Логотип Burger King возле ресторана в Москве, 3 июня 2022 года. Evgenia Novozhenina/Reuters | Epoch Times Россия
Логотип Burger King возле ресторана в Москве, 3 июня 2022 года. Evgenia Novozhenina/Reuters

Burger King попала в сложную юридическую паутину, препятствующую выходу из России

В России продолжают работать 800 точек популярной сети питания
Автор: 06.06.2022 Обновлено: 06.06.2022 15:17
На протяжении десятилетия европейская экспансия Burger King основывалась на партнёрстве совместных предприятий, включая мастер-франчайзи, для открытия и эксплуатации новых точек.

Но теперь сеть ресторанов быстрого питания столкнулась с огромной проблемой в России. Она не смогла выйти из партнёрства или закрыть около 800 франчайзинговых точек в рамках западных санкций за спецоперацию России в Украине.

Burger King прекратил корпоративную поддержку своих российских точек в марте. Материнская компания Restaurant Brands International Inc. (RBI), созданная в 2014 году после слияния Burger King с Tim Hortons, 17 марта заявила, что пытается продать свою долю в совместном предприятии.

Однако рестораны остаются открытыми и процветают, в том числе в центре Москвы, где очереди стали нормой. Спрос увеличился потому, что конкурирующий McDonald’s сейчас закрыт и откроется только в конце июня вновь под новым брендом.

«Я обычно хожу в Burger King, мне нет дела до McDonald’s», — сказала 37-летняя преподавательница университета Елена Александрова, купившая в пятницу «Воппер» и газировку в Burger King в подземном торговом центре недалеко от Кремля.

В прошлом месяце McDonald’s заключил сделку о продаже своего российского бизнеса одному из местных франчайзи, сохранив возможность выкупить бизнес обратно в течение 15 лет. Для Burger King всё оказалось гораздо более проблематичным.

Часть проблемы, как заявили на этой неделе юристы компании, заключается в сложности договора о мастер-франшизе, который позволяет Burger King получать прибыль от продаж бургеров «Воппер» без риска использования собственного капитала.

В отличие от конкурирующей McDonald’s Corp., которая владеет подавляющим большинством своих российских точек, материнская компания Burger King, базирующаяся в Торонто, не имеет ни одного собственного ресторана в России.

«В настоящее время существует очень сложная договорная и правовая атмосфера, которая не даёт франчайзи и франчайзерам в России хорошего выбора», — говорит Лиз Диллон, партнёр Lathrop GPM в Миннеаполисе.

Согласно открытому письму президента RBI International Дэвида Шира к сотрудникам от 17 марта, RBI владеет 15-процентной долей в Burger King Russia Ltd. — своём совместном предприятии в России.

Их дополнительные партнёры — российский государственный банк ВТБ, который подпал под санкции США и Европейского союза, и киевская компания по управлению частным капиталом и активами «Инвестиционный капитал Украина» (ICU), говорится в письме Шира.

Александр Колобов, мастер-франчайзи Burger King в России, владеет 30% совместного предприятия, как сообщило агентство Reuters.

RBI обвинила Колобова в отказе закрыть рестораны, говорится в письме Шира. Но Колобов сказал Reuters, что он никогда не имел полного операционного контроля и полномочий закрывать рестораны без согласия всех партнёров по совместному предприятию.

В сложившейся ситуации франчайзер «не может физически или юридически помешать франчайзи работать, если они этого хотят, — сказал Ли Плейв, адвокат по франчайзингу в Plave Koch PLC в Вирджинии. — Доступные средства правовой защиты требуют времени, и даже если вы будете их применять, вы всё равно окажетесь в зале российского суда для исполнения приказа, что в настоящее время маловероятно».

Конечно, некоторые юристы заявили Reuters, что принуждение франчайзи к закрытию своих точек несправедливо по отношению к обычным российским людям, которые не имеют никакого отношения к решению правительства о спецоперации в Украине.

«Франчайзи в России — это не те, кто проводят спецоперацию против Украины. Покупатели, которые заходят в эти магазины, тоже», — говорит Беата Кракус, юрист по вопросам франчайзинга компании Greensfelder в Чикаго.

Уход из России также потенциально подвергает компании риску из-за нового закона, который позволяет правительству конфисковать местные активы западных компаний, уходящих из страны, что усиливает давление на компании для того, чтобы они остались.

Материнская компания Burger King и другие американские компании вскоре подпадут под действие нового правила администрации Байдена, вступающего в силу 7 июня, которое ограничивает их возможность предоставлять «консультационные услуги по управлению» кому-либо в России.

Некоторые юристы считают, что это правило может распространяться на услуги, которые бренды обычно предоставляют франчайзи, включая поиск поставщиков продукции, методы управления, контроль запасов, выбор места, руководства по эксплуатации и даже просто принятие звонка с просьбой о консультации.

«Это оказывает сильное давление на эти компании», — сказал Эрик Вульф, партнёр DLA Piper в Вашингтоне, специализирующийся на франчайзинговом праве для глобальных компаний по производству потребительских товаров, одежды и обуви.

«В ряде таких ситуаций, скорее всего, произойдёт выкуп американского партнёра, — сказал Вульф. — На данный момент это неудачная продажа».

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА