Все новости » Культура и искусство » Литература » Вышел новый роман Дмитрия Глуховского «Текст»

Вышел новый роман Дмитрия Глуховского «Текст»


В июне состоялась презентация нового романа «Текст» Дмитрия Глуховского, автора нашумевших романов «Метро 2033/2034/2035», «Будущее» и «Сумерки».

По словам автора, после двухлетнего перерыва (публикация книги «Метро 2035»), новая книга «Текст» выглядит как эксперимент, попытка отойти от привычного жанра.

«Когда тебе 38 лет, не хочется становиться заложником той единственной удачной вещи, которую тебе удалось написать случайно в 20-летнем возрасте. Повторяться — это скучно, поэтому книга вышла очень реалистичной. В ней читатель найдёт для себя и криминальную драму, и психотриллер», — признался Дмитрий Глуховский на презентации книги «Текст» в Московском Доме книги на Тверской.

Главного героя нового романа зовут Илья, он из города Лобни. В 20-летнем возрасте поступил на филфак МГУ без взяток и репетиторов. Успешно окончив третий курс, он пошёл в клуб со своей девушкой. Там проходил рейд службы по контролю над оборотом наркотиков. Он не употреблял наркотики, но ввязался в конфликт с оперативником и за это попал в тюрьму. Через 7 лет после выхода на свободу он очутился совсем в другом городе. Москва сегодняшняя — это не Москва семилетней давности. По мнению Глуховского, Москва семь лет назад была Москвой, смотрящей в будущее, а сегодняшняя Москва — суровая и безрадостная, в которой «европеизация» города обернулась каким-то сталинским генпланом.

Для него гранитная монолитность и монотонность вовсе не напоминает Париж. «Вместо того чтобы смотреть в будущее, мы всё больше смотрим в прошлое, опираясь на достижения поза-позавчерашнего дня. Люди, стоящие у власти, да и мы с вами, как-то боимся задаться вопросом: а что будет завтра? Мы живём с очень коротким горизонтом планирования, в этом наша беда», — делится автор книги с читателями.

Москва, из которой главного героя Илью Горюнова увозили в зону в Соликамск, была криминальная, а сегодняшнюю Москву он назвал бы похмельной. Это как пьющий человек пытается устроиться на работу. В понедельник он прилизывает волосы, напускает на себя серьёзность, но отёк не скроешь. И вот такое впечатление производит Москва сегодня. Внешне люди стали помрачней и посерьёзней, но на это есть глубокие причины, и этого невозможно не заметить. Говоря другими словами, эта книга о том, в каком мире мы живём сегодня, в какой стране и в каком городе.

Изменения, которые произошли с государством и с народом, Дмитрий Глуховский сравнивает с ситуацией, будто мы садились на Рижском вокзале в поезд, который должен был идти в Европу, но ночью вагоны перецепили, и мы просыпаемся пока не в Соликамске, но в Ярославле, хотя поезд следует в Соликамск.

Главный герой Илья, выйдя на свободу через семь лет тюрьмы, не вписался в сегодняшнюю Москву, и вообще в мир, который неожиданно и незаметно для всех стал жить в новом измерении, вполне фантастическом. Здесь правят интернет-технологии, коммуникации, мобильные телефоны. Они усилили наши способности и возможности, сделали нас, по сути, сверхлюдьми с безграничной памятью, прежде всего визуальной. Ведь всё, что мы хотим запомнить, мы немедленно фотографируем и делимся в соцсетях, и когда испытываем счастье, стараемся это счастье побыстрее запечатлеть на видео.

Эта книга не только о добре и зле

Образ героя книги неоднозначный. Перед нами человек, который сталкивается с представлениями о добре и зле, и для которого есть только право сильного. Люди, причастные к этой системе, как правило, верят сильному. Для них эта система координат — пищевая цепочка. Через эти цепочки, через хитросплетения сложных человеческих отношений читатель вовлекается в довольно сильный психологический и эмоциональный триллер. И его с самого начала не покидает сопричастность к большой беде, в которую попадает и не может выбраться герой романа.

«Мне хотелось, чтобы каждый узнал себя в этой реальности. Перемены, которые сейчас происходят, очень интересные, и не все о них пишут. Мы хотим гордиться своей родной страной и хотим, чтобы она снова была великой державой. К сожалению, этим часто пользуются люди нечистоплотные, которые об этом не мечтают, но просто хотят получить как можно больше богатств для себя. И это тоже примета времени. Вообще-то, книга весёлая и интересная, напряжённая и увлекательная, в ней есть острый сюжет, но об этом лучше прочитать самому», — делится с читателями автор книги.

История написания романа

Шесть лет назад по предложению одного режиссёра Дмитрий Глуховский написал сценарий о том, как человек находит мобильный телефон другого человека. Через пять лет автор вернулся к этой истории. За это время мобильные телефоны стали чем-то несоизмеримо большим. Тогда смартфоны имели избранные, а теперь мобильные устройства стали чем-то гораздо более значительным, чем просто телефон. Через него можно всё узнать о человеке, телефон знает даже больше, чем родители или врач. Телефон стал для души резервным хранилищем. В нём самые яркие наши воспоминания: все наши страхи и сомнения, в почте — наставления матери, деловая подноготная, в чатах можно отмотать по времени всю историю от признания в любви до прощания, свидетельства соблазнов и грехов, слёзы и обиды...

По словам автора романа «Текст», герой у него вымышленный, а все остальные события взяты из реальной жизни.

«Поскольку здесь мы имеем дело с героем, который отбыл длительный срок наказания, при этом он вступает во взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, то мне, конечно, нужна была консультация. Книгу вычитывали сотрудники ФСКН и угрозыска, с другой стороны, я давал её на вычитку сидельцам. Мне было важно понять, правильно ли я передал психологию человека, который отсидел в тюрьме семь лет», — рассказывает Дмитрий Глуховский.

В конце концов, в ходе спецоперации герой романа погибает в своей квартире от рук полиции. Ещё одна жизнь бесславно закончила своё существование. Невольно думаешь о себе. Как сделать единственно правильный выбор? Есть ли способ избежать ошибок, изменить свою судьбу? Как говорится, от сумы да от тюрьмы не зарекайся… «Есть люди, от которых что-то остаётся, а есть люди, от которых не остаётся ничего». Даже могилы.





Top