Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Культура и искусство » Искусство » Волшебство фарфора

Волшебство фарфора


В начале XVIII века Европу охватила фарфоровая лихорадка. Это была эпоха, когда европейцам, наконец, удалось разгадать один из главных секретов китайского прикладного искусства. Сегодня интерес к фарфору поутих. В музеях для фарфоровых изделий отводятся небольшие экспозиции, а незамысловатые сервизы в шкафчиках имеют чисто сентиментальную ценность. /epochtimes.ru/

Цапля, Йоганн Йоахим Кендлер, 1732 г. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Цапля, Йоганн Йоахим Кендлер, 1732 г. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Но в прошлом фарфор для европейцев представлял нечто большее, чем предмет обихода. Это были произведения искусства, которыми можно было похвастаться, как картиной или скульптурой.

До 1700 года фарфор в Европу завозился из Китая. В 1708 году фабрика Мейсен в Германии начала производить собственные фарфоровые изделия, заложив основу для европейского искусства фарфора.

Фарфор, спрос на который постоянно возрастал, начали производить в больших количествах. Первые сервизы были выпущены в 20-е годы XVIII века.

Блюдце и пиала, мейсенский фарфор, примерно 1720 г. Расписаны за пределами Мейсенской фабрики в 1745 г. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Блюдце и пиала, мейсенский фарфор, примерно 1720 г. Расписаны за пределами Мейсенской фабрики в 1745 г. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Европейский стиль

После открытия формулы фарфора всего за десятилетие мастера́ Мейсена Йоахим Кэндер и Йоганн Фридрих Эберлин достигли творческого совершенства. От копирования китайских и японских мотивов они перешли к созданию европейского стиля.

Чаша с двумя ручками и крышкой, мейсенский фарфор, 1735 г. или 1738 г., дизайн Йоганна Йоахима Кендлера и/или Йоганна Фридриха Эберлина. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Чаша с двумя ручками и крышкой, мейсенский фарфор, 1735 г. или 1738 г., дизайн Йоганна Йоахима Кендлера и/или Йоганна Фридриха Эберлина. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Немецкие мастера были талантливы, и у них была хорошая мотивация, поясняет Арлен Шечет, нью-йоркский скульптор и эксперт. Август Сильный, король Польши и курфюрст Саксонии, основавший Мейсенскую фабрику, не жалел денег на производство «белого золота», как тогда называли фарфор. Его личная коллекция включала 20 000 изделий азиатского фарфора ― невероятное количество по любым меркам, но он мечтал о производстве, которое бы соперничало с китайским фарфором.

Ранний мейсенский фарфор, расписанный вручную, выглядит неидеально. Вероятно, это связано с тем, что тогда фабрика работала над систематизацией производства. Наглядный пример этого раннего несовершенного стиля ― горчичница и уксусница в виде фигурок, едущих на петухах.

Уксусница и горчичница, мейсенский фарфор, 1737–1739 гг. Дизайн Йоганна Йоахима Кендлера. Фото: Photo by Maggie Nimkin, Courtesy of The Frick

Уксусница и горчичница, мейсенский фарфор, 1737–1739 гг. Дизайн Йоганна Йоахима Кендлера. Фото: Photo by Maggie Nimkin, Courtesy of The Frick

Другие предметы ранней эпохи Мейсена ― двуручная чаша, созданная Йоганном Йоахимом Кендлером и/или Йоганом Фридрихом Эберлином. Она украшена белыми рельефными цветами, которые в некоторых местах выглядят так, как будто они едва касаются поверхности. Под крышкой чаши ― пейзаж, написанный фиолетовой подглазурной краской. Эти предметы показывают, как развивался европейский стиль.

«Большой дракон», Арлен Шечет, 2012 г., мейсенский фарфор и золото. Фото: Photo by Jason Wyche, Courtesy of The Frick

«Большой дракон», Арлен Шечет, 2012 г., мейсенский фарфор и золото. Фото: Photo by Jason Wyche, Courtesy of The Frick

Сегодня дела на фабрике обстоят иначе, говорит Шечет, посетившая курсы на Мейсенской фабрике. Она отметила жёсткое разделение этапов производства. В итоге каждый мастер выполняет ту часть работы, в которой он достиг совершенства.

«Каждый выполняет маленький этап работы. Одни мастера специализируются в рисовании определённых форм, другие наносят только мейсенскую эмблему в виде скрещённых мечей», ― говорит она.

Во время работы на фабрике она изготовила блюдо с мейсенским драконом.

«Но я сделала его больше и забавнее», ― говорит Шечет.

Коллекция мейсенского фарфора. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Коллекция мейсенского фарфора. Фото: Photo by Michael Bodycomb, Courtesy of The Frick

Версия на английском

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (2 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


1
Top