МВФ: Рост стоимости морских перевозок грозит повышением цен по всему миру
Ожидается, что растущая инфляции будет влиять на мировую экономику до конца 2022 года«По морю перевозится более 80% мировых товаров, большая часть которых находится в стальных контейнерах длиной 12 метров, тысячами уложенных на самых больших из когда-либо построенных судов», — заявили в МВФ.
Ожидается, что инфляция будет влиять на мировую экономику до конца 2022 года, это «создаст сложные компромиссы для многих центральных банков, сталкивающихся с растущей инфляцией и всё ещё значительным спадом экономической активности», отметил международный кредитор.
Пандемия привела к кризису морских перевозок, в результате чего транспортные расходы в семь раз превысили нормальный уровень за 18 месяцев с марта 2020 года, что привело к удорожанию перевозок товаров по трансокеанским торговым маршрутам.
Ранее кризис судоходства больше всего ударил по американо-китайским торговым маршрутам, а нынешний остро ощущается в Германии, которая в значительной степени зависит от поставок энергоносителей и других стратегических товаров из России и Украины.
Порты от Шанхая до Лос-Анджелеса закрыты или столкнулись с серьёзным отставанием от графика, поскольку пандемия нарушила цепочки поставок, подчеркнув важность морской контейнерной торговли для мировой экономики.
В крупных портах не хватало рабочей силы, а экипажи судов и грузовиков не могли пересекать границы из-за мандатов и ограничений, связанных с COVID-19.
Денежные средства от государственных программ стимулирования экономики повысили спрос в период блокировки и перегрузили мощности цепочек поставок, вызвав массовые задержки в доставке товаров клиентам и повысив стоимость грузоперевозок.
Потребительская инфляция в США за последний год выросла до 40-летнего максимума в 7,9%, что вызвано ростом стоимости продуктов питания, энергии и жилья.
В Германии мартовское падение роста стало самым резким месячным падением за всю историю, поскольку заводы по всей Европе сталкиваются с нехваткой дизельного топлива и запчастей.
Растут задержки при перевозке грузов через ключевые порты Северного моря, в частности, порт Бремерхафен в Германии.
Рост стоимости транспортировки влияет на инфляцию в одних странах больше, чем в других, нанося сильный удар по основным странам импортёрам или странам с неразвитой инфраструктурой.
«В странах, которые импортируют большую часть потребляемой ими продукции, наблюдается более значительный рост инфляции, как и в странах, которые более интегрированы в глобальные цепочки поставок», — отмечает МВФ.
«Аналогичным образом, страны, которые обычно оплачивают более высокие транспортные расходы, это страны, не имеющие выхода к морю, страны с низким уровнем дохода и особенно островные государства, отмечают более высокую инфляцию, когда эти расходы растут».
МВФ сообщил, что данные о стоимости перевозок поступают от Baltic Dry Index (BDI), собранные по 143 странам в период с 1992 по 2021 год.
Индекс BDI был создан базирующейся в Лондоне Балтийской биржей, которая измеряет среднюю стоимость транспортировки сухих сыпучих материалов по 20 с лишним судоходным маршрутам.
«Изучая данные 143 стран за последние 30 лет, мы обнаружили, что стоимость морских перевозок является важным фактором инфляции во всём мире: когда фрахтовые ставки удваиваются, инфляция увеличивается примерно на 0,7 процентных пункта. Самое главное, что эффект довольно устойчивый, достигая пика через год и продолжаясь до 18 месяцев», — заявили в МВФ.
«Это означает, что рост транспортных расходов, наблюдаемый в 2021 году, может увеличить инфляцию примерно на 1,5 процентных пункта в 2022 году».
МВФ отметил, что «эффект перехода к инфляции» от стоимости морских перевозок гораздо более волатилен по сравнению с ростом цен на продовольствие и топливо, и «в результате вклад в изменение инфляции, вызванный изменением мировых цен на морские перевозки, количественно схож с изменением, вызванным колебаниями мировых цен на нефть и продовольствие».
Рост стоимости доставки обычно сказывается на ценах на импортные товары в течение двух месяцев, что быстро отражается на ценах производителей, многие из которых зависят от импортных ресурсов для производства своих товаров.
Фонд заявил, что «сильная и надёжная денежно-кредитная политика может сыграть свою роль в смягчении эффекта второго круга от роста цен на импорт и инфляции».
«Наш анализ показывает, что поддержание инфляционных ожиданий на должном уровне является ключевым фактором для сдерживания влияния резкого роста стоимости доставки на потребительские цены, особенно на основные показатели, не включающие топливо и продукты питания».
Во второй половине прошлого года спотовая ставка на отправку 12-метрового контейнера с товарами в США из Азии составляла в среднем более $10 тыс., что примерно в семь раз превышает уровень до пандемии.
Хотя в последние недели тарифы на перевозки между США и Азией снизились после сезонного спада, эксперты считают, что транспортные расходы снова возрастут, поскольку спрос увеличивается на фоне борьбы Китая с коронавирусом.
Китайский экспорт уже сократился с пика, достигнутого в октябре 2021 года, и эта тенденция может сохраниться в течение следующих нескольких месяцев, если Пекин продолжит свою жёсткую линию в борьбе с вирусом и проведёт ещё одну серию целевых блокировок.
Федеральная резервная система США и Банк Англии повысили ставки в этом месяце и дали понять, что в этом году ожидается дополнительное повышение ставок, поскольку оба центральных банка стремятся бороться с инфляцией.
МВФ заявил, что его анализ был сделан до начала кризиса в Украине и что «конфликт, вероятно, усугубит глобальную инфляцию», особенно если он продолжится.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать