Все новости » Китай » Общество Китая » Защитят ли VR и 3D-карты памятники культуры Китая от туристов, землетрясений и изменения климата?

Защитят ли VR и 3D-карты памятники культуры Китая от туристов, землетрясений и изменения климата?


Здесь начинается Китай. Пещеры Могао, которые занимают ключевые точки на Шёлковом пути в западной провинции Ганьсу в Китае, — бесценная жемчужина древней китайской культуры.

Известные также как Гроты Тысячи Будд, они образуют систему из 492 храмов и расположены недалеко от города Дуньхуан, в древности служившего воротами в Китай на Великом Шёлковом пути. Некоторые храмы датируются 366 годом н.э. Пещеры содержат около 45 000 квадратных метров изысканных фресок и 2415 скульптур, многие из которых сделаны из глины, дерева и соломы.

Как Китай может вернуть утраченное культурное наследие

Состояние фресок и скульптур в пещерах ухудшается из-за увеличения количества туристов в этом архитектурном комплексе, который стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

«Углекислый газ, выдыхаемый посетителями, накапливается в пещерах. Это приводит к повышению температуры и влажности, что ещё больше разрушает фрески и скульптуры», — говорит Ван Сюйдун, заместитель директора Исследовательской академии Дуньхуана.

Но учёные придумали решение: цифровое картографирование для создания пещер виртуальной реальности (VR), которые можно посетить где угодно и когда угодно.

Совместная инициатива Исследовательской академии Дуньхуана, Исследовательского фонда по сохранению гротов в Дуньхуане и американской компании Seagate Technology включает в себя ряд передовых технологий и методов.

«Мы используем технологии для фотосъёмки, для обработки компьютерных изображений, 3D-сканирование и реконструкцию, а также технологию панорамного роуминга для цифровой защиты пещерного комплекса», — говорит Дин Сяохун из Исследовательской академии Дуньхуана.

Сканирующие лидары формируют двумерную или трёхмерную картину окружающего пространства, а панорамные изображения на 360 градусов производятся с использованием линз «рыбий глаз».

Статуя Будды в пещере № 158 Могао. Фото: Wikipedia Commons

Полученные данные 3D-отображения идеально подходят для воспроизведения в VR, но это занимает много времени. «Это зависит от размера пещер. Обычно для завершения 3D-сканирования и реконструкции (одной части) требуется несколько месяцев», — объяснил Дин.

«Эти данные неоценимы, — говорит Сэнди Сунь, вице-президент и генеральный менеджер Seagate по продажам в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Китае, который занимается сбором данных по проекту. — С цифровой защитой и хранением ценных данных мы надеемся, что великолепную культуру Дуньхуана можно будет сохранить для последующих поколений. Это то, что мы можем и должны делать как научно-техническая организация».

Буддийские статуи и живопись в пещере № 285. Фото: Wikipedia Commons

Учёные из Академии Дуньхуан надеются создать подробный, захватывающий проект VR, как онлайн, так и на месте, чтобы посетители не почувствовали необходимости посещать столько пещер или оставаться внутри них долгое время. Тем не менее Дин признаёт, что, несмотря на дополнительный углекислый газ, создаваемый посетителями, туризм может способствовать распространению культуры Дуньхуана и позволить большему количеству людей осознать важность защиты культурных реликвий.

«Дуньхуан имеет невероятно большое значение для Китая и всего мира — это город в устье Шёлкового пути, — сказал Томас Берд, соавтор книги «Дуньхуан — город на Шёлковом пути». — Именно отсюда китайские воины отправлялись сражаться с варварскими племенами и наладили торговые отношения со странами Центральной Азии. Благодаря этому Китай стал настолько богат, что его торговцы дошли до Рима».

Через Дуньхуан иностранные религии вошли в Китай. В буддийских сюжетах пещерных росписей можно видеть многовековое увлечение китайцев этой индийской духовной практикой. «Это мировое наследие мирового класса, не меньше, — говорит Берд. — Это наглядное свидетельство культурного обмена между двумя старейшими цивилизациями мира. И всё это передано благодаря высокому мастерству сотен безымянных монахов».

В Дуньхуан можно добраться через Сиань или Ланьчжоу. Около 70 пещер открыты для публики в разное время, из-за чего трудно следить за их сохранностью. Билет позволяет посетителям посетить восемь пещер в течение пикового сезона и 12 — в межсезонье.

Не только туризм угрожает объектам наследия. Землетрясения, изменение климата и конфликты тоже являются причинами оцифровки памятников. Например, Seagate также помогла построить цифровые музеи, такие как Музей древнего чайного конного пути в Лицзяне, в котором рассказывается об истории маршрутов, которые когда-то связывали Юньнань с Тибетом, Индией и Юго-Восточной Азией. Компания также помогла в работе по цифровому сохранению Пекинского оперного театра.

Но самый громкий проект Seagate — двухлетнее сотрудничество с некоммерческой организацией CyArk, которая пытается оцифровать 500 объектов культурного наследия. CyArk создала цифровые копии более 200 исторических памятников в 40 странах, в том числе Ангкор-Ват в Камбодже, Сиднейский оперный театр в Австралии и город-храм Баган в Мьянме (где ущерб, нанесённый землетрясениями в прошлом году, послужил напоминанием о срочной необходимости их сохранения в цифровом виде).

Самым последним проектом CyArk было цифровое сохранение древнего города Пхра Накхон Си Аюттхая, расположенного примерно в 85 км к северу от Бангкока в Таиланде. Аюттхая, также являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, процветал с XIV по XVIII века как вторая столица королевства Сиам и был одним из крупнейших городов планеты в то время. Однако он был разрушен вторгшейся бирманской армией в ​​1767 году, оставившей только некоторые каменные памятники.

Проект CyArk в Таиланде использовал лидар, а также в значительной степени включал сбор фотографий, сделанных с помощью ручных камер и воздушных беспилотных летательных аппаратов. Это позволило создать реалистичные 3D-модели. Археологи и архитекторы часто получают много важной информации из фотографий, даже из снимков, сделанных туристами.

Пагоды в историческом парке Аюттхая в Таиланде. Фото: Wikipedia Commons

Недавно фотографии были использованы для создания высокодетальной 3D-модели Монументальной арки Пальмиры, 1800-летней римской арки в Сирии, которая была уничтожена исламскими боевиками в 2015 году. Копия арки была вырезана из египетского мрамора с использованием 3D-модели и представлена всему миру. Однажды она будет установлена в Пальмире. Разрушение Пальмиры показывает, насколько важно цифровое сохранение объектов культурного наследия.

«Арка никогда не подвергалась 3D-сканированию, — говорит Алексий Кареновска, директор по технологиям Института цифровой археологии Оксфордского университета (IDA). — Мы создали 3D-модели, используя фотографии из всех источников, в том числе снимки туристов. Можно было бы использовать лидар или любую другую технологию поверхностного сканирования для создания 3D-модели, но памятник уже был разрушен».

Использование фотографий для создания подробных 3D-карт и архитектурных изображений называется фотограмметрией. Она становится всё более важной при исследовании культурных памятников. IDA создал Million Image Database, своего рода Википедию или Google Earth для объектов наследия, находящихся под угрозой разрушения. Каждый может загружать туда фотографии.

То, какие технологии использовать для составления карты исторических памятников, и сколько времени потребуется, зависит от их масштаба и местоположения. Например, дроны полезны для недоступных мест на вершине холмов, таких как Мачу-Пикчу в Перу. Для масштабных архитектурных комплексов, таких как Ангкор-Ват в Камбодже, самой большой проблемой является нехватка времени.

«Это, по сути, большая проблема сбора данных. Речь идёт об организованном сборе данных и их надлежащем хранении», — отметил Кареновска.

Ангкор-Ват в Камбодже. Фото: Wikipedia Commons

В то время как VR используется в Дуньхуане, чтобы уменьшить необходимость посещения пещер туристами, Кареновска считает, что дополнительная или расширенная реальность (AR) является целью 3D-визуализации. «Теперь мы можем создать проекцию структуры, а затем наложить её на естественную среду с помощью очков AR», — сказал он.

Поскольку программное обеспечение для создания AR становится более оптимизированным, можно ожидать, что такие проекции — через AR-очки и телефоны — станут такими же распространёнными в исторических местах, как сейчас аудиогиды ​​в музеях.

В Дуньхуане они планируют построить 3D-кинотеатр. «Мы будем продолжать применять самые передовые технологии, в том числе 4K или даже 8K, так как это необходимо для изучения пещер, государственного образования и для посетителей», — говорит Дин.

Берд высоко ценит деятельность исследовательской Академии Дуньхуана, но опасается за будущее пещерного комплекса. «Он слишком удалён и изолирован, чтобы им можно было наслаждаться, — сказал он. — Но толпы, которые Венеция на другом конце Шёлкового пути видит каждый год, наверняка затопят и Дуньхуан».

 

Источник:  South China Morning Post





Top