадь территории для упражнений составляет 0,24 га. Эта цифра ничем не обоснована, просто взята из головы. Многие вынуждены расширяться или переезжать. Особенно остро эта проблема стоит в Москве. Столичные власти за пару лет не предоставили автомобильным школам ни одного квадратного метра земли!» — рассказал Сергей Лобарев.

«Необходимо внести поправки в градостроительный кодекс о выделении земельных участков для автомобильных образовательных учреждений», — призывает президент Ассоциации юношеских автомобильных школ Ольга Никонова. Когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, неизвестно, а процедуру лицензирования уже вот-вот надо будет проходить… Автошколам, желающим остаться «в деле», придётся изворачиваться.

Сам процесс обучения претерпел изменения. Обучающиеся станут больше сидеть за партой. В Минобрнауки составлено 16 программ по десяти категориям и шести подкатегориям, которые только-только появились: А1, В1, C1, D1, С1Е и D1Е. С нуля были разработаны нормы обучения для категории М — скутеры и мопеды.

Для управления легковым автомобилем теперь придётся обучаться гораздо интенсивнее: от 106 до 134 часов теории и от 50 до 56 часов вождения. И часы на вождение стали не академическими, а астрономическими.

Некоторые эксперты выступили с критикой ряда дисциплин, входящих в программу обучения. К примеру, непонятно, зачем нужен курс «Психофизические основы деятельности водителя», который якобы поможет контролировать эмоции и избегать конфликтных ситуаций на дорогах? В новом курсе обучения расскажут про влияние возрастных и гендерных различий на формирование моторных навыков при вождении автомобиля и этические основы деятельности водителя. В практическом обучении отводятся 4 часа на предмет «Профилактика конфликтов», то есть ученики будут изображать агрессоров на дорогах…

«Программы получились перенасыщенными. У нас увеличивают число часов теории, в то время как в странах Евросоюза на эту часть обучения отводится 20-30 часов, чего вполне достаточно. И зачем надо было отказываться от экстерна? В Европе активно развивается дистанционное образование с помощью современных технологий, а мы сажаем людей за парты», — говорит Сергей Лобарев.

При этом недостаточное внимание, по его мнению, уделяется вождению: «Надо отменить запрет на учебную езду по скоростным шоссе. Например, в Германии ученик обязательно должен проехать 135 минут по автобану. У нас же, образно говоря, пытаются научить человека плавать в бассейне без воды».

Сторонники новшеств видят много плюсов. Ольга Никонова парирует: «Из „теории“ при корректировке убрали только действительно лишнее, а всё необходимое осталось. Например, стало меньше часов по устройству автомобилей. А преподавание правил дорожного движения можно было бы и увеличить. В программе никаких сверхъестественных знаний. Возьмём ту же перевозку пассажиров. Если человек везёт в машине членов семьи, он уже занимается перевозкой, а значит, обязан знать связанные с этим аспекты. Всё, что влияет на безопасность, в теоретическом курсе должно быть».

Конечно, профессиональное сообщество понимает, что изменением одной программы обучения не выправить ситуацию. Мало внимания уделяется подготовке и отбору преподавателей. Хотя от них зависит многое — какими бы ни были курсы, с плохими учителями толку не будет.

МВД, в свою очередь, подняло уровень экзаменаторов. Они не могут быть младше 25 лет, должны иметь высшее образование, стаж вождения не менее 5 лет и обязаны пройти дополнительные курсы повышения квалификации.

Звучат предложения ввести ответственность автошкол за плохое обучение. Ольга Никонова приводит резонный контраргумент: «Вуз ведь не несёт ответственность за то, что вы, получив диплом, плохо работаете?» Сергей Лобарев соглашается: «Человек может ездить годами по правилам, но потом неожиданно проехать на красный свет. В этом автошкола не виновата». Таким предложением, по мнению экспертов, гаишники хотят снять с себя ответственность. «У ГИБДД по нынешнему административному регламенту есть все возможности для того, чтобы определить, готов человек управлять автомобилем или нет. Вместо того чтобы улучшить прозрачность экзаменов, в России пошли другим путём», — подчёркивает председатель правления «Гильдии автошкол».



История коммунизма


Top