Логотип Tesla возле автосалона в Бруклинском районе Нью-Йорка 26 апреля 2021 г. (Shannon Stapleton/Reuters) | Epoch Times Россия
Логотип Tesla возле автосалона в Бруклинском районе Нью-Йорка 26 апреля 2021 г. (Shannon Stapleton/Reuters)

Tesla и Пекин борются за контроль над данными пользователей

«Тот, кто контролирует большие данные, контролирует ИИ»
Автор: 29.11.2021 Обновлено: 29.11.2021 17:55
Американский гигант по производству электромобилей Tesla Inc., добившийся больших успехов на китайском рынке, находится под усиленным контролем компартии Китая, несмотря на взаимодействие с регулирующими органами КНР.

Проверка данных в Пекине

Tesla процветала на рынке электромобилей Китая последние несколько лет. Однако гонконгский финансовый обозреватель Александр Ляо увидел проблемы для компании в Китае.

«Ошеломляющие возможности электромобилей Tesla по сбору данных всегда рассматривались как угроза режиму компартии Китая», — сказал Ляо.

По его словам, Пекин, рассматривая данные как главную проблему в своей стратегии искусственного интеллекта, стремится к доминированию над этим ресурсом. Борьба за контроль над данными может продолжаться на всём пути развития Tesla в Китае, потому что автопроизводитель вряд ли откажется от своих основных преимуществ в сборе и использовании данных.

В середине июня законодательный орган компартии Китая принял закон о безопасности данных, чтобы усилить контроль над доменом. Закон вступил в силу 1 сентября.

1 ноября Китай начал применять закон о защите личной информации, что создаёт дополнительные проблемы для транснационального потока личных данных.

Ляо подозревает, что истинное намерение компартии Китая состоит не в защите частной жизни, а в стремлении контролировать данные, блокируя доступ всех других организаций или отдельных лиц.

«Тот, кто контролирует большие данные, контролирует ИИ, — сказал Ляо. — А управлять ИИ — значит контролировать будущее».

Поддержка компартии

В начале своего бизнеса в Китае Tesla успешно заручилась мощной поддержкой коммунистического режима.

В 2019 году компания начала строительство своего завода в Шанхае. Компания получила от нескольких китайских банков ссуды на сумму более $2,3 млрд с низкими процентными ставками, доступными только для лучших государственных предприятий Китая. Первые автомобили Model 3 завод поставил в конце 2019 года. Несмотря на вспышку COVID-19, его производство осталось неизменным. К концу 2019 года цена акций Tesla начала стремительно расти.

Согласно статье на китайском новостном портале Sina, опубликованной в январе 2020 года, Пекин «импортировал» Tesla в надежде помочь создать полную цепочку поставок для индустрии электромобилей в Китае. В документе отмечается, что самым слабым звеном в отрасли является производство автомобилей, и ожидается, что Tesla сыграет свою роль в этой области, как Apple в китайской индустрии мобильных телефонов.

Однако медовый месяц между Tesla и Пекином продлился недолго: американский автопроизводитель уехал по подозрению в шпионаже.

Большие данные пользователей рассматривались как новый стратегический ресурс на фоне острой напряжённости между США и Китаем в секторе высоких технологий.

Монстры данных

В статье, опубликованной на китайском новостном портале NetEase в марте, сообщается, что электромобили Tesla являются «монстрами данных», которые собирают всевозможную информацию.

Автор статьи утверждает, что автомобиль Tesla — это мобильная система интеллектуального шпионского терминала, которая собирает и передаёт данные в режиме реального времени. Он даже заявил, что потенциально это система по сбору разведданных.

Автомобиль Tesla может быть использован для создания аварии с целью убийства, если программа Маска SpaceX Starlink будет реализована, а затем её можно будет подключить к терминалу и управлять им, говорится в отчёте. Доступ только к базе данных Tesla может легко выявить размещение и точное местонахождение основных институтов страны, которые могут быть непосредственно уничтожены в случае войны.

«Все страны должны опасаться [Tesla]», — такими словами закончилась статья.

По данным Tesla China, каждый из её электромобилей оснащён восемью камерами и 12 ультразвуковыми датчиками, а также системой обзора на 360 градусов для работы системы автопилота.

По сообщениям государственных СМИ, китайские власти приказали блокировать въезд автомобилей Tesla на военные или другие важные объекты, ссылаясь на соображения безопасности. Ограничения касаются военных и правительственных учреждений, ключевых государственных предприятий, а также жилых кварталов, в которых проживают соответствующие сотрудники и их семьи. В некоторых случаях запретительные приказы были только устными.

Tesla не хочет отдавать свои данные

Руководитель Tesla Илон Маск отверг все обвинения в шпионаже.

«У нас есть очень сильный стимул сохранять конфиденциальность любой информации, — заявил Маск на известном китайском форуме во время виртуальной дискуссии 20 марта. — Если бы Tesla использовала автомобили для шпионажа в Китае или где-либо ещё, нас бы отключили».

В конце октября Tesla объявила, что завершила строительство своего центра обработки данных в Китае и что собранные данные будут храниться там.

Тем не менее Пекин опасается случайной или целенаправленной передачи данных в США, потому что они не хранятся на терминале данных, который контролирует только компартия, говорит Ляо.

Apple Inc. объявила о строительстве центра обработки данных iCloud в Китае в июле 2017 года, через месяц после вступления в силу закона Китая о кибербезопасности. Позже Apple передала iCloud китайской государственной компании Guizhou-Cloud Big Data.

Однако Tesla не последовала примеру Apple и не стала сотрудничать с государственной фирмой. Вместо этого автопроизводитель начал нанимать инженеров по платформам данных для управления собственным центром.

Для Tesla большие данные и искусственный интеллект представляют одно из основных преимуществ автопилота, сказал Ляо The Epoch Times. Автомобильный гигант не решился бы отдать это компартии Китая.

«Следующим шагом Пекина может быть давление на Tesla, чтобы она согласилась отделить управление данными от производства и продажи автомобилей, — сказал Ляо. — Например, создать отдельную совместную компанию для управления своими данными вместе с партнёром, назначенным компартией».

Однако Tesla, рассматривающая свои автомобили как систему искусственного интеллекта для вождения, может быть не заинтересована в таком сотрудничестве.

Благодаря популярности Model 3 и Model Y и развёртыванию FSD, Tesla получила доступ к огромным объёмам данных для обучения своей визуальной нейронной сети, что позволяет ей непрерывно оптимизировать свои алгоритмы, принимая уникальные решения для автономного вождения.

Кроме того, Tesla не может передавать свои данные Пекину хотя бы для защиты конфиденциальности своих клиентов.

Контроль компартии над данными беспокоит

Авторитарные правительства, такие как в Китае, рассматривают физический доступ к центрам обработки данных как «важнейший инструмент наблюдения и политического контроля», говорится в июльском отчёте Вашингтонского некоммерческого фонда информационных технологий и инноваций.

«Большие данные необходимы компартии, — сказал тайваньский экономист Чан Чинг-Хис изданию The Epoch Times. — Это чрезвычайно опасно, если компании не смогут справиться с этим самостоятельно. Компартия может легко их отобрать».

Пекин твёрдо намерен держать данные в своих руках, не щадя ни отечественные технологические компании, такие как Tencent, Douyin, Alibaba, Baidu, ни иностранные, включая Google, Tesla и Apple Inc.

В июле регулирующие органы Китая нацелились на гиганта Didi, занимающегося вызовом такси, всего через несколько дней после его дебюта на Нью-Йоркской фондовой бирже. Ключевую проблему китайские власти увидели в том, что Didi может предложить свои большие объёмы данных американским регулирующим органам.

Три месяца назад китайские регулирующие органы призвали 13 крупных и влиятельных частных фирм, в том числе Tencent, Jingdong и ByteDance, подать заявку на получение лицензий для финансовых холдинговых компаний на их финансовых платформах. Таким образом, власти могут направить их платёжные данные в сферу наблюдения.

Война за большие данные, похоже, идёт полным ходом по мере того, как страны начинают более подробно разбираться в роли ИИ, будущей технологической конкуренции и своих взаимоотношениях. И Маск, возможно, почувствовал запах пороха.

Фрэнк Юэ — канадский журналист, освещающий новости, связанные с Китаем, получил степень магистра английского языка и литературы в Тяньцзиньском университете иностранных языков.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА