Все новости » Культура и искусство » Искусство » Времена года в японской живописи

Времена года в японской живописи

    «Павлин и пион», Сузуки Кицу, (1796-1858). Фото: R.& B.Feinberg


    Картины на шёлке или на бумаге в виде свитков или огромных ширм изображали растения, животных и пейзажи и были тесно связаны с особенностями японской культуры.

    Времена года в поэзии

    Времена года всегда занимали важное место в японской культуре, особенно в поэзии. Первые свидетельства можно найти в поэзии VIII в. Первая антология японской поэзии «Манъёсю» середины VIII в. содержит целые разделы, посвящённые разным сезонам. Поэты использовали символы, элементы природы, которые впоследствии стали изображать на своих картинах художники. Эти интеллектуалы, будучи жителями городов, часто изображали природу идеализированной.

    Согласно традиции, каждый визуальный элемент — растение, животное, звук, например, крик или запах, связаны с сезоном или с месяцем года. У японских художников наибольшей популярностью пользовались весна и осень. Так родился термин киго: набор слов или выражений, посвящённый конкретному сезону. Поскольку этих выражений было очень много для упрощения работы поэтов существовал сборник киго (саидзики), где выражения и символы были рассортированы по временам года. В современном саидзики существует раздел для выражений, «не имеющих времени года».

    Японцы жили по лунно-солнечному календарю, где сезоны определялись по солнцестояниям и равноденствиям. Луна (цуки) ассоциировалась с осенью. Поскольку осенью ночи становятся длиннее, но погода ещё не очень холодная, люди часто в это время выходили на улицу и могли любоваться луной или работать при свете луны. Другой символ этого сезона — красные кленовые листья. Лотос символизировал лето, а цветущая сакура — весну и эфемерную красоту.

    Эволюция японской живописи

    С X в. на японскую живопись повлияла поэзия. Возникли жанры живописи: «живопись сезонов» (сики-ё), «живопись 12 месяцев» (цукинами-ё) и «живопись знаменитых мест» (мейсо-ё), которые специализировались на изображении пейзажей в конкретный период года.

    В XIII в. в результате распространения дзэн-буддизма на японское искусство оказала влияние китайская живопись. На смену ярким краскам пришли чернила, а место композиций со множеством деталей заняли картины с одним центральным элементом. В XVI в в японской живописи появляется китайская символика, например, журавли и другие птицы. Природные мотивы изображались на вертикальных или горизонтальных свитках и ширмах.

    В XVII в. в эпоху Эдо (1615-1868) увеличение благосостояния буржуазии и торговцев повлияло на развитие искусства. Растущий спрос на прикладное искусство и живопись привёл к появлению множества независимых художников. В живописи зародились различные стили.

    Стиль Нанга

    В эпоху Эдо сёгуны сделали неоконфуцианство официальной философией в стране. Это привело к новой волне китайского влияния на поэзию и искусство. В результате родилось новое направление живописи под названием Нанга (живопись юга). Центром её развития стал Киото. Оно сформировалось, главным образом, под влиянием китайских картин той эпохи.

    Школа Маруямы

    В 1720 г. после долгого периода изоляции в Японии началась эпоха открытости, во время которой был снят запрет на западные книги. В стране началась эпоха процветания. На голландских судах Вест-Индии в страну были завезены европейские книги с иллюстрациями, гравюры и картины. Японские художники узнали о перспективе в западной живописи, недавно открытой камере-обскуре и оптических проекциях.

    В отличие от китайских художников, которые, как правило, были знатного происхождения, японские художники были родом из всех слоёв населения.

    Семья Маруямы Окё занималась сельским хозяйством, он покинул семейную ферму и поехал в Киото, чтобы обучаться живописи у Исиды Ютэя, художника, принадлежавшего к одной из официальных школ живописи под названием Кано.

    Работы Маруямы Окё представляют собой сочетание реализма, пришедшего с Запада и японской техники с многовековой историей. Они отличается большой точностью и декоративностью.

    Школа Маруямы повлияла на множество последующих течений, например, на школу Мори, созданную Мори Сосеном (1747-1821), который перенял реализм Окё, а также создавал юмористические картины с изображением животных.

    Стиль Рин

    Стиль Рин (или Ринпа) — одно из главных направлений японской декоративной живописи XVII в. Оно было основано в Киото двумя выдающимися мастерами: лакировщиком, керамиком и мастером каллиграфии Хон’ами Коэцу (1558-1637) и художником Таварая Сотацу (первая половина XVII в.). Эта школа отличается использованием драгоценных материалов: золотой краски, жемчуга, минеральных красок насыщенных цветов. Ринпа специализировалась на изображении незамысловатых природных сюжетов: птицы, растения, цветы на золотом фоне. Эти картины часто украшали раздвижные двери и стены жилищ аристократов.

    Стиль Нихонга

    Нихонга — это стиль живописи с тысячелетней историей, который корнями уходит в Китай VIII века и сформировался под влиянием пейзажей династии Тан. В XVIII веке к этому стилю возник новый всплеск интереса, и он стал официальной японской живописью. Сам термин Нихонга был создан в XIX век в эпоху Мейдзи (1868-1912). Нихонга противопоставлялась живописи маслом в западном стиле (Ёга). В 1907 г. Под влиянием Нихонга сформировалась новая японская живопись.

    Версия на французском





    Top