Военная академия в Париже, Франция, 26 сентября 2021 года. (Fu Jie/The Epoch Times)  | Epoch Times Россия
Военная академия в Париже, Франция, 26 сентября 2021 года. (Fu Jie/The Epoch Times)

Французские стратеги предупреждают о масштабном «культурном» проникновении Пекина

Власти используют влияние, чтобы подвергать цензуре зарубежную продукцию в сфере искусства
The Epoch Times05.10.2021 Обновлено: 14.10.2021 14:49

Недавно Институт стратегических исследований Военной академии (IRSEM) при Министерстве обороны Франции опубликовал отчёт под названием «Операции влияния Китая», разоблачающий действия Пекина для манипулирования общественным мнением на Западе.

В отчёте указывалось, что культурное проникновение за рубежом происходит благодаря экспорту китайских фильмов, телефильмов, музыки и книг. Так коммунистический режим Китая создаёт себе хороший имидж и распространяет ложную информацию. Он также использует влияние, чтобы подвергать цензуре зарубежную продукцию в сфере искусства.

В 2017 году Министерство коммерции Китая объявило, что общий экспорт культурной продукции составил $90 млрд, из которых стоимость экспорта фильмов и сериалов превысила $400 млн. Китайская газета China Daily сообщила, что в том же году Китай перевёл более 1600 фильмов и телепрограмм на 36 иностранных языков, в том числе английский, русский, французский и арабский, и транслировал их примерно в 100 странах.

В экспорте культурной продукции ключевую роль сыграли пять учреждений.

Китайская международная телевизионная корпорация (CITVC), основанная в 1984 году, является дочерней компанией Медиакорпорации Китая (CMG). CITVC наладила сотрудничество с иностранными каналами, чтобы транслировать и продвигать китайские телесериалы.

Китайский центр торговли радио- и телепрограммами (CHNPEC) — один из основных учреждений, специализирующихся на маркетинге и продвижении китайских фильмов и телесериалов во всём мире.

Ежегодная Китайская международная выставка фильмов и телепрограмм (CIFTPE) спонсируется Главным государственным управлением радио, кино и телевидения, чтобы демонстрировать достижения Китая в области экспорта и на международном рынке.

Ассоциация предприятий по импорту и экспорту кино и телевидения (FTIEA) была создана в 2017 году при поддержке Информационного бюро Госсовета и Главного государственного управления радио, кино и телевидения. Согласно отчёту People’s Daily за 2017 год, участники FTIEA стремятся производить кино- и телепродукцию, которые «отражают основные ценности социализма», и должны активно участвовать в международных кинофестивалях и выставках.

Кроме того, в 2016 году было создано Сообщество международного телевизионного сотрудничества «Шёлкового пути» (BRMC) для расширения международного влияния проекта «Один пояс и один путь».

Что же распространяют за рубежом вышеупомянутые учреждения?

Согласно французскому отчёту, помимо обычных отечественных фильмов и телесериалов, они также экспортируют «патриотические» фильмы, такие как «Операция в Красном море» и «Война волков», в попытке создать положительный образ китайских солдат и «промыть мозги» иностранной аудитории.

В научно-фантастическом фильме «Блуждающая земля» показано, что, когда человечество оказалось перед угрозой исчезновения, именно китайцы спасли всё население Земли. Посыл фильма соотносится с утверждением компартии о том, что Китай может заменить Соединённые Штаты.

Компартия Китая также распространяет свою идеологию через видеоигры. В последние годы китайские компании, выпускающие видеоигры, начали всё больше приобретать иностранные компании.

Например, китайский интернет-холдинг Tencent приобрёл в 2012 году 40% акций американской компании Epic Games, разработчика игры Fortress Night. В 2015 году он получил полный контроль над американской компанией Riot Games, разработчиком League of Legends. В 2016 году Tencent приобрёл 84,3% акций финской компании Supercell, автора Clash of Clans. В 2018 году он купил 80% акций новозеландской компании Grinding Gear Games (GGG), создателя Path of Exile.

Проникновение Китая на рынок игровой индустрии увеличило его влияние, способность контролировать высказывания против компартии, а также превратить рынок в мощный инструмент для распространения дезинформации.

Давление на иностранные компании

Пекин протянул длинные руки цензуры за границу, вмешиваясь во внутренние дела других стран и препятствуя различным культурным мероприятиям.

Например, в 2017 году китайское посольство надавило на Королевский театр Дании, чтобы отменить выступление труппы Shen Yun Performing Arts, которая возрождает китайскую традиционную культуру и рассказывает о нарушении прав человека в современном Китае.

В 2018 году театр «Ройал-Корт» в Лондоне отказался ставить спектакль, в котором говорится о Тибете. Руководство последовало предостережению Британского совета: если театр поставит пьесу, это помешает «Ройал-Корт» выступать в Китае.

Кроме того, Пекин требует удалить любые фотографии в соцсетях, порочащие его имидж.

Патрик Уэк, автор и фотограф коллекции фотографий Синьцзяна, знает это как никто другой. Изначально американская компания Kodak с разрешения фотографа разместила на своём официальном Instagram-аккаунте более десятка его работ. Фотографии разоблачали репрессии Пекина в Синьцзяне, который Уэк назвал «оруэлловской антиутопией».

После этого Kodak внезапно удалил контент и опубликовал пост.

«Взгляды, выраженные господином Уэком, не отражают точку зрения Kodak и не поддерживаются компанией Kodak. Приносим извинения за недоразумения или оскорбления, вызванные этим сообщением», — написано в публикации.

Патрик Уэк прокомментировал действия Kodak:

«Я думаю, что они подверглись преследованию со стороны китайских националистов, и руководство испугалось».

В отчёте говорится, что извинения Kodak действительно очень похожи на сообщения компаний, которые подверглись цензуре Пекина.

«Чёрный список» для представителей киноиндустрии

По данным IRSEM, китайские власти заблокировали весь зарубежный контент, который считают угрозой для себя, в частности, о Фалуньгун, Тибете, Тайване, Синьцзяне и зарубежных демократических движениях. Чтобы зарубежная продукция попала на китайский рынок, нужно соблюсти предварительное условие Пекина: удалить нежелательные кадры, диалоги или изменить содержание.

Взяв в качестве примера Голливуд, неправительственная организация PEN America в августе 2020 года опубликовала отчёт, в котором говорится, что многие американские кинокомпании, получившие доступ к китайской аудитории, «пошли на трудные и тревожные компромиссы в отношении свободы слова».

«В некоторых случаях прямо на съёмки приглашаются государственные цензоры Китая».

Причём часть контента, которую меняют под давлением компартии Китая, предназначена не только для китайской, но и для международной аудитории.

В последние годы китайские инвестиции в голливудские фильмы значительно выросли: Китай инвестировал в 12 из 100 самых прибыльных фильмов в мире за 17 лет с 1997 по 2013 год; и за 5 лет, с 2014 по 2018 год, инвестировал в 41 фильм.

«Эти китайские инвестиции дают Пекину значительный контроль над американскими кинокомпаниями», — говорится в отчёте IRSEM.

Китайские власти также используют «чёрный список», чтобы запугивать и влиять на иностранных кинематографистов.

Поворотный момент наступил в 1997 году. В то время были сняты «Кундун» о юности Далай-ламы, «Семь лет в Тибете» о вторжении компартии в Тибет и «Красный угол» об американском адвокате, которого ошибочно обвинили в убийстве в Китае.

Пекин не только запретил показ этих картин в стране, но также внёс в чёрный список режиссёров и главных героев фильмов. Хотя китайский рынок в то время был невелик, Голливуд сразу понял намёк.

В октябре 1998 года Майкл Айснер, тогдашний глава Disney, дистрибьютора картины «Кундун», встретился в Пекине с Чжу Жунцзи, в то время премьер-министром Китая, извинился и пообещал, что ничего подобного больше не повторится. С тех пор американские кинокомпании выполняли требования Пекина.

Брэд Питт разозлил Пекин своей ролью в фильме «Семь лет в Тибете», ему запретили въезд в Китай более чем на 15 лет. Но режиссёра фильма Жан-Жака Анно в 2009 году попросили снять французско-китайский фильм.

Почему для Анно сняли запрет раньше? В 2009 году режиссёр опубликовал открытое письмо на китайском языке в соцсети Weibo, в котором выразил «глубокое сожаление» по поводу негативного воздействия его фильма на Китай и заявил, что он «никогда не поддерживал независимость Тибета».

После «публичного признания вины» Анно стал сопродюсером фильма «Тотем волка» 2015 года с китайской компанией, подписал «соглашение о стратегическом сотрудничестве с Китаем в ближайшие три года», а также стал членом стратегического комитета французско-китайского фонда.

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА