
Антиковидные меры в Китае поражают жестокостью
Свести показатели заболеваемости к нулю любой ценой стало политической задачей КитаяОдин человек отправился в путь пешком. Восемь дней и семь ночей он шёл по заснеженным горным дорогам на пронизывающем ветру и спал только тогда, когда выходило солнце, боясь замёрзнуть. Однако местные жители сообщили о нём в полицию.
Второй ехал на велосипеде более 10 часов, но полиция поймала и его.
Третий выбрал водный путь, прыгнув в замёрзшую реку в надежде уплыть, но в итоге застрял более чем на шесть часов.
Сиань, известный своей 2000-летней терракотовой армией и расположенный в северо-центральной части Китая, демонстрирует наихудшие показатели COVID-19 в стране за 21 месяц. Это создаёт головную боль для властей в Пекине, пытающихся одержать верх над коронавирусом всего за три с лишним недели до начала зимних Олимпийских игр, которые они обещали сделать «безопасными и грандиозными».
Хотя количество заболевших в Сиане меньше, чем во многих странах Запада, эксперты и жители ставят под сомнение достоверность официальных цифр из-за цензуры режимом неблагоприятных новостей.
Китай проводит политику «нулевого ковида» независимо от эмоциональных или экономических издержек.
Но программа по борьбе Пекина с вирусом, основанная главным образом на тщательном отслеживании контактов, массовом тестировании, централизованных карантинах и полной изоляции, даёт сбои из-за растущего разочарования и гнева общественности. В связи с ухудшением ситуации в Сиане всё чаще возникают вопросы о том, как долго смогут продлиться столь жёсткие антиковидные меры.

Медицинские работники проводят анализ на коронавирус COVID-19 в Чжанъе в северо-западной китайской провинции Ганьсу, 23 октября 2021 года. (STR/AFP via Getty Images)
Свести показатели заболеваемости к нулю стало политической задачей
Лю Гуочжун, глава комитета партии провинции Шэньси, чьей столицей является Сиань, 1 января приказал местным чиновникам использовать «дух военного времени» и «без промедления» поместить на карантин всех, кто подвергается риску. Утечка документа, распространившегося в китайских социальных сетях, показала, что Лю установил 4 января как дату, когда Сиань должен достичь нулевого уровня новых случаев заболевания COVID.
Стремясь сдержать вспышку, Сиань ввёл самые строгие в мире меры по блокировке с начала пандемии в Ухане.
За одну ночь тысячи людей, признанных близкими контактами, были отправлены на грузовиках в другие уезды и города на карантин. Остальные были изолированы в жилых комплексах.
Некоторые районы были закрыты наглухо, жителям не разрешалось выходить за порог дома. В некоторых районах без предупреждения отключили лифты.
В канун Нового года пожарным пришлось карабкаться по стенам, чтобы попасть в закрытый район после того, как загорелось одно из зданий.
Внезапная блокировка города вызвала возмущение жителей, которые пытались обеспечить себе элементарные потребности. Хэштег «трудно достать еду в Сиане» быстро стал одной из самых распространённых фраз на Weibo, китайской версии Twitter.
Во время недавней прямой трансляции пресс-конференции, посвящённой этой вспышке, отчаявшиеся зрители засыпали канал просьбами в разделе комментариев.
«Пожалуйста, организуйте в нашем районе продажу овощей», «Где наша еда?» и т. д. Власти вскоре отключили комментарии.

Сотрудники районного управления несут продукты первой необходимости для доставки в закрытые домохозяйства в Сиане, северо-западная китайская провинция Шэньси, 29 декабря 2021 года. (Лю Сяо/Синьхуа через AP)
Из-за нехватки продуктов питания цены на них резко выросли. На скриншоте, который стал вирусным, коробка китайской капусты, обычно известной своей дешевизной, стоила 438 юаней (около $69).
«Это грабёж? — с явным недоумением спросил один из жителей в групповом чате в социальных сетях. — Эта капуста сделана из нефрита?»
«Не надо так говорить, если вы не можете себе этого позволить. Вы, бедняки, можете умирать с голоду», — грубо ответил работник домового комитета.
Для тех, кто нарушает правила по какой-либо причине, последствия были стремительными, а иногда и кровавыми. На видео, появившемся в социальных сетях в выходные, видно, как мужчину в белой рубашке избивают двое сотрудников службы по борьбе с пандемией за то, что он тайком вышел купить паровые булочки.
«У меня нет еды», — сказал мужчина офицерам.
«Кого волнует, есть у тебя еда или нет», — кричал один из сотрудников в форме, пиная мужчину, полдюжины белых булочек которого рассыпались по земле.
На другом видео, размещённом в социальных сетях 1 января, показан мужчина, по лицу которого струится кровь. По его словам, местный сельский чиновник ударил его кирпичом, когда тот пытался навестить свою бабушку в соседней деревне, беспокоясь, что ей не хватает провизии.

Охранник проверяет информацию жителя на входе в жилой район, который находится под ограничениями после недавней вспышки коронавируса в Сиане, в северной китайской провинции Шэньси, 23 декабря 2021 года. (STR/AFP via Getty Images)
Под напряжением
Ограничения в Сиане следуют той же схеме, которая используется по всему Китаю на протяжении большей части последних двух лет. Жёсткие меры идут рука об руку с агрессивной кампанией вакцинации, в результате которой более 85% населения в декабре 2021 года были привиты вакцинами китайского производства.
В городе Аньян провинции Хэнань, граничащей с Шэньси, 3 января был введён аналогичный режим изоляции после того, как стало известно о трёх бессимптомных случаях заболевания.
В Гуанси, южной китайской провинции, соседствующей с Вьетнамом, чиновники прибегли к публичному позору, чтобы наказать нарушителей антиковидных правил. В конце прошлого года четверых подозреваемых в контрабанде людей провели по улицам города в защитных костюмах и с плакатами с их именами и фотографиями, что напоминало эпизоды публичного осуждения 50 лет назад во время «Культурной революции». После того как чиновники перечислили их проступки, мужчин погрузили в грузовики для перевозки свиней, как позже рассказал The Epoch Times один из свидетелей.
В ноябре 2021 года внезапное закрытие города Чжуанхэ на северо-востоке Китая из-за одного случая COVID застало врасплох приезжего водителя доставки. В итоге он и его жена оставались в грузовике и целый месяц питались лапшой быстрого приготовления, пока ограничение на въезд не было снято.
С приближением зимних Олимпийских игр Пекин, похоже, как никогда решительно настроен добиться «нулевого COVID».

Охранники идут по территории, на которую наложены ограничения после недавней вспышки COVID-19 в городе Сиане провинции Шэньси, Китай, 22 декабря 2021 года. (STR/AFP via Getty Images)
«В настоящее время ключевым моментом в борьбе со вспышкой является не корректировка, а реализация, — сказал Лян Ваньнянь, ведущий эксперт, контролирующий меры реагирования на вспышки в стране в интервью государственному СМИ The Paper в конце декабря 2021 года, добавив, что быстрая передача штамма «Омикрон», более заразного, чем “Дельта“, означает, что Китаю необходимо удвоить меры. Текущая политика Китая направлена на борьбу с вариантом “Дельта“, сказал Лян.
«У меня есть твёрдая уверенность в том, что система контроля вспышек в нашей стране может справиться с такими мутациями, как “Омикрон“», — заявил он.
Но некоторые сомневаются, сможет ли Китай продолжать в том же духе.
Американская консалтинговая компания по политическим рискам Eurasia Group 3 января назвала китайский подход «нулевого ковида» первым из 10 главных рисков в 2022 году.
«Китайская политика “нулевого ковида“ потерпит неудачу. Продержав страну закрытой в течение двух лет, рискованно открывать её снова».
Эта политика не сдержит вирус, а приведёт к более масштабным вспышкам, что, в свою очередь, вызовет более жёсткую изоляцию, заявила Eurasia Group.
«Это также приведёт к большим экономическим сбоям, большему вмешательству государства и росту недовольства населения, что противоречит триумфальной мантре государственных китайских СМИ “Китай победил COVID“».
«Предотвращение вспышки — это не то же самое, что война, — сказал корреспонденту The Epoch Times один из жителей, назвавшийся Чжэном. — Мы не можем использовать меры военного времени для лечения людей».
Ева Фу — нью-йоркский журналист The Epoch Times, специализируется на отношениях между США и Китаем, религиозной свободе и правах человека.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times