Все новости » Культура и искусство » Знаменитости » Алисе Фрейндлих исполняется 80

Алисе Фрейндлих исполняется 80


Алиса Фрейндлих — всенародная любимица, звезда театра и кино — 8 декабря 2014 года отмечает свой 80-летний юбилей. До сегодняшнего дня она является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. За свою актёрскую жизнь Фрейндлих сыграла множество ролей как в театре, так и в кино. Старшее поколение особенно полюбило актрису после выхода на экраны фильма знаменитого режиссёра Эльдара Рязанова «Служебный роман». Роль Людмилы Прокопьевны Калугиной — Мымры, преобразованной силой любви в прекрасную женщину, стала визитной карточкой Алисы Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих является обладательницей двух театральных премий «Золотая маска» и двух премий «Ника», многие фильмы с её участием вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Уже с октября Алисе Фрейндлих по случаю юбилея поклонники, друзья и коллеги начали преподноссить подарки.

К юбилею Алисы Фрейндлих в музее-квартире семьи актёров Самойловых 7 декабря открылась очередная экспозиция из цикла «Театральные династии». Главными посетителями выставки были сама Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих и её дочь Варвара Владимирова, которые признались, что здесь они увидели свои фотографии, фотографии Бруно Фрейндлих, которые раньше никогда не видели. Всё на этой выставке — от фотографий, афиш и до костюмов — рассказывает о династии актёров Фрейндлих.

В день юбилея Алисы Фрейндлих на телеканале «Россия К» в 21:20 будет показана премьера документального фильма «Нет объяснения у чуда», затем спектакль «Калифорнийская сюита». 12 декабря в 20:20 будет демонстрироваться художественный фильм «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» с Алисой Фрейндлих в главной роли.

Алиса Фрейндлих унаследовала от своих предков чувство юмора и немецкую педантичность. Фрейндлихи приехали в Петербург ещё при Екатерине Великой, служили стеклодувами на императорском заводе, равных им мастеров не было. Но жили они обособленно. Отец Алисы — Бруно Фрейндлих — первым нарушил традицию и женился на русской актрисе Ксении Фёдоровне Фёдоровой, приехавшей в Ленинград из Пскова. Когда в семье родилась девочка, мать хотела назвать её Наташей, но бабушка была не очень довольна таким выбором: Наталья Бруновна Фрейндлих звучит как-то странно. Тогда отец предложил назвать малышку Алисой, а в метриках записали девочку русской.

В небольшой квартире на Исаакиевской площади жила вся большая семья Фрейндлихов: бабушка и пятеро её детей с их семьями. Но во время Второй мировой войны квартира опустела, так как быть немцами. хотя и обрусевшими, было смертельно опасно: одних репрессировали, других выслали из Ленинграда, а потом так и не разрешили вернуться. Отец Алисы уехал на гастроли с театром, бабушка, уже перенеся блокаду, умерла в эшелоне по дороге в Сибирь. К концу войны Алиса осталась вдвоём с матерью.

Самые яркие воспоминания детства у Алисы Фрейндлих — это война, блокада, ожидание очередного кусочка хлеба, который бабушка выдавала строго по часам, и добрые улыбчивые лица, в которых тогда нуждались все блокадники. Эта поддержка и взаимопомощь помогла выжить в те холодные и голодные дни.

После окончания войны Алиса с матерью переехала жить в столицу Эстонии Таллинн, но пробыли они там всего три года, потом вернулись в свою старую квартиру, которая стала уже коммуналкой, и им выделили в ней одну комнату. Отец из эвакуации вернулся с новой семьёй, но Алиса поддерживала с ним отношения, дружила со своей сводной сестрой Ириной и часто ходила к отцу в театр. Отец помог Алисе сформировать чёткое представление о её будущей профессии актрисы, и Алиса поступила в Ленинградский театральный институт.

На третьем курсе Алиса влюбилась и вышла замуж за своего однокурсника Владимира Карасёва. Жили молодые в одной комнате с матерью, в той квартире, где прошло Алисино детство. Молодая семья просуществовала недолго, уже к окончанию института Володя и Алиса разошлись.

Дипломной работой Алисы Фрейндлих была главная роль в спектакле «Мораль пани Дульской». Отлично сыгранная дебютная роль стала пропуском в труппу Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, за время работы в котором Фрейндлих прошла хорошую школу, сыграв более десятка ролей. В то же время она дебютировала в кино, снявшись в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах».

Однажды в театр был приглашён режиссёр Игорь Владимиров для постановки спектакля «Время любить», он заметил Алису, игравшую в спектакле маленькую девочку, которая так хорошо пела и танцевала, что режиссёр очень заинтересовался актрисой и пригласил её в свой театр, где он был руководителем. С тех пор они много времени стали проводить вместе, работая в Театре им. Ленсовета. Их творческая дружба постепенно переросла в любовь и вскоре они поженились. Это был второй брак Алисы Фрейндлих. Игорь Владимиров был старше её на 16 лет, большую часть времени они были на Вы, и вовсе не из-за разницы в возрасте.

Алиса долго не могла решиться родить ребёнка из-за большой занятости в спектаклях, театру посвящалась вся жизнь без остатка, дочка Варя появилась на свет, когда Алисе было 33 года. Варя родилась в марте, а через месяц мама уже играла на сцене.
Игорь Петрович был ревнив, Алиса не имела права ни болеть, ни пропускать репетиции, муж ревновал её ко всему, что отвлекало от театра, а больше всего к кино. Когда Эльдар Рязанов пригласил Фрейндлих сниматься в «Служебном романе», Владимиров её не отпустил. Тогда Рязанов специально приехал из Москвы в Ленинград. И только после длительных и тяжёлых переговоров двух режиссёров Алиса была отпущена. Вечером она принимала участие в спектакле в Питере, ночью учила роль в «Красной стреле», утром снималась у Рязанова в Москве. Репертуар театра ни разу не пострадал.

В начале 70-х в театр было невозможно попасть, чтобы купить билеты, зрители дежурили у касс ночами, однако министерство культуры театр Ленсовета упорно не замечало, газеты печатали разгромные статьи, а о зарубежных гастролях и мечтать не приходилось, даже на плёнку спектакли не снимали. Игорь Петрович всё чаще и чаще находил утешение в алкоголе. Алиса пыталась его образумить, остановить, но это было нелегко. И, конечно, находились женщины, которые его утешали, но Алиса этого долго не замечала, а когда поняла, то не смогла выдержать и ушла от мужа, но театр не бросила. Ещё четыре года прослужила в нём верой и правдой. И только потом, когда нашлась замена, перешла к Товстоногову.

Третий брак Алисы Фрейндлих был с художником Юрием Соловьём, с которым они вместе прожили 12 лет, потом Юрий уехал за границу, а Алиса с ним ехать отказалась. Она осталась верна своей сцене, любимым ролям и благодарным зрителям.

Создатели нового документального фильма «Нет объяснения у чуда» попытались разгадать секрет Алисы Фрейндлих. Кто бы ни говорил об этой замечательной актрисе, все придерживаются одного мнения: в ней есть какая-то тайна, что-то необъяснимое, магически притягивающее, завораживающее, влюбляющее. «Нет объяснения у чуда», — говорит Геннадий Шпаликов. «Алиса — это ощущение музыки и света, — рассказывает Сергей Соловьев. — Она несёт в себе пленительность женского образа совершенно феноменально. Она даже не играет, а существует, снимать её — одно наслаждение». Михаил Боярский утверждает, что «только одна сцена знает, какая она, потому что туда она выносит всё самое сокровенное».

Сама же Алиса Бруновна придерживается другого мнения и говорит вполне определённо, раскрывая волнующие её темы. По её мнению, хороший режиссёр должен быть архитектором, скульптором спектакля, хозяином сцены, зорким садоводом и зеркалом для актёра.

Самые запоминающиеся кинообразы, созданные Алисой Фрейндлих

Роль очаровательной баронессы де Шампиньи в музыкальной комедии «Соломенная шляпка» (1974 год) режиссёра Леонида Квинихидзе. Обворожительная Алиса Фрейндлих с высокой прической с перьями, в шикарном платье с глубоким декольте и открытыми плечами поёт задорную песню под аккомпанемент Михаила Козакова, сыгравшего роль Виконта.

В 1962 году режиссёр Эльдар Рязанов снимал комедию «Гусарская баллада», тогда на роль Шурочки Азаровой пробовалась и Алиса Фрейндлих, но из-за её очень проявляющейся женственности (а нужно было играть юношу) кандидатура была отклонена, но Рязанов обязательно хотел задействовать актрису в своём фильме. Пьеса «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» была написана в 1969 году и с успехом шла в некоторых театрах по всему бывшему Советскому Союзу, в том числе и в театре, в котором работала Алиса Фрейндлих. И когда Эльдар Рязанов позвонил в театр Ленсовета, чтобы пригласить Фрейндлих сниматься в фильме в роли Нади Шевелёвой, ему кто-то дерзко ответил, что «она даже не играет в вашем спектакле». Рязанов не стал её приглашать по каким-то своим причинам, и роль, которую могла прекрасно сыграть Фрейндлих, исполнили три актрисы, на экране все видели польскую актрису Барбару Брыльску, говорила за неё Валентина Талызина, а песни пела Алла Пугачёва.

В 1976 году творческий союз Рязанова и Фрейндлих всё-таки состоялся, и Алиса сыграла главную роль в фильме Рязанова «Служебный роман» — Людмилу Прокофьевну Калугину — немолодую начальницу, старомодную и нудную Мымру. Образ удался на 100%. Эта была самая лучшая и самая любимая роль актрисы, а фильм до сих пор с удовольствием смотрят не только люди старшего поколения, но и молодёжь. Многие женщины, посмотрев в те годы «Служебный роман», побежали в парикмахерские, сделали похожие прически и сшили такие же платья, как у влюблённой Людмилы Прокофьевны.

Сразу же после выхода на экраны фильма «Служебный роман» режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, снимавший фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» пригласил Алису Фрейндлих на роль королевы Анны Австрийской — супруги короля Франции Людовика XIII. Алиса Бруновна признаётся, что роль сначала не получалась, ведь она никогда не видела живой королевы. Но когда режиссёр разъяснил, какой по характеру была королева Анна, всё получилось, и зрители увидели прекраснейшую гордую и непокорную королеву — чувствительную женщину, желающую любить и быть любимой. Сцена встречи в будуарах с Д’Артаньяном (Михаил Боярский) и пощёлкиванием пальчиками — в фильме ключевая, полностью раскрывающая чувственно-сдержанный характер Анны Австрийской. Фильм вышел на экраны в 1978 году.

В эти годы Алиса Фрейндлих была самой востребованной актрисой кино, её приглашали сниматься многие режиссёры. Андрей Тарковский пригласил её сыграть в его очередном фантастическом шедевре (наряду с «Солярисом» и «Зеркалом») — в фильме «Сталкер», снимавшемся в 1979 году. Для великого режиссёра, который придаёт большое значение каждому движению, каждому слову актёра, участие такой актрисы, как Алиса Фрейндлих, в фильме было необходимым. Несмотря на то, что роль жены Сталкера была небольшой, всего несколько сцен в начале картины и монолог в конце, который, по словам Алисы Бруновны, был на съёмках полностью сымпровизирован, но высказанное актрисой заставляет задуматься многих.

В 1983 году Эльдар Рязанов снимал фильм «Жестокий романс». На роль обедневшей дворянки Хариты Огудаловой, которая ищет богатого жениха для своей дочери, он пригласил Алису Фрейндлих. По замыслу режиссёра, Харита Игнатьевна вызывает сочувствие и в то же время отвращение своим заискиванием перед богатыми. Алиса Фрейндлих сыграла мастерски, блестяще передав всю совокупность качеств героини, и это было под силу только этой актрисе, замечает Эльдар Рязанов.

В 1994 году в фильме «Подмосковные вечера» режиссёра Валерия Тодоровского Алиса Фрейндлих сыграла роль сильной и влиятельной писательницы, позже актрисе была вручена премия «Ника» за лучшую женскую роль второго плана.

