Доля Китая в геополитически значимых портах угрожает глобальной цепи поставок, говорят эксперты

Пекин усиливает контроль над цепочкой поставок посредством портовых сделок и инициативы «Один пояс, один путь»
Автор: 02.12.2022 Обновлено: 02.12.2022 15:33
Президент США Джо Байден выразил обеспокоенность по поводу китайской военной активности и военно-морской базы «Реам» в Камбодже во время встречи с премьер-министром страны Хун Сеном в Пномпене, согласно пресс-службе Белого дома от 12 ноября.

Китай ответил, что его помощь в строительстве военного объекта в порту Камбоджи является «нормальной деятельностью» между партнёрами по всестороннему стратегическому сотрудничеству. Деятельность Китая направлена ​​на «укрепление» военно-морского флота Камбоджи и защиту его морской территориальной целостности, заявил официальный представитель МИД Китая Мао Нин.

Эксперты, проанализировавшие амбиции Пекина по созданию плацдармов на чужой земле, пришли к выводу, что его целью является нечто большее, чем открытый военный контроль, сбор разведданных или культурное влияние. Это ещё и более эффективный контроль над цепочкой поставок, которая важна для захвата Китаем глобальной власти.

Общая международная озабоченность

Тао Рэй, обозреватель по делам Китая, сказал китайскому изданию The Epoch Times 15 ноября, что военная мощь Китая и её расширение вызывают серьёзную озабоченность у международного сообщества.

Хотя он считает, что последнее слово в отношении использования своих портов в чрезвычайной ситуации остаётся за принимающей страной, «коммерческое использование должно иметь большое значение в её стратегических планах».

По словам Тао, правительства стран должны ограничить долю китайских фирм в своих портах.

Усиление контроля над портами ставит под угрозу поток товаров

Согласно исследованию Исаака Б. Кардона из Военно-морского колледжа США и Венди Лейтерт из Университета Индианы, опубликованному в начале этого года в журнале International Security, китайские фирмы владеют или управляют терминальными активами в 96 портах в 53 странах.

Документально подтверждено, что с 2017 года китайские военные корабли совершили более 32 «технических остановок» на пути из Китая через Индийский океан в Средиземное море. Это интенсивное использование коммерческих объектов, объединяющее военный и гражданский потенциал, говорят исследователи.

Кардон и Лейтерт предполагают, что эта модель, скорее всего, распространится на многие из других 64 портов.

Они пришли к выводу, что порты, важнейшие узлы в глобальной транспортировке товаров, позволяют китайской армии проецировать мощь на региональном и глобальном уровнях.

Авторы предупредили, что поток товаров, жизненно важных для экономического здоровья и военного потенциала США, находится под угрозой срыва.

Примечательно, что китайские корабли присутствуют в пяти самых оживлённых торговых портах США — Майами, Хьюстоне, Лонг-Бич, Лос-Анджелесе и Сиэтле, где китайские компании имеют доли.

Согласно октябрьскому репортажу в журнале Newsweek, критики считают, что именно так Пекин стратегически оказывает своё влияние: объединяя политические, деловые и военные интересы с возможностью шпионажа.

Китайское грузовое судно в порту Гамбурга, Германия, 13 января 2015 года. Фото: Christian Charisius/AFP/Getty Images

Китайское грузовое судно в порту Гамбурга, Германия, 13 января 2015 года. Фото: Christian Charisius/AFP/Getty Images

Медленное пробуждение Запада

Экономист Дэви Цзюнь Хуан сказал изданию The Epoch Times, что, к сожалению, большая часть международного сообщества не признаёт политической агрессии компартии Китая и захвата ею природных ресурсов.

«Многие до сих пор думают об экономической выгоде, имея дело с Пекином»,

— сказал он, имея в виду китайскую внешнеполитическую инициативу «Один пояс, один путь» (BRI), которая вступила в силу в 2013 году после того, как Си Цзиньпин возглавил партию.

Благодаря крупным кредитам и инвестициям в инфраструктуру иностранных государств, Коммунистическая партия Китая (КПК) получила доступ к важнейшим портам по всему миру.

Хуан сказал, что западные страны были сосредоточены на своих личных интересах и наивно относились к китайской угрозе. Эта наивность дала Пекину шанс.

«Были Италия, Греция, Турция, Испания, Португалия, а теперь Германия. Это не единичные случаи, и их совместные действия обескураживают», — сказал он.

В прошлом году принадлежащая Китаю фирма Cosco заключила сделку с администрацией порта Гамбурга. Министр экономики Германии выступил против сделки. Тем не менее судоходные и деловые круги города, а также ключевые государственные секторы высказались «за», сославшись на очевидную коммерческую выгоду, согласно Newsweek.

Зарубежные плацдармы

Многие бедные и развивающиеся страны попали в долговую ловушку, погасив кредиты BRI за счёт альтернативных ресурсов, таких как доступ к портам, общественным объектам или шахтам. Хуан называет это «военным или политическим плацдармом».

Таким образом, десятилетняя реализация BRI поставила многие важные с геополитической точки зрения порты под контроль Пекина.

Хуан говорит, что только при администрации Трампа Запад начал пробуждаться в отношении китайской агрессии. Однако по его словам, пока усилия Запада по освобождению этих стран от влияния Пекина малоэффективны.

«Пекин не заботится ни о каких экономических издержках, а только о контроле и господстве».

Мэри Хун, репортёр The Epoch Times, пишет о правах человека и политике Китая.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА