
Экономика Китая, испытывая резкий спад, вероятно, откатится к ситуации 20-летней давности
«Недостаточное потребление, коммерческая часть индустрии недвижимости умирает, торговые центры пусты»Компартия установила целевой показатель экономического роста (ВВП) Китая в этом году на уровень в 5%, что стало самым низким уровнем за последние годы. Она также объявила о 7-процентном увеличении военных расходов, что является вторым по величине показателем за 5 лет.
2022 год стал вторым худшим годом для экономики Китая, по крайней мере, с 1970-х годов — уступая только 2020 году в разгар пандемии COVID-19 — из-за ограничительной политики партии «ноль COVID» и мер контроля.
Темпы роста ВВП Китая продолжают снижаться ежеквартально с 2010 года, с 12,2% в первом квартале 2010 года до 6% в четвёртом квартале 2019 года. Также постепенно снижаются целевые показатели темпов экономического роста: 6%, 5,5% и наконец, 5%.
Даже с учётом пониженного целевого показателя в 2022 году из-за таких факторов, как пандемия, влияние жёстких ограничений на промышленность и потребление, а также международная политическая ситуация, окончательный отчёт о достигнутом росте ВВП составил всего 3%, что намного ниже ожиданий.
Эксперты считают, что экономика Китая имеет огромные проблемы, и перспективы не оптимистичны, причём самой большой проблемой является его партийная система.
Менеджер компании по недвижимости в Шанхае сообщил The Epoch Times 3 марта, что, хотя власти сняли ограничения, связанные с COVID, отрасль недвижимости, которая является основой китайской экономики, не показывает никаких признаков улучшения.
«Рядом с нами есть шесть или семь агентств недвижимости, и теперь половина из них обанкротилась, — сказала менеджер, назвавшаяся г-жой Ли. — Такие компании, как наша, всё ещё увольняют сотрудников, чтобы поддерживать бизнес-операции. Потому что основой экономики Китая, в конце концов, являются компании, занимающиеся недвижимостью. Если с недвижимостью дела идут плохо, уровень занятости не будет хорошим. Это цепная реакция».
Ли сказала, что с точки зрения коммерческой недвижимости китайцы сейчас боятся тратить деньги, а потребление замедляется, поэтому дела торговых центров идут плохо.
«Недостаточное потребление. Коммерческая часть индустрии недвижимости умирает. Торговые центры пусты».
«Пока коммерческая недвижимость умирает, жилая застройка такова, что сейчас никто не хочет покупать дом. Недвижимость в городах третьего и четвёртого эшелона — это катастрофа. Как вы думаете, экономика всё ещё может быть хорошей?»
Производственная и экспортная промышленность в более богатых прибрежных районах Китая также испытывает трудности.

Рабочие на кране над контейнерами в глубоководном порту Яншань в Шанхае, 13 января 2022 года. (Aly Song/Reuters)
Фуцзянь является крупной производственной и внешнеторговой провинцией Китая, где реализуются товары лёгкой промышленности, такие как обувь, одежда, текстиль и продукты питания, на внутреннем рынке и за границей.
Владельцы многих местных частных производственных компаний заявили в СМИ, что они столкнулись с резким снижением заказов на продукцию.
Китайское СМИ Economic Observer.com сообщило 2 марта, что, по данным кадрового агентства, многие фабрики в восточных прибрежных городах Сучжоу и Куньшань сократили наём новых рабочих. Некоторые фабрики, которые в последние два года нанимали по 200–300 рабочих в день, теперь нанимают только 20–50 человек в день.

Сотрудник работает на производственной линии производителя аккумуляторов для электромобилей Octillion в Хэфэй, провинция Аньхой, Китай, 30 марта 2021 года. (Aly Song/Reuters)
Сунь Лицзянь, профессор Школы экономики Университета Фудань в Шанхае, сообщил гонконгской газете Ming Pao, что в связи с ростом стоимости внутренней рабочей силы и влиянием политической и экономической неопределённости в последние годы многие малые и средние китайские предприятия также решили переехать в Юго-Восточную Азию, чтобы открыть заводы и скорректировать свои бизнес-модели: «Возможно, в будущем внешнеторговые заказы не будут поступать напрямую в Китай».
Фрэнк Се, профессор Школы бизнеса Эйкена при Университете Южной Каролины в США, заявил 3 февраля The Epoch Times, что КПК фабрикует быстрый экономический рост Китая, чтобы обмануть китайский народ и весь мир, совершенно не заботясь о средствах к существованию китайцев и их благополучии.
Он сказал, что экономическая ситуация в Китае очень тяжёлая.
«По моим оценкам, в этом году Китай может столкнуться с очень крупной экономической катастрофой, вызванной целым рядом факторов, от безработицы до долговых пузырей, переноса производственных цепочек и экономического спада», — сказал он.
Новые чиновники не могут спасти экономику Китая
Ожидается, что лидер КПК Си Цзиньпин назначит экономическую группу во время двух сессий, которую, возможно, возглавит новый премьер-министр Ли Цян.
Се сказал The Epoch Times, что Ли Цян, который раньше был главным секретарём Си, «на самом деле является партийным бюрократом».
«В Государственном совете КПК было несколько экспертов или несколько профессионалов с зарубежным и международным опытом. Их всех заменят сторонники Си».
«Си доверяет этим партийным бюрократам. Команда, состоящая из этих людей, не может хорошо управлять экономикой, — сказал он. — Кроме того, три движущие силы экономики Китая (инвестиции, потребление и экспорт) остановились. Это то, что никто не может отрицать, особенно внешняя торговля. Экспорт снижается несколько кварталов подряд, чего не было десятилетиями».
«Я думаю, что вся экономика Китая, особенно с точки зрения импорта и экспорта, испытывая резкий спад, вероятно, откатится к ситуации 20-летней давности и вернётся к состоянию до вступления Китая во Всемирную торговую организацию [в 2001 году]», — добавил он.
Вэнь Гуаньчжун, экономист и профессор Тринити-колледжа в США на пенсии, сказал китайскому изданию «Голоса Америки»: «Главная проблема в Китае сейчас — системная проблема, потому что Си Цзиньпин хочет следовать партийно-государственной системе и использовать партию вместо рынка для решительного распределения ресурсов».
Увеличение военных расходов
Китайское правительство также объявило 5 марта, что военный бюджет этого года составляет 1,554 трлн юаней (224 млрд $), ежегодный прирост составляет 7,2%, что является вторым по величине показателем за последние пять лет.
В контексте эскалации вокруг Тайваня, обострения региональных конфликтов и международных беспорядков военный бюджет КПК в последние годы продолжал увеличиваться несмотря на вялость экономики, что вызвало обеспокоенность международного сообщества.
С 2019 по 2022 год ежегодное увеличение расходов Китая на оборону, объявленное КПК, составляет 7,5%, 6,6%, 6,8% и 7,1% соответственно.
Су Цзы-юнь, директор Института исследований национальной обороны и безопасности Тайваня, сказал 5 марта The Epoch Times, что из-за мер контроля COVID за последние три года экономический рост Китая резко снизился.
«Самая большая проблема, которую предстоит решить на двух сессиях этого года, — это экономические проблемы, потому что это повлияет на стабильность правления КПК. Тем не менее оборонный бюджет продолжает расти со скоростью 7,2% в год, показывая, что КПК поддерживает высокий рост военных расходов, несмотря на экономический спад».

Боец Народно-освободительной армии смотрит в бинокль во время военных учений, а тайваньский фрегат «Лань Ян» виден на заднем плане 5 августа 2022 года. (Lin Jian/Xinhua via AP)
Согласно статистике Всемирного банка, военные расходы Китая в прошлом году составили 1,7% его ВВП.
5 марта бывший подполковник ВМС Китая Яо Чэн сказал The Epoch Times, что, глядя на военные расходы КПК, нельзя смотреть только на официальные цифры увеличения оборонного бюджета.
«Военные расходы Китая делятся на две части. Одна часть — это обычные расходы на оборону, а другая часть — это деньги, которые в основном используются для разработки вооружения и техники. Они не включены в расходы на национальную оборону и не будут направляться туда для утверждения Всекитайским собранием народных представителей», — сказал Яо.
«У КПК есть скрытый бюджет на разработку военной техники, который отделён от расходов на оборону, и эта часть на самом деле больше, чем объявленные расходы на оборону.
Поэтому, когда дело доходит до национальной обороны и военных расходов, нельзя верить цифрам КПК, которые [рассчитываются] иначе, чем в западных странах».
Ван Чао, представитель Всекитайского собрания народных представителей, заявил 4 марта, что увеличение оборонного бюджета является «относительно умеренным и разумным» и «не только для решения сложных проблем безопасности, но и для выполнения обязанности крупной страны».
Су Цзы-юнь сказал:
«Военные расходы КПК должны соответствовать её экспансионистской национальной стратегии, которая определённо будет представлять угрозу миру. Угроза, которую он представляет Тайваню, является лишь частью её стратегии».
Нин Хайчжун и Луо Я внесли свой вклад в этот отчёт.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times