Люди в защитных костюмах готовятся к дезинфекции жилого комплекса в районе Хуанпу в Шанхае, 14 апреля 2022 года.  Фото: China Daily via Reuters | Epoch Times Россия
Люди в защитных костюмах готовятся к дезинфекции жилого комплекса в районе Хуанпу в Шанхае, 14 апреля 2022 года. Фото: China Daily via Reuters

Длительная блокада из-за вспышки COVID-19 в Китае серьёзно подрывает экономику

«Когда китайская экономика чихает, глобальная цепочка поставок простужается»
Автор: 17.04.2022 Обновлено: 17.04.2022 16:38
Заводы приостановили производство. Дальнобойщики застряли на автострадах. Контейнеры скапливаются в портах. Морские суда ждут разгрузки.

Китайские власти пытаются подавить вспышку COVID-19 с помощью жёстких ограничений, что приводит к остановке производственных и торговых центров, таких как Шанхай.

В Шанхае идёт уже третья неделя жёсткого карантина. Резкое закрытие мегаполиса, на долю которого приходится около 4% годового валового внутреннего продукта (ВВП) страны, началось 28 марта. 12 апреля власти разрешили 4,8 млн человек выходить из домов, но остальные 25 млн жителей города всё ещё заперты. Число случаев заражения достигло рекордного уровня 14 апреля, и нет никаких признаков того, что оно снизится.

При этом Шанхай не одинок. По оценкам аналитиков японского банка Nomura, около 373 млн человек находятся под частичной или полной изоляцией в Китае, что эквивалентно 40% его экономики.

Премьер-министр Китая Ли Кэцян также предупредил, что экономика ослабнет.

«[Мы] должны координировать профилактику и борьбу с эпидемиями, экономическое и социальное развитие», — сказал Ли чиновникам на семинаре 11 апреля, сообщает официальное СМИ «Синьхуа».

Экономисты предсказывали, что в этом году страна, скорее всего, не достигнет целевого показателя роста ВВП в 5,5%. Теперь они опасаются, что, если блокировка продолжится, это отразится и за пределами страны.

«Когда китайская экономика чихает, глобальная цепочка поставок простужается, — говорится в записке французского инвестиционного банка Natixis, опубликованной в четверг. — Эта тенденция вызывает беспокойство».

Технологические проблемы

По данным Natixis, половина китайского производства чипов приходится на регион дельты реки Янцзы вокруг Шанхая, а 10% — непосредственно на Шанхай.

На этой неделе всё больше поставщиков заявляли, что ужесточение ограничений в Шанхае и близлежащем Куньшане заставило их остановить производство. 10 апреля представитель Комиссии по финансовому надзору Тайваня сообщил, что примерно 161 тайваньская компания в Шанхае и Куньшане сообщила о временном прекращении работы; 41 из них — производители электроники.

12 апреля тайваньская компания Pegatron Corp, ключевой сборщик айфонов Apple, приостановила работу на своих заводах в Шанхае и Куньшане в соответствии с требованиями по предотвращению COVID-19. Компания заявила, что возобновит работу, как только власти дадут разрешение, но не назвала конкретную дату.

Компания Unimicron Technology Corp, производящая печатные платы для Apple Inc и Intel, также заявила во вторник, что закрытие её завода в Куньшане будет продлено до 19 апреля.

Проблемы в автопромышленности

Сильно пострадали автопроизводители. Гигафабрика Tesla в Шанхае до сих пор не возобновила работу. Предприятие, выпустившее более 65 тыс. автомобилей в феврале, остановило производство с 28 марта, сообщает Reuters со ссылкой на внутреннее уведомление и внутренние источники.

Его китайский конкурент Nio заявил 9 апреля, что временно остановил завод в Хэфэе, который не находится под блокировкой, но его поставщики в других городах прекратили работу.

«Если поставщики в Шанхае и его окрестностях не смогут найти способ возобновить работу и производство, то в мае, возможно, всем китайским автопроизводителям придётся остановить производство», — заявил в четверг вечером главный исполнительный директор компании Xpeng, производящей электромобили.

Закрытие дорог в Китае также привело к спаду продаж автомобилей. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи на крупнейшем в мире автомобильном рынке в марте упали на 11,7% в годовом исчислении по сравнению с ростом на 18,7% в феврале.

Немецкий гигант по производству автозапчастей Bosch сообщил, что временно закрыл два завода в Шанхае и Чанчуне, оцепленном с 11 марта, два других завода работают в системе «замкнутого цикла».

«В настоящее время мы наблюдаем временные последствия для логистики и снабжения», — говорится в заявлении Bosch от 12 апреля.

Перебои в производстве

Появились признаки того, что расширяющаяся блокировка наносит ущерб обрабатывающей промышленности. Согласно частным данным, в марте активность в производственном секторе сократилась самыми резкими темпами с февраля 2020 года, когда была принята политика «нулевого COVID».

Индекс менеджеров по закупкам Caixin (PMI), основанный на опросах малых и средних компаний, в марте упал до 48,1, что контрастирует с небольшим ростом в феврале.

«Компании часто упоминали, что меры по сдерживанию распространения COVID-19 нарушили работу, снабжение и снизили спрос со стороны клиентов», — говорится в отчёте.

Крупные заводы также испытывают трудности с поддержанием производственных линий. Хотя некоторым из них разрешено работать по системе «замкнутого цикла», когда сотрудники спят и работают в заводских корпусах, «некоторые работники больше не хотят так работать», — сказала Беттина Шен-Беханзин, заместитель председателя ведущей европейской бизнес-группы Китая, выступая на мероприятии для СМИ 6 апреля.

Блюз дальнобойщиков

По сравнению с серединой марта объём грузоперевозок по стране сократился на 40%, а в самом Шанхае — на 15% от обычного уровня, сообщил Эрнан Цуй, аналитик компании Gavekal, в своём отчёте от 13 апреля.

На этой неделе один дальнобойщик рассказал местным СМИ, что более двух недель доставлял в Шанхай товары, на что обычно уходило два дня. Водитель застрял на шоссе на несколько дней, потому что на нескольких контрольно-пропускных пунктах от него требовали отрицательные результаты теста на COVID-19, сделанного в течение 48 часов. При этом код здоровья на его смартфоне, который должен быть зелёным для прохождения КПП, автоматически аннулировался при проезде через рискованные зоны.

Многие водители сталкиваются с этим. По оценкам китайских СМИ, 30 млн водителей грузовиков оказались в затруднительном положении в пути из-за ограничений.

Увеличение времени транспортировки сказывается на цепочках поставок. Операторы контейнерных судов сообщили местным СМИ, что из-за ограничений в Шанхае грузовики не могут забирать контейнеры в порты и вывозить их из них. Maersk, вторая по величине в мире компания по контейнерным перевозкам, 11 апреля сообщила клиентам, что эффективность её грузовых перевозок в Шанхай и из Шанхая ещё больше снизится из-за блокировки.

«Грузоперевозки остаются ограниченными, терминалы по-прежнему перегружены, в то время как пропускная способность рефрижераторных складов остаётся крайне напряжённой», — говорится в записке Ocean Network Express от 14 апреля.

Забитые порты

Хотя Шанхай утверждает, что его порты функционируют нормально при специальной поддержке, данные Refinitiv показали, что количество контейнеровозов, ожидающих у побережья города и близлежащего Чжоушаня, более чем удвоилось с начала апреля и достигло 118 — почти в три раза больше, чем год назад.

Европейская торговая палата в Китае на прошлой неделе подсчитала, что объёмы перевозок в порту Шанхая, самом загруженном в мире, снизились на 40% по сравнению с предыдущей неделей.

В знак давления на импорт, официальные данные, опубликованные 13 апреля, показали, что импорт Китая в марте упал на 0,1%, впервые с августа 2020 года.

Судовладельцы, такие как Maersk, рекомендуют клиентам перенаправлять грузы из перегруженного Шанхайского порта в другие китайские пункты назначения, но аналитики не настроены оптимистично.

«Если шанхайский порт перестанет функционировать, другим близлежащим портам будет трудно, учитывая его гигантские мощности, — заявили аналитики финансовой компании BBVA в отчёте от 7 апреля. — К тому времени глобальная цепочка поставок непосредственно ощутит последствия блокировки Шанхая».

Может быть хуже

Если нынешняя блокировка продолжится, Шанхай потеряет 6% своего ВВП, что составит 2% ВВП всей страны, заявила в своей записке 7 апреля Ирис Пан, главный экономист ING по Китаю.

ING пересмотрел прогноз экономического роста Китая на 2022 год до 4,6% с 4,8%.

Экономисты, проанализировавшие данные о междугородных грузовых перевозках, подсчитали, что ВВП страны сократится на 3,1%, если десятая часть китайских городов будет закрыта на две недели.

Исследование, проведённое 7 апреля компанией Gavekal Dragonomics, показало, что 87 из 100 крупнейших по ВВП городов Китая в той или иной форме ввели карантинные ограничения.

Китай установил цель роста ВВП на уровне «около 5,5%» в этом году, что является самым низким показателем почти за три десятилетия.

Natixis заявил, что применение жёстких антиковидных ограничений «неизбежно создаст очередное препятствие для уже замедляющегося экономического роста», согласно записке от 30 марта.

В марте банк прогнозировал, что резкое снижение мобильности из-за блокировки и других ограничений сократит рост ВВП страны на 1,8% в первом квартале 2022 года.

Официальные экономические данные за первый квартал должны быть опубликованы 18 апреля.

Перед лицом растущих экономических издержек лидер правящей Коммунистической партии Си Цзиньпин 13 апреля подтвердил приверженность своей политике «нулевого COVID», хотя масштабные меры до сих пор не смогли ослабить быстро распространяющуюся вспышку «Омикрона».

Между тем драконовские ограничения разжигают гнев у жителей Шанхая, что может повредить имиджу Си, который в этом году претендует на беспрецедентный третий пятилетний срок пребывания у власти.

«Нельзя ослаблять работу по профилактике и контролю, — сказал Си чиновникам во время инспекционной поездки на тропический остров Хайнань. — [Нам] нужно преодолеть парализующие мысли и усталость от войны. Настойчивость — это победа».

Страдают от этого простые граждане.

Чэнь Синь, управляющий семейной фабрикой по вышивке и росписи одежды в провинции Гуандун, сказал, что с конца марта он не может отправить примерно 70-80% заказов, поэтому клиенты не могут их получить.

«Текущая ситуация такова, что влияние политики больше, чем эпидемии», — сказал он.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА