
Антикоррупционная кампания с человеческим лицом: партийный чиновник призывает равняться на императора
В начале XVIII века император Юнчжэн оказался перед дилеммой. Менее века спустя после прихода к власти маньчжуров в Китае повсеместная коррупция среди чиновников грозила разрушить династию Цин. /epochtimes.ru/
Сегодня в Китае похожая ситуация. Недавно китайская компартия, точнее, партийный чиновник, работающий в дисциплинарной комиссии, предложил следовать примеру императора Юнчжэна, чтобы побороть взяточничество, кумовство и хищения.
28 мая на аккаунте «Жэньминь жибао» в WeChat опубликовали статью с похвалой в адрес императора Юнчжэна, который правил Китаем с 1722 г. по 1735 г. Согласно статье он вдохнул новую жизнь в администрацию Цин и воодушевил подчинённых избавиться от «пережитков феодализма».
Автор статьи ― Си Хуа из антикокоррупционного комитета.
«Если бы я попал на 300 лет назад и был одним из подчинённых Юнчжэна, какой бы выбор я сделал?» ― пишет Си Хуа. По его словам, император Юнчжэн отличался большим терпением и одновременно строгостью к подчинённым.
С одной стороны, император «оказывал постоянное давление на коррумпированных и ленивых чиновников и не жаловал льстецов». С другой стороны, был обходителен с честными и порядочными людьми.

Император Юнчжэн в западной одежде охотится на тигра, анонимный художник. Фото: Wikimedia Commons
Император вёл переписку с министрами и старался учитывать их обстоятельства, но при этом проявлял твёрдость. Си приводит как пример Сунь Госи, министра, которого назначили на Тайвань.
Когда Юнчжэн узнал, что из-за нового назначения Суню придётся оставить престарелую мать в материковом Китае, он перевёл его в провинцию Фуцзянь. Но когда несколько лет спустя Сунь, воспользовавшись благосклонностью императора, попросил у него почётный титул для своей 80-летней матери, Юнчжэн строго пригрозил ему: «Ваша мать чуть не стала свидетелем вашей коррумпированности!».
Си Хуа использует пример из прошлого не первый раз. В другой статье он привёл в пример чиновника династии Цин. Эта статья привлекла большое внимание в Китае и на Западе.
В феврале 2015 г. Си опубликовал критическую статью о коррумпированном князе Цин, жившем на рубеже XIX и XX веков. В Китае намёки и аналогии имеют большое значение. Многие восприняли статью как прямую атаку на Цзэн Цинхуна, высокопоставленного чиновника в отставке и соратника бывшего генсека Цзян Цзэминя. Оба сохраняют влияние в Китае, несмотря на то, что ушли с официальных постов более десяти лет назад.
В именах Цзэн Цинхуна и маньчжурского князя используется один и тот же иероглиф «цин».
Новый генсек Си Цзиньпин, пришедший к власти в 2013 г., арестовал за коррупцию и начал расследование в отношении десятков тысяч чиновников, включая высокопоставленных (в Китае их называют «тиграми»). Большинство этих чиновников ― соратники Цзян Цзэминя. Между сторонниками Цзяна и Си Цзиньпина идёт ожесточённая внутрипартийная борьба.
Новое направление?

Си Цзиньпин целится в мишень. Фото, опубликованное на аккаунте Sina Weibo. Фото: Weibo.com
Согласно анализу Си Хуа, император Юнчжэн проложил мост между правлением его отца Канси и наследником Цянлунем.
«При Юнчжэне чиновники были честными, ― пишет Си Хуа. ― В ту эпоху ВВП Китая составлял треть от мирового ВВП».
В статье есть указания на то, что партийное руководство планирует серьёзные реформы в будущем. Ся Мин, профессор политологии из Нью-Йоркского университета, говорит, что Си Цзиньпин может принести большие изменения и ввести в Китае систему, близкую к президентской.
«Это была уникальная эпоха, когда перемены приняли глобальные масштабы. Старое отмирало, а новое зарождалось. Это было время, когда великие волны смывали песок, ― пишет Си Хуа о правлении императора Юнчжэна, ― каждый человек должен был сделать выбор».
Си пояснил последнюю фразу. Решившие идти с руководством «должны были превратиться в сияющее золото и найти идеалы в жизни». Те, кто противились, превратились в бренный пепел и были погребены под волнами великой эпохи. Третьего варианта не было».
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times