Чайная посуда — одно из величайших изобретений древнего Китая
Чтобы оценить чайную посуду — или любое другое произведение искусства — нам необходимо сначала понять некоторые моменты её истории, чтобы знать, какое место он занимает в эволюции вещей, и могли оценить его в правильном контексте.
То, что сегодня кажется старым и некрасивым, во времена своего изготовления могло быть передовым и ультрамодным продуктом!
Чайная посуда в периоды правления различных династий
Династия Тан, 618–907
Династия Тан была могущественным и процветающим периодом в истории Китая. Её экономическое изобилие и расцвет культурной жизни обеспечили необходимые условия для развития чайной культуры.
Обычай чаепития быстро распространился от южных до северных районов Китая, и даже достиг пограничных районов во времена этой династии. При Императорском дворе династии Тан, высоко ценили все моменты, связанные с чаепитием.
Наиболее влиятельным фактором, способствовавшим становлению китайской чайной культуры в этот период, стал знаменитый трактат «Классика чая», составленный Лу Юйем (действовал около 760–800) в середине VIII века.
Во второй половине правления династии Тан на севере стали распространяться различные белые изделия, похожие на фарфор. Они стали включать в себя как посуду Син (Xing), указанную в «Классике чая», так и посуду Дин (Ding).
Разнообразные формы чайников, были представлены в специальной группе керамических изделий, в уезде Чанша провинции Хунань, где можно было увидеть историческое развитие техники росписи керамических изделий.
Династия Сун, 960–1279
Во времена династии Сун китайская чайная культура уже прочно обосновалась, поскольку чай стал национальным напитком, которым наслаждались все слои общества.
Процветающее развитие керамического производства в эпоху династии Сун, привело к изготовлению посуды в пяти классических печах для обжига: Ру, Дин, Гуань, Цзюнь и Гэ.
Помимо этих известных, обжиговых печей, в этот же период существовало большое количество печей, каждая из которых производила чайную посуду с собственными характерными особенностями. К ним относятся изделия Яочжоу и Цичжоу на севере Китая, а также изделия Юэ, Цзянь, Цзичжоу и Лунцюань на юге Китая.
Чайная посуда — одно из величайших изобретений древнего Китая
Плотная кремовая текстура и нежный цвет изумрудно-голубой глазури стали отличительной чертой изысканного качества селадонов (керамики) эпохи Сун.
Изысканный белый фарфор, образцом которого является посуда Дин того периода, ценился за свою блестящую белую глазурь с желтоватым оттенком.
Производство посуды с чёрной глазурью достигло пика в эпоху династии Сун. Этот период был доминирующим периодом, особенно в связи с использованием тёмно-коричневых чайных чаш в соревнованиях по приготовлению чая. Различные виды чёрно-глазурных чайных сосудов отличались пёстрой глазурью и украшениями, такими как масляные капли и маковки из заячьего меха.
Династия Мин, 1368–1644
Появление чайников для заваривания распущенных чайных листьев стало одной из главных особенностей чайников для заварки во времена династии Мин.
Летописцы династии Мин не только высоко ценили чаепитие как неотъемлемое средство совершенствования своего темперамента, но и наслаждались чайными беседами с друзьями, разделявшими те же идеи.
На самом деле, чайник был изобретён в XVI веке, и появился в результате потребности — заваривать чай.
Раньше чайники, как правило, были довольно большими, но постепенно они становились всё меньше, поскольку люди понимали, что меньший размер даёт преимущество в сохранении аромата чая и уменьшении его горькости из-за чрезмерного количества чайных листьев. Заваривание чая в чайнике меньшего размера, не рассеивает аромат и не помешает раскрытию вкуса.
Для изготовления чайников использовались ценные металлы, но вскоре люди обнаружили, что для приготовления чая идеально подходят керамические чайники. Очевидные различия в сырье, использованном при изготовлении фарфоровой и керамической посуды, вызывали разные ощущения удовольствия от заваривания и наслаждения чаем.
Династия Цин, 1644–1911
Фарфоровая чайная посуда династии Цин украшалась разнообразными глазурями. Палитра глазурей, применявшихся на посуде Вукай (Wuca), была ещё более обогащена добавлением синего и чёрного цветов. В период Канси гончары изготавливали непрозрачную эмалированную посуду, используя импортные эмали, которые представляли собой стеклообразные вещества в порошкообразном состоянии.
Позже китайские гончары использовали то же сырьё для создания эмалей фэнцай, тем самым подняв искусство надглазурной росписи на новый уровень. В период правления Юнчжэн, появилось множество фарфоровых изделий, отличающихся утончённым и элегантным стилем, и расписанных чёрной сепией.
Для экспортной чайной посуды в период династии Цин, широко применялась позолота на керамике, что сделало эту яркую фарфоровую чайную посуду ещё более роскошной.
В отличие от блестяще декорированной фарфоровой посуды, неглазурованная глиняная посуда Исин ценилась за её деревенские формы, нежные контуры, изысканную текстуру глины и красиво выгравированные украшения.
Керамическое производство династии Цин достигло своей зрелости в период правления Цяньлуна. В то время самые выдающиеся печи находились в Цзиндэчжэне провинции Цзянси и Исине.
Эмма Лу — автор, специализирующийся на культурных и исторических мифах и историях.
Источник: nspirement.com
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать