Все новости » Культура и искусство » Новости культуры » В России более 130 языков находятся под угрозой исчезновения

В России более 130 языков находятся под угрозой исчезновения


Сегодня мир теряет по одному языку в день, сообщают учёные. В 1999 году ЮНЕСКО была вынуждена учредить Международный день родного языка –– это 21 февраля. По оценкам лингвистов, в мире насчитывается 6809 «живых» языков. Самые популярные из них китайский, английский, испанский, немецкий и другие. Сегодня заказать перевод текста по доступной цене можно практически с любого из них.

Но есть также редкие языки, число которых в процентном отношении немалое, на 90% из них говорит менее 100 тыс. человек — эта цифра предельна для «выживания» языка. По мнению учёных, через сто лет исчезнут от 50 до 90% существующих языков.

Санкт-Петербург, в котором изначально и постоянно живут люди различных наций, отметил эту дату разнообразными мероприятиями.

Книга — культурная память нации

«Языки и литература должны выжить», — уверен Виктор Кокосов, председатель общественной организации «Многонациональный союз писателей». На встрече, состоявшейся по инициативе петербургского Дома национальностей в Российской Национальной библиотеке, он говорил о значении книги и литературы на разных языках в стране, где подавляющее большинство людей говорит по-русски. «Талант наднационален, а через литературу человек может познать себя и помочь себе и другим. Язык и литература формируют культурную память нации», — считает писатель.

Подчёркивая значение родного языка в формировании личности, киргизская поэтесса Октом Мамаева напомнила, что много столетий киргизские старики –– главы семей воспитывали детей, давали им знания о происхождении народа, его героях — образцах чести, наизусть цитируя национальный эпос «Манас». Руководитель киргизского землячества «Ариэт» («Честь») уверена, что такое семейное «поэтическое ритмичное чтение» помогало передать «внутреннюю любовь к ближнему, воспитать доброго человека, который потом передаст эти качества своим внукам».

Участники встречи — старшеклассники разных школ и представители национальных диаспор Санкт-Петербурга услышали, часто впервые в жизни, звучание поэтических ритмов на незнакомых языках, познакомились с древнейшей письменностью Армении и Афганистана, написали свои имена красивой восточной вязью. На вернисаже выставки из фондов НРБ «Национальные классики» участники вечера узнали, что художественная и научная литература издаётся в России на 110 языках.

Многие с удивлением услышали, что 21 февраля был определён ЮНЕСКО Днём родного языка в память о пяти пакистанских студентах, погибших в 1952 году, защищая своё право говорить на родном языке.

«Исчезающие языки России»

Право и даже обязанность перед следующими поколениями не забывать родной язык обсуждали 21 февраля представители «малых» народов России на круглом столе «Исчезающие языки России».

ЮНЕСКО отмечает, что в России более 130 языков находятся под угрозой исчезновения. Критическое состояние многих языков малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока вызывает озабоченность самих народов и учёных-лингвистов и культурологов. О причинах такой ситуации наших «малых» языков, необходимых мерах по их возрождению и развитию говорили петербургские учёные — представители малочисленных народов.

Доктор наук Евгений Головко, заместитель директора Института лингвистических исследований РАН подтверждает, что «большое опасение вызывают языки этнических меньшинств, где мало носителей». Эти народности «испытывают колоссальное давление на них из мира: везде работа и учёба на русском языке».

Надежда Булатова, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН, председатель Ассоциации малочисленных языков Севера, Сибири и Дальнего Востока, назвала «естественные» причины сокращения владеющих родными языками: «Язык неизбежно сохраняется только в местах компактного проживания, где существуют традиционные промыслы и уклад жизни». Однако даже в национальных районах в школах обучение ведётся на русском языке, а родной изучается «как иностранный» и только в младших классах. Недостаёт не только учителей языка, но и учебников.

20150219_131538

Софья Сорокина, Евгений Головко, Надежда Булатова, Любовь Заксор. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха

Другие участники встречи также подчёркивают, что «только в традиционной среде и при ведении традиционного хозяйства», возможно, сохранить язык. Эта ситуация связана с местными природными ресурсами: вода, места выпаса оленей, их лишаются местные этносы. Софья Сорокина, доцент кафедры этнокультурологии института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена, упомянула ещё одну серьёзную проблему. По-прежнему отмечается немало случаев алкоголизма и суицидов в национальной среде народов Севера. «Люди забывают о своей самобытной и уникальной культуре, сами иногда относят себя к отсталым народам». Учёные видят причину такого морального состояния в отсутствии особой государственной политики в отношении малочисленных народов. В некоторых районах люди сами начали образовывать родовые общины для поддержания и защиты традиционных условий жизни.

«Чиновники отчитываются праздниками, — сетует Надежда Булатова, — а нам не до плясок в национальных костюмах». Вслед за отсутствием научно обоснованной национальной политики, сокращением числа коренных жителей, оттоком молодёжи на учёбу в города неизбежно «умирают» языки.

Многие специалисты мира считают, что умирание — это судьба языка, как и человека. Однако притормозить процесс и «иногда сохранить язык возможно, документируя их», — говорит Евгений Головко. Работая с носителями в городах и в отделённых местах их проживания, удаётся сохранить редкие языки путём их фиксации в транскрипции, видео- и аудиозаписях.

Для чего же это нужно? Изучение языков разных систем помогает установить законы их развития, что необходимо, например, для компьютерного перевода и для многих аспектов языкознания. Возможно даже спасти умершие языки. Примеры редкие, но есть. Иврит, на котором перестали говорить ещё при Иисусе Христе, стал государственным языком Израиля. Считался почти утерянным уэльский язык в Великобритании, а сейчас на нём говорят сотни тысяч человек.

Причина возникновения на Земле столь огромного количества языков –– читай, народов –– не найдёт объяснения, если вспомнить, что до сих пор в школах изучают теорию Дарвина, что действует убеждение о зарождении всего человечества в одном месте — Африке. Имеется множество теорий появления и развития языка, но общего ответа не существует. Однако все понимают, что множество языков — свидетельство богатства и разнообразия мировой культуры, которые не следует терять.





Top