Потрясающие детективные серии с участием Алисы Фрейндлих выходят в период с 2002 по 2005 годы. Режиссёрский дуэт — Сергей Ашкенази и Эльдор Уразбаев — снимает сериал «Женская логика». На роль русской «мисс Марпл» приглашается Алиса Фрейндлих. На протяжении всего сериала чудесным образом переплетаются личные отношения пенсионерки Ольги Тумановой и сотрудника Федеральной службы безопасности Андрея Стрельцова, которого играет Станислав Говорухин. Ольга Петровна, любящая читать детективы, постоянно оказывается в центре какой-нибудь криминальной истории, находит улики, которые скрыты от профессиональных следователей, и, применяя женскую логику и помощь своего друга Андрея, помогает раскрывать преступления. И это у героини Алисы Фрейндлих превосходно получается.

В эти же годы режиссёр Константин Худяков снимает фильм «На Верхней Масловке» по одноименной повести Дины Рубиной. Роль 87-летней привередливой капризной старухи, бывшей известным во Франции и России скульптором, превосходно сыграла Алиса Фрейндлих. Её героиня Анна Борисовна, несмотря на преклонный возраст и плохое физическое состояние, обладает ясностью и живостью ума, метким юмором и интересом к жизни. За Анной Борисовной ухаживает Пётр, роль которого исполняет молодой актёр Евгений Миронов. Пётр — режиссёр самодеятельного театра. Театровед по образованию, в своё время он много публиковался, но так и не смог добиться чего-то значимого в искусстве.

Пётр не имеет собственного жилья в Москве и уже много лет живёт у Анны Борисовны в квартире на Верхней Масловке. Пётр в душе нежно любит старушку, но не может терпеть её колкие замечания, поэтому они часто ссорятся, и порой кажется, что они ненавидят друг друга. Сам артист рассказывал, что только благодаря тому, что он действительно влюблён в эту прекрасную актрису, он смог сыграть такую сложную в эмоциональном плане роль. За роль в фильме «На Верхней Масловке» Фрейндлих получила свою вторую «Нику» и первого «Золотого орла».

В январе 2014 года, к 70-летнему юбилею снятия блокады Ленинграда, режиссёром Олегом Газе был выпущен фильм «Линия Марты», в котором тесно переплетаются судьбы людей нескольких поколений: детей военного времени, ставших теперь дедушками и бабушками, и современных детей. Алиса Фрейндлих играет роль Марты, подружившейся с незнакомой девочкой, которой она помогла пережить трудное время развода родителей.

Героиня фильма Ольга развелась с мужем, и с дочкой Наташей переехала в старую мрачную квартиру Петербурга с окнами, выходящими в «колодец», отец же девочки уезжает с новой женой в новую квартиру. У Ольги с дочерью очень напряжённые отношения, они часто ссорятся. Однажды Наташа в сердцах срывает старые обои в своей комнате и обнаруживает послание из блокадного сорок второго года, которое написал мальчик Юра девочке Марте, которую любил, и невольно обидел, так и не успев признаться ей в своих чувствах. Это послание заставило Ольгу и Наташу изменить свои взгляды на жизнь, и они решили отыскать Марту, которая, как было написано в письме, жила на 7-й линии Васильевского острова. Дети блокадного Ленинграда называли эту улицу линией Марты, потому что Марта была очень доброй девочкой и всем помогала в эти тяжёлые дни. Поиски Марты становятся для Ольги и Наташи жизненно важным делом и спасением от боли, мать и дочь обрели полное взаимопонимание.

——————————————————————

В настоящее время улицы Санкт-Петербурга украшают вывески из объёмных букв, светящихся в тёмное время суток, к Новому году добавляются различные звёздочки, снежинки, гирлянды, придающие городу некую загадочность и сказочность. Изготовлением объемных букв в Санкт-Петербурге  успешно занимается компания «Леноблреклама», у которой на счету огромное количество выполненных заказов с отличными отзывами клиентов.



Девушка выполняет медитацию

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

История коммунизма

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

Загрузка...


Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать epochtimes в Яндекс Дзен

ПОДПИСАТЬСЯ
Top