Западный журналист рассказал о специфике работы китайских СМИ

The Epoch Times07.03.2015 Обновлено: 08.11.2021 11:51

Канадский журналист Алекс Хилл (псевдоним) поведал местному журналу Vice о своей работе в контролируемом правительством КНР англоязычном журнале «Пекин». Журналистика в коммунистическом Китае имеет свою специфику. /epochtimes.ru/

Каждый рабочий день Алекса начинался с подготовки к публикации множества сообщений. Самая популярная и обязательная на каждый день тема — это «прогресс в области прав человека в Китае». Далее могли быть статьи на тему «создание процветания в Тибете» и «усиление демократии в Китае». Также должна быть минимум одна негативная статья о Японии и несколько статей с оптимистичными экономическими прогнозами.

Алекс рассказал, что, как и у более чем десяти других западных специалистов, работающих в журнале, на поверхности его работа заключалась в том, чтобы познакомить мир с «реальным Китаем» и «социалистической демократией» в этой стране.

Один из иностранных сотрудников журнала назвал это издание «мёртвой звездой». Он пояснил, что это всего лишь один из инструментов пропаганды коммунистического режима среди многочисленных других аналогов на разных языках.

Многие подобные СМИ, находящиеся в других странах, открыто заявляют, что они являются государственными СМИ КНР. Другие позиционируют себя, как частные и независимые, но их финансирует китайское правительство, и выполняют они те же задачи, что и первые. Они нанимают сотни иностранцев, которые работают у них писателями, редакторами и дикторами. На них лежит обязанность и ответственность распространять «правду» о «новом Китае», рассказывает Алекс.

Сам Алекс вступил в эту, как он её называет, чирлидинговую команду (группу поддержки) компартии из-за необходимости оплачивать свои счета, включая и расходы на обучение ребёнка.

В статье журнала говорится, что, начиная с 50-х годов, коммунистическая партия активно использует таких, как Алекс, западных журналистов для опровержения «лжи» капиталистических СМИ.

Именно такие прирученные компартией журналисты воодушевлённо писали в 1958 году о больших запасах зерновых в китайских кооперативах в то время, как в КНР был голодомор. Именно они воспевали в западных СМИ «восстание крепостных в Тибете», когда армия компартии уничтожала тибетцев.

Однако, по словам Алекса, западным сотрудникам, несмотря на их лояльность, хозяева всё равно не доверяют. Их работа заключается в основном в корректуре уже готовых текстов, написанных и переведённых китайцами. Сами они иногда пишут некоторые статьи о культуре или музыке, абсолютно не касаясь политики.

В работе Алекса также существует множество правил и ограничений. Например, когда основатель «Фэйсбук» Марк Цукерберг начал говорить по-китайски, Алексу поручили написать статью об этом молодом миллиардере. Но китайский редактор предупредил, что не надо писать слишком много о самом «Фэйсбуке», пояснив, что в Китае эта социальная сеть заблокирована цензурой.

Политкорректность является одной из важнейших вещей в работе журналиста в китайском СМИ. Алекса сразу познакомили с четырьмя запретными темами в Китае: Тайвань, Тибет, площадь Тяньаньмэнь и Синьцзян.

В последнее время Алексу пришлось начать учить новые важные словосочетания, связанные с политикой. Например «совещательная демократия». А также чиновничьи клише, которые необходимо обязательно часто использовать в текстах. Самые распространённые из них –– это «новаторство» и «взаимовыгодное сотрудничество».

«В одном предложении можно было встретить четыре слова „сотрудничество“», — говорит Алекс.

Однажды он корректировал текст о китайско-американском сотрудничестве, где количество слов «сотрудничество» просто зашкаливало. Он начал их нещадно удалять, но главный редактор китаец сразу его поправил, пояснив, что это «установленные слова» и убирать их нельзя. По мнению Алекса, всё это является результатом того, что редакционную политику устанавливают чиновники, а не журналисты.

Не только западные сотрудники журнала, но и китайские коллеги Алекса тоже были связаны по рукам и ногам запретами и приказами сверху. Однако их это нисколько не смущало. Один из них сказал Алексу, что они ведь просто занимаются пропагандой.

Ещё один коллега Алекса из США сказал, что он сначала читает присланную для публикации новость о событии, а потом ищет в «Гугле» информацию о том, что же там произошло на самом деле.

Подробней о том, как работают официальные китайские СМИ можно прочитать в нашей публикации: «Агентство «Синьхуа» — крупнейший в мире инструмент пропаганды».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА