Все новости » Культура и искусство » Искусство » «Зазеркалье», «Упсала цирк» и не только

«Зазеркалье», «Упсала цирк» и не только



К важной дате «Дня защиты детей» 1 июня ИА Росбалт в Санкт-Петербурге в рамках своего постоянного проекта «Семейные ценности» пригласил на встречу «Театральный спасательный круг» детский музыкальный театр «Зазеркалье», «Упсала цирк», «Театр без границ». Участники рассказали, как им удаётся приобщением к творчеству защищать и спасать обездоленных детей — детей, обделённых вниманием в семье, совершивших преступления, детей с ограниченными физическими возможностями.

Заслуженный артист РФ, художественный руководитель театра «Зазеркалье» и арт-директор фестиваля «Арлекин» Александр Петров сказал, что его детский театр выполняет свою «защитную» роль не один раз в году, а 365 дней. «Дети требуют защиты, так как вынужденно воспитываются программой “Дом-2”», — горько замечает он. Спектакли театра, которому уже 25 лет, «делают лечебные прививки от потери памяти. А память — главное, что помогает копить и учиться». Хартия «Зазеркалья», которую разделяют все его сотрудники, — «это урок доброты для строительства души, когда становится возможным сделать выбор и найти правильное решение».

В этом году театр уже поставил такие музыкальные спектакли, как «Дюймовочка», «Крошечка-хаврошечка» и другие, в которых, как и во всех сказках, побеждают личности, живущие по духовным заповедям. «Спектакль — всегда со-творчество, — говорит режиссёр. — Творческое действо на сцене, трогательные истории участвуют в строительстве сердечной части, в рождении со-страдания».

Мысли худрука развивает Марина Корнакова, заместитель директора театра, директор Российского фестиваля «Арлекин»: «Спектакли „Зазеркалья“ — как лекарство для трудных детей, это особая линия театра». Магия театра доступна детям с ограниченными возможностями. Например, слепые дети находятся на сцене вместе с артистами, «со-переживая чудо и счастье, ощущая магию театра».

Общероссийский ежегодный фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», сам детище «Зазеркалья», прошедший в апреле уже в одиннадцатый раз, «создан не забавы ради», — говорит его директор. Он стал также для творческих людей, приезжающих со всех концов России, лабораторией, которая показывает, как «такие “заезженные” понятия, как толерантность и патриотизм передать через со-страдание», которому учит жизнь на сцене.

Петербургский «Упсала цирк» меняет мир уже 14 лет. Худрук цирка-театра Лариса Афанасьева рассказывает, что труппа артистов — бывших беспризорников и хулиганов от 7 до 18 лет, объехала всю Европу, но основная миссия его здесь, в Санкт-Петербурге: «Хулиганов нужно беречь, охранять и защищать. Дети — это маленькие люди». Само название цирка от английского Oopsн, что означает что-то неожиданное и А-ля, как цирковое слово. «Мы просто присвоили себе звание “Первый и единственный в мире цирк для хулиганов”», — говорит Лариса Афанасьева.

В 2005 году цирку, наконец-то, подарили во время зарубежных гастролей цирковой шатёр, но всё равно ещё было далеко до настоящего цирка. Только в прошлом году во дворе одной коррекционной школы построили у пруда стационарный цирковой шатёр, который работает круглогодично.

Сегодня в труппе около 60 человек, несколько тренеров — это выпускники проекта. Есть группа «особый ребёнок», где занимаются в основном дети с синдромом Дауна. Есть группа бывших уличных ребятишек, «это ребята, которые приходят к нам в цирк и приносят с собой понятия из семьи, из школы, из нашего общества», — говорит Лариса.

Ещё один проект, называемый «Цирк за забором», — своеобразная спецшкола для мальчиков 12–16 лет, совершивших преступления, которых привозят на занятия из колонии под конвоем. «Ребята постепенно меняются, репетиционный зал цирка — единственное место, где они не сквернословят. Я уверена, — говорит худрук, — именно хулиганы должны спасти мир. Они умеют мечтать, просто они гиперактивны».

Сегодня «Упсала цирк» стал площадкой общения, местом совместного действия родителей и детей. По субботам до тысячи человек сотрудничают, всё лучше понимая друг друга, находя общее занятие.

О воздействии сценического действа на детей, «приговорённых нашей системой социальной помощи к жизни на койке в интернате до самой смерти», рассказала Елена Шифферс, руководитель международного проекта «Театр без границ». Уникальный проект начали несколько лет назад артисты из Швейцарии, к нему присоединилась благотворительная организация «Перспективы» из Петербурга, а вскоре и Германия.

Для тяжёлых пожизненных инвалидов еженедельные занятия в особой театральной студии стали «важной составляющей их жизни», — рассказывает Елена. В интернате человек оказывается в безвыходной жизненной ситуации, разумеется, персоналу проще, когда инвалид не покидает своей кровати. Система направлена на подавление воли человека. Участие в театральной постановке показывает, что эти люди, оказывается, наделены колоссальной волей к жизни. «Такого желания меняться я не видела никогда, — признаёт режиссёр, — именно театральный проект им помогает, они начинают себя обслуживать. Участие в общем деле поднимает их самооценку и помогает выжить». Не менее важно, что сами эти соцучреждения начинают меняться.

Борис Павлович, театральный режиссёр, куратор просветительских программ Большого драматического театра им. Товстоногова рассказывает, что знаменитый «взрослый» театр пришёл к «осознанию ответственности драматического театра и вступил на линейку социальных программ». Он воспринимает школы, как место «ощущения щемящего ужаса и риска для детей», которым трудно в нынешних условиях «осуществлять свою гуманитарную миссию». Театр уже приступил к проекту, вовлекающему школьников в процесс со-творчества. Ребята смотрят спектакль, а затем уже в школе организуется открытый разговор о нём. Так формируется пространство взаимного общения театра и школы.

Странное, на первый взгляд, написание слов с частицей «со-» объясняется особой её ролью в русском языке. Об этом написано в Орфографическом правиле, висящем в каждом помещении московского Класс-центра 686. Эта школа действует под девизом «Театр как система гуманитарного образования». Текст этого правила: «Самая главная приставка в русском языке и жизни — Со. Со-чувствие, Со-страдание, Со-действие, Со-участие, Со-переживание».



новости партнёров

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

История коммунизма


Нажмите «Нравится», чтобы читать
epochtimes.ru на Facebook

Top