Центральный банк Китая снижает ставки для стимулирования экономики

Потребительский спрос продолжает снижаться, продажи автомобилей упали более чем на 30%
Автор: 27.03.2023 Обновлено: 27.03.2023 19:38
В тот же день, когда Китай опубликовал экономические данные за январь и февраль, Народный банк Китая (НБК) объявил о снижении на 0,25-процентного пункта нормы обязательных резервов (RRR) почти для всех банков.

Ожидается, что этот шаг высвободит около 500 млрд юаней (≈5,56 трлн руб.) в виде долгосрочных фондов.

Однако финансовый эксперт считает, что такое масштабное вливание денег может улучшить только экономические данные, но наносит ущерб экономическому развитию.

Министерство финансов Китая 17 марта опубликовало данные, показывающие, что внутренний спрос в Китае продолжал снижаться в первые два месяца 2023 года из-за падения доходов домохозяйств и вялого рынка недвижимости. Более того, масштабы государственного долга продолжали увеличиваться, поскольку налоговые поступления в нескольких основных категориях значительно сократились по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В частности, налог на потребление снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,4%, а доходы от передачи государственных прав землепользования уменьшились на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Между тем в общих расходах государственного бюджета правительства процентные платежи по долгу выросли на 27,3% в годовом исчислении.

Данные о налоге на потребление показали, что налог на покупку транспортных средств составил 39,7 млрд юаней (≈441 млрд руб.), что на 32,8% меньше по сравнению с прошлым годом — такое же снижение наблюдалось во время первоначальной вспышки COVID-19 в Китае в январе и феврале 2020 года.

Вливание ликвидности

17 марта НБК объявил о первом снижении RRR на 2023 год. За исключением тех банков, которые внедрили 5-процентную норму резервирования, RRR для всех остальных банков снижен на 25 базисных пунктов с 27 марта.

Альберт Сонг, исследователь Tianjun Policy and Economic Research, сказал The Epoch Times 20 марта: «В январе и феврале годовые темпы роста широкой денежной массы [M2] превышали 12% в течение двух месяцев подряд. При таком быстром росте денежной массы дальнейшее снижение резервных требований для высвобождения ликвидности похоже на «наводнение рынка» наличными».

По словам Сонга, этот раунд сокращения резервных требований является всеобъемлющим, высвобождая около 500 млрд юаней (≈5,56 трлн руб.) денежной базы. Он сказал, что если принять во внимание денежный мультипликатор, широкая денежная масса может достичь 40 трлн юаней (≈444,4 трлн руб.).

Падение продаж автомобилей

Чтобы стимулировать продажи автомобилей, несколько местных органов власти в Китае продолжили или увеличили свои субсидии для покупателей автомобилей в 2023 году. Например, город Юньчэн в провинции Шаньси начал предлагать субсидии 1 января.

Город Цзяншань в провинции Чжэцзян начал выдавать субсидий в общей сложности на 10 млн юаней (≈111 млн руб.) в виде ваучеров на покупку автомобилей 6 марта, при этом покупатели получили до 8 тыс. юаней (≈89 тыс. руб.) в виде субсидий.

Пекин продолжил субсидирование замены автомобилей, введённое в 2022 году, предлагая правомочным получателям субсидии в размере 8 или 10 тыс. юаней (≈110 тыс. руб.). 28 февраля город запустил кампанию «Пекинский сезон потребления 2023 года», с акциями от более тысячи компаний, включая акции по продаже автомобилей.

В то же время китайские автопроизводители начали ценовую войну с начала 2023 года. Tesla объявила о снижении цен 6 января, а Xpeng Motors — 17 января. Китайские автопроизводители Seres и Huawei также объявили о снижении цен на свои автомобили Aito M5 совместной разработки. Объявление NIO было сделано 1 февраля, при этом максимальная скидка превысила 100 тыс. юаней (≈1,1 млн руб.).

Центральный банк Китая снижает ставки для стимулирования экономики
Клиент проверяет сенсорный экран приборной панели автомобиля Tesla, выставленного в выставочном зале в Пекине, 10 мая 2020 года. (Noel Celis/AFP via Getty Images)

Согласно данным о продажах, опубликованным Отделом исследования рынка Китайской ассоциации автомобильных дилеров (CADA) за февраль, BYD Auto и Changan Automobile заняли первое и второе места соответственно по объёму оптовых продаж. В розничных продажах BYD Auto сохранил первое место, а Changan Automobile занял третье место. Однако даже лидеры BYD и Changan вынуждены были присоединиться к другим в войне за снижение цен в марте.

Автомобильная промышленность является одним из столпов экономики Китая с обширной производственной цепочкой. Ожидается, что рост потребления автомобилей будет стимулировать экономический рост. Однако, несмотря на усилия по увеличению продаж в этом году, поступления от налога на покупку автомобилей упали более чем на 30% в январе и феврале.

Альберт Сонг считает, что масштабное смягчение денежно-кредитной политики и увеличение инвестиций в инфраструктуру может только стимулировать экономические данные Китая, но нанесёт ущерб здоровому развитию китайской экономики.

«Это может привести к таким проблемам, как обращение средств в финансовой системе без проникновения в реальную экономику, что, в свою очередь, приведёт к сокращению реальной экономики и расширению виртуальной экономики. Основная проблема нынешней экономической ситуации — это отсутствие доверия к бизнесу, инвестициям и потреблению, что требует безотлагательного решения», — сказал Сонг.

Он также пояснил, что, когда средства циркулируют внутри банковской системы в поисках высокодоходных возможностей вместо того, чтобы течь в реальную экономику, реальной экономике становится труднее занимать деньги, что приводит к увеличению стоимости финансирования.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА