Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Мода » Красота » Выставка китайского костюма в Метрополитен-музее не представила подлинную китайскую культуру

Выставка китайского костюма в Метрополитен-музее не представила подлинную китайскую культуру


Метрополитен-музей открыл грандиозную выставку китайских костюмов «Китай: взгляд сквозь витрину». Очевидно, что главная задача выставки — устроить праздник красоты и показать, как китайская эстетика повлияла на западное  воображение, а не отразить историю китайского костюма.  /epochtimes.ru/

Метрополитен-музей попытался угодить коммунистическим властям. На выставке был выставлен костюм Мао Цзэдуна, платья работы Вивиан Там с портретами Мао Цзэдуна и ансамбль Диора, вдохновлённый Мао. Впрочем, это неудивительно, учитывая, что спонсорами выставки  стали влиятельные лица Китая.

Чайна-таун, а не Китай

Выставка, разместившаяся на трёх этажах, была наполнена яркими дизайнерскими нарядами, которые имеют отдалённое сходство с одеждой эпохи Цин или узорами на древней керамике и бронзе. Другие экспонаты, например, пиджак Ральфа Лорена из красной парчи ― западная одежда, сшитая из китайских тканей.

IMG_1084-600x450

Кадр из фильма «Дом летающих кинжалов», демонстрируемый во время выставки «Китай: взгляд сквозь витрину», 13 мая 2015 г., Нью-Йорк. Фото: Christine Lin/Epoch Times

Одежда ослепляет вышивкой и экзотикой. Они выставлены на фоне жидкокристаллических экранов, где крутят отрывки из китайских боевиков с кунг-фу и старых шанхайских мелодрам.

Вечерний наряд дизайнера Го Пэй, коллекция весна-лето 2007 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Вечерний наряд дизайнера Го Пэй, коллекция весна-лето 2007 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Каждый манекен увенчан невероятным футуристическим головным убором из металла и проволоки. Декорации из пекинской оперы (по крайней мере так указал музей) напоминают сцену вторжения инопланетян.

IMG_1069-315x450

Выставка в Метрополитен-музее «Китай: взгляд сквозь витрину», 13 мая 2015 г., Нью-Йорк. Фото: Christine Lin/Epoch Times

Впрочем, устроители выставки признают, что выставка не претендует на историческую точность. Её куратор Эндрю Болтон  отмечает, что китайская культура претерпела искажение в глазах западных людей, и это двустороннее явление.

«Китайские предметы искусства, продававшиеся на экспорт, внесли вклад в создание китайского мифа», ― заявил Болтон в интервью газете The Washington Post.

У китайской культуры с давних времён было два лица: одно — настоящее, другое ― для внешнего мира. Достаточно взглянуть на старинный экспортный китайский фарфор. Узоры на нём адаптировались под вкус англичан, голландцев и других народов, для кого предназначался этот фарфор.  Сами китайцы не использовали такую посуду, но она повсеместно распространилась за рубежом. Стоит ли удивляться, что у европейцев сложилось ошибочное понимание китайской культуры.

Исчезающая история

Фасоны нарядов большей части выставки отражают придворные одеяния Цин, последней династии Китая (1644–1912), эпохи Китайской республики (когда стали популярны ципао ― обтягивающие платья  со стойкой) и период «культурной революции» (1966–1976). Остальные эпохи, то есть 94% китайской истории, остались не представленными.

Китайская коллекция в «Метрополитене» содержит примерно 200 костюмов, головных уборов и других предметов XVII века и более поздних эпох. Из династий до нашей эры ― всего три подвески и пуговица.

В этом, конечно, нет ничего удивительного: в истории Китая было много войн, имущество разграблялось, а ткани имеют свойство сгнивать. Если посмотреть коллекции костюмов и аксессуаров из других стран, то из предметов, относящихся к 500-1000 гг.,  в музее есть лишь пара золотых серёг. Из периода 1400-1600 гг. имеется только  49 предметов, включая очень потрёпанные  головные уборы и туфли.

Раз образцы древних китайских костюмов не сохранились, значит ли это, что их нельзя воссоздать?

Возрождения традиционного китайского костюма

Небольшая группа энтузиастов по всему миру работает над воссозданием ханьфу  ― костюмов эпох  Тан, Сун, Мин и других династий, предшествовавших маньчжурской династии Цин. «Хань» означает ханьцы, основная этническая группа Китая, а «фу» ― одежда. Ханьфу ― это исконная одежда китайцев.

hanfu-299x450

Наряд династии Тан тайваньского дизайнера Ван Ли-Юя, конкурс ханьфу NTD – 2013. Фото: Dai Bing/Epoch Times

Создание ханьфу напоминает восстановление мамонтов по фрагментам ДНК   ― частично наука, частично работа наугад. Дизайнер использует в своей работе древние картины, скульптуры и фрагменты текстов, где упоминается одежда. Однако ни один из этих источников не даёт исчерпывающей информации о фасонах, материале или социальных нормах, связанных с одеждой.

Конкурс ханьфу, организованный телевидением NTDTV ― единственное официальное мероприятие, объединяющее энтузиастов ханьфу. В нём участвуют десятки дизайнеров из Азии, Северной Америки и Европы. Последний раз конкурс проводился в сентябре 2013 г. в Нью-Йорке. 

Кроме того, внутри Китая есть движение ханьфу. Некоторые носят такую одежду в повседневной жизни. Их обычно считают смелыми,  эксцентричными или старомодными. В Китае всего несколько десятилетий назад любые традиционные вещи были объектом для нападок и преследования.

Внутреннее содержание китайского костюма

При каждой династии существовала своя мода. Одежда династии Тан отличалась насыщенными цветами, широкими рукавами и роскошью. При династии Сун использовались более нежные тона, скромный покрой, были популярны юбки со складками. Монгольская династия Юань и последующая за ней династия Мин, когда китайцы вернули власть над страной, отличалась даосским духом, который повлиял на одежду.

hanfu-t-3-300x450

Ансамбль династии Мин  работы тайваньского дизайнера Йе Мэй-Чень, конкурс ханьфу NTD – 2013. Фото: Dai Bing/Epoch Times

Идея китайских костюмов сильно отличается от европейской одежды. Европейцы всегда ценили чёткие линии и точный покрой, который придаёт телу определённый силуэт. Китайские же одеяния свободно окутывают тело, не изменяя его. Одежда должна была демонстрировать внутренний дух своего владельца, а не его или её фигуру.

Одежда ханьфу выражала спокойствие и почтение ― главные ценности древнего Китая, которым следовало всё общество от императора до простого крестьянина.  В дизайне ханьфу переплелись идеи конфуцианства, буддизма и даосизма.

Возможно, дизайнеры ханьфу не воссоздают исторически точные костюмы, но сама идея, стоящая за этими костюмами, достойна того, чтобы над ней продолжать работать.

 

Версия на английском

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (1 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


Top