Пекин систематически нарушает правила и нормы ВТО

Цель ВТО — создание справедливой и прозрачной многосторонней торговой системы
Автор: 20.02.2022 Обновлено: 20.02.2022 17:10
Пекин сознательно не соблюдает правила, требования и стандарты Всемирной торговой организации (ВТО), говорится в докладе, опубликованном Управлением торгового представителя США (USTR).

Этот документ, охватывающий 2021 календарный год, является 20-м подобным ежегодным отчётом, подготовленным в соответствии с Законом об американо-китайских отношениях 2000 года, и содержит оценку соблюдения Китаем норм ВТО и двусторонних обязательств, взятых перед США.

«Несмотря на заявления, сделанные им при вступлении в ВТО 20 лет назад, Пекин не перешёл к рыночным принципам, на которых основаны ВТО и её правила», — сказала посол USTR Кэтрин Тай в заявлении от 16 февраля.

В докладе приводится ряд данных в поддержку утверждения, что Китайская коммунистическая партия (КПК) и Пекин виновны не просто в случайном нарушении правил и стандартов ВТО, а в постоянном попрании даже самых минимальных стандартов и честной игры, и что эти нарушения со временем становятся всё хуже, а не лучше.

Первоначальное обязательство

Все страны, вступившие в ВТО, сделали это с полным пониманием принципов, изложенных в Марракешской декларации в апреле 1994 года, которая ознаменовала окончание Уругвайского раунда переговоров, говорится в докладе. Поэтому члены ВТО недвусмысленно подтвердили, что цель ВТО — способствовать наступлению нового века экономического сотрудничества, характеризующегося справедливой и прозрачной многосторонней торговой системой.

Приверженность решениям и соглашениям Уругвайского раунда означала проведение открытой, ориентированной на рынок политики, и члены ВТО понимали, что авторитарный подход с доминированием государства, использующий жёсткие эмбарго и экономическое принуждение, противоречит принятым ими обязательствам.

«Также не предполагалось, что какой-либо член ВТО будет добиваться меркантилистских результатов вместо политики, способствующей созданию более справедливой и открытой многосторонней торговой системы. Ожидалось, что каждый член ВТО будет проводить открытую, ориентированную на рынок политику, направленную на достижение более эффективных результатов», — говорится в отчёте.

Китай вступил в ВТО в декабре 2001 года при чётком условии, что китайские лидеры согласятся придерживаться этого классического либерального, свободно-рыночного подхода. Со своей стороны, другие члены ВТО приняли Китай, полагая, что китайские лидеры откажутся от меркантилистской практики и политики, в которых доминирует государство, в рамках перехода к системе свободного рынка. Поскольку для достижения этих целей Китаю необходимо было добиться значительного прогресса, членство страны в ВТО сопровождалось определёнными гарантиями, предусматривающими регулярный анализ этого прогресса и оценку того, как далеко Китаю ещё предстоит продвинуться.

Пекин систематически нарушает правила и нормы ВТО

Логотип возле штаб-квартиры Всемирной торговой организации в Женеве, Швейцария, 2 октября 2018 года. (Reuters/Denis Balibouse/File Photo)

Ожидания против реальности

Те, кто возлагал большие надежды на Китай в годы после его вступления в ВТО, могут найти доклад отрезвляющим.

«У Китая плохой послужной список, когда дело доходит до соблюдения правил ВТО и фундаментальных принципов, на которых основаны соглашения ВТО, — отсутствие дискриминации, открытость, сотрудничество, справедливость и прозрачность, — говорится в докладе. — Слишком часто Китай нарушает эти правила для достижения своих целей. Кроме того, более серьёзную озабоченность у США и других членов ВТО вызывает то, что Китай не добился достаточного прогресса в переходе к рыночной экономике».

Нарушение правил ВТО наносит серьёзный ущерб промышленности и рынкам США и других стран — членов ВТО, говорится в докладе. Пекин воспользовался преимуществами членства в ВТО, в частности, доступом на рынки других стран, чтобы стать крупнейшим торговцем в ВТО.

Пекин не придерживается подхода свободного рынка, а настойчиво вмешиваются в работу китайских предприятий, ограничивая доступ иностранных поставщиков услуг и производителей на китайские рынки. Игроки, которые получают наибольшую выгоду от такого подхода, — это государственные предприятия и несколько избранных корпораций, известных как «национальные чемпионы», отмечено в докладе.

Признавая, что Китай выполнил несколько целей, поставленных в рамках «первой фазы» торгового соглашения, подписанного с США в январе 2020 года, авторы доклада отмечают, что Китай не выполнил некоторые из наиболее важных положений соглашения, в частности, в отношении оценки рисков при использовании рактопамина для свиней и крупного рогатого скота.

Рактопамин — это кормовая добавка, широко используемая в США, но запрещённая в Китае. Более того, Китай и близко не подошёл к выполнению своего обязательства импортировать в 2020-21 годах американских товаров и услуг как минимум на $200 млрд больше, чем было импортировано в 2017 году.

Пекин даже не попытался выполнить свои обязательства в отношении прозрачности. В докладе подробно рассказывается о том, что в соглашении о вступлении в ВТО Пекин согласился начать публикацию в 2006 году официального журнала Министерства торговли (MOFCOM), в котором чиновники будут отмечать все законы и правила, связанные с торговлей. Сегодня журнал MOFCOM представляет собой неполный отчёт, содержащий информацию об уставах и политике некоторых, но не всех государственных органов, занимающихся вопросами торговли.

Золотые акции

Вмешательство государства принимает различные формы, но в последние годы распространённой формой вмешательства является приобретение Китаем «золотых акций» в частных китайских фирмах. Правительство, используя фонд управления или другой контролируемый государством инструмент, покупает долю в фирме и получает взамен место в совете директоров или право вето. Это неизбежно укрепляет контроль и даёт властям возможность прямого надзора за решениями и деятельностью компании.

Хотя подобная практика может рассматриваться как исчезающие остатки привычного управления и руководства экономикой со стороны Пекина, в докладе подчёркивается, что за годы, прошедшие со времени вступления Китая в ВТО, эти тенденции постоянно ухудшались, а не улучшались.

«После прихода к власти в Китае новых лидеров в 2013 году роль государства в экономике под влиянием китайского правительства и всё в большей степени Коммунистической партии возросла, — говорится в докладе. — Между тем глубина и широта проблем, с которыми сталкиваются американские и другие иностранные компании, ведущие бизнес в Китае или конкурирующие с китайскими компаниями на рынках за пределами Китая, также возросли».

Несмотря на согласие Пекина при вступлении в ВТО повернуть в сторону свободного рынка, законодательная или конституционная основа для государственного вмешательства не изменилась. Конституция Китая, а также отдельные директивы и меры, принятые Пекином, закрепляют императив продвижения «социалистической рыночной экономики с китайской спецификой», говорится в докладе.

В докладе содержится упрёк в адрес ВТО по поводу механизма разрешения споров, оказавшегося неэффективным, когда Соединённые Штаты и другие члены организации пытались оспорить наиболее вопиющие действия Пекина.

Майкл Уошберн — внештатный репортёр из Нью-Йорка, освещающий темы, связанные с Китаем, имеет опыт работы в юридической и финансовой журналистике.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА