Полицейские патрулируют территорию вокруг площади Тяньаньмэнь в Пекине в День свободы прессы 3 мая 2020 года. (Nicolas Asfouri/AFP via Getty Images)

Десятки петиционеров задержаны в Пекине в преддверии годовщины принятия закона о петициях

Их могут содержать под стражей, без связи с внешним миром, в течение нескольких месяцев без предъявления обвинений
Обновлено: 06.05.2025 15:08
В преддверии 20-й годовщины системы подачи петиций в Китае Коммунистическая партия Китая активизировала усилия по перехвату петиционеров, прибывающих в Пекин.

По словам активистов, десятки граждан Китая, которые за последние две недели стекались в китайскую столицу в поисках справедливости по целому ряду вопросов, были задержаны полицией по пути в центральный офис по приёму петиций.

Китайская компартия создала систему подачи петиций несколько десятилетий назад, предложив гражданам напрямую обращаться к центральным властям с жалобами на несправедливость, причинённую местными чиновниками. Многие люди со всей страны приезжают в Пекин, чтобы подать свои петиции, особенно перед важными политическими собраниями или годовщинами. В такие дни, когда в столице собирается больше чиновников, податели петиций считают, что у них больше шансов, что их жалобу услышат и исправят.

В ответ на это компартия обычно усиливает и без того строгие меры безопасности перед важными датами, останавливая петиционеров и предотвращая любую потенциальную эскалацию протестов в политическом центре страны.

Одним из последних задержанных стал Гу Гопин, преподаватель университета на пенсии из Шанхая, которого задержали 27 апреля возле центрального офиса по приёму петиций. Гу приехал в Пекин, чтобы подать жалобы на предыдущие незаконные задержания вместе с пятью другими заявителями, которые должны были подать отдельные жалобы.

«Мы требуем, чтобы китайское коммунистическое правительство соблюдало международные договоры, уважало права человека, в том числе права граждан Китая, и удовлетворяло давно игнорируемые жалобы жертв нарушений прав», — сказал Гу в интервью The Epoch Times.

В январе 2005 года Китай опубликовал «Правила подачи писем и обращений» («правила подачи петиций»), которые вступили в силу 1 мая того же года. На различных уровнях государственного управления были созданы бюро и офисы в качестве альтернативы официальным китайским юридическим каналам, позволяющим гражданам Китая добиваться удовлетворения своих жалоб. Этих граждан в Китае называют «петиционерами».

По данным правозащитников, после вступления в силу правил подачи петиций количество письменных жалоб в Бюро по рассмотрению петиций Государственного совета в Пекине выросло на 99,4%, а количество личных обращений — на 94,9% в первом квартале 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

В Пекине находится центральный офис по работе с письмами и обращениями, куда приходят просители, чтобы подать свои жалобы в поисках справедливости.

Они часто сталкиваются с насилием, многих из них содержат в местах массового содержания под стражей, или в «чёрных тюрьмах», в ожидании отправки обратно в родные города.

Полиция и контрольно-пропускные пункты повсюду в Пекине

30 апреля Гу рассказал The Epoch Times, что 27 апреля, по прибытии в Пекин, он отправился в центральный офис по приёму петиций около 15:40, задолго до официального закрытия в 17:00. Однако его без объяснения причин выпроводили.

На следующий день Гу и его группа собрались возле Лисюэ Хутун, недалеко от Чжуннаньхая, административного комплекса, в котором находятся высшие правительственные и партийные органы Китая.

Гу сказал, что возле Чжуннаньхая было много полицейских. Полиция остановила их, проверила удостоверения личности и посадила всех в автобус, который отвёз их в Цзю Цзин Чжуан, жилой комплекс на юго-западе Пекина. Здание в жилом комплексе используется как место содержания под стражей для просителей, приехавших в Пекин со всей страны.

Гу с 2001 года добивается возмещения ущерба, нанесённого имуществу его семьи. Гу, в то время преподававший в университете, стал свидетелем того, как дома и имущество всей его большой семьи, состоявшей из четырёх домохозяйств и девяти человек, были принудительно снесены без каких-либо юридических процедур. Он и его семья до сих пор не получили ни компенсации, ни переселения.

28 апреля ещё одна группа из четырёх петиционеров из Шанхая отправилась на автобусе в Чжуннаньхай. Автобус был остановлен полицией, когда до центрального правительственного комплекса оставалось ещё три остановки. Пассажиры с большим багажом или рюкзаками были признаны полицией петиционерами и принудительно отправлены в Цзю Цзин Чжуан.

26 апреля группа из 12 шанхайских петиционеров, направлявшихся в Пекин по железной дороге, сошла с поезда в Лангфане, городе примерно в 40 милях (64 км) к югу от Пекина, в надежде избежать контрольно-пропускных пунктов на пекинском железнодорожном вокзале. Они сели в автобус дальнего следования, направлявшийся в Пекин, но были перехвачены полицией на контрольно-пропускном пункте за пределами Пекина.

Десятки петиционеров задержаны в Пекине в преддверии годовщины принятия закона о петициях
Петиционеры задержаны на контрольно-пропускном пункте в Лангфанге 26 апреля 2025 года. (Предоставлено собеседником)

 «В Цзю Цзин Чжуане было так много просителей, что им пришлось открыть новое здание, чтобы вместить всех, — сказал проситель из Шанхая, пожелавший остаться анонимным из страха перед возмездием. — Некоторых людей отправят домой завтра, других — послезавтра».

29 апреля 39 заявителей были насильно доставлены обратно в Шанхай на поезде, сообщил Гу The Epoch Times.

Десятки петиционеров задержаны в Пекине в преддверии годовщины принятия закона о петициях
Шанхайских петиционеров насильно возвращают в Шанхай на поезде 29 апреля 2025 года. (Предоставлено собеседником)

В конце апреля полиция также задержала петиционеров из Чунцина в разных районах Пекина.

26 апреля ветераны из Чунцина Хэ Фанжун и Ян Цзыю были остановлены на пекинском железнодорожном вокзале. Они были опознаны как заявители при подаче заявления на получение проездных документов по своим удостоверениям личности. Позже их задержали на полицейском посту на автобусной станции Цяньмэнь.

The Epoch Times попыталась связаться с ним по телефону после получения его сообщений SOS, но безуспешно.

В другом случае речь идёт о Ли Сяожун из района Фулин в Чунцине, которую 23 апреля в районе Чанпин в Пекине похитили неизвестные. С тех пор о ней ничего не слышно. На неоднократные звонки The Epoch Times на её телефон никто не ответил.

«Чёрные тюрьмы» и психиатрические больницы

Цзю Цзин Чжуан — один из центров содержания под стражей в Пекине, где содержатся заявители. Международная правозащитная организация «Китайские правозащитники» (CHRD) называет такие учреждения незаконными, поскольку они «полностью находятся вне судебной системы Китая» и «не имеют законных оснований в китайском законодательстве».

В Фентае, районе на юго-западе Пекина, было три таких центра содержания под стражей, говорится в отчёте CHRD за 2008 год. Организация сообщила о ещё четырёх таких центрах в Пекине и ещё множестве в других частях Китая.

Правозащитная организация заявляет, что насильственные задержания и аресты заявителей осуществляются государственными служащими, как правило, «на глазах у полиции и зачастую при их активном содействии». Задержанных подвергают избиениям и могут «держать без связи с внешним миром в течение нескольких месяцев без предъявления обвинений, суда или доступа к адвокату».

Гу написал в своей биографии в аккаунте X, что он пережил за последние 20 лет:

«[Я] более сотни раз подавал петиции в Пекине, шесть раз подвергался уголовному преследованию, был приговорён и заключён в тюрьму на полтора года, а также сломал четыре ребра, находясь в заключении в течение шести месяцев».

Комитет по правам человека осуждает такие санкционированные государством «чёрные тюрьмы», которые становятся «всё более масштабными и систематическими».

The Epoch Times не может проверить, продолжают ли работать объекты, о которых сообщает CHRD. The Epoch Times обратилась к Цзю Цзин Чжуану и на момент публикации не получила ответа.

Хуже того, что компартия Китая насильно запирает заявителей в психиатрических больницах, находящихся в ведении полиции, без медицинского обоснования, согласно Safeguard Defenders (SD), паназиатской неправительственной организации по защите прав человека.

«Жертв держат взаперти по несколько дней, недель, месяцев или лет, некоторые находятся там больше десяти лет», — пишет SD в отчёте за 2022 год, добавляя, что большинство этих жертв — просители убежища и что некоторых «неоднократно отправляют обратно, некоторых — более десятка раз».

Система подачи петиций — «массовая афера и ловушка»

Гу осуждает правила компартии по подаче петиций как «систему, созданную для сокрытия отсутствия легитимности партии», которая «нарушает дух и основные принципы международного права и договоров».

«По сути, система подачи петиций — это масштабная афера и ловушка», — сказал он в телефонном интервью The Epoch Times 30 апреля.

«Система подачи петиций вынуждает вас вернуться в свой родной город — чтобы решить проблему, однако зачастую именно местные власти возбуждают против вас противоправное дело. Вам говорят добиваться справедливости от вашего обидчика. Результат противоположен разрешению. Проблемы не только остаются нерешёнными, они просто продолжают усугубляться», — сказал Гу.

«Я считаю, что само по себе создание правил подачи петиций несправедливо, незаконно, оторвано от общественного мнения и социальной реальности и в конечном счёте не решает первопричины проблем — это вредная система».

Ли Си и Дороти Ли внесли вклад в подготовку этого отчёта.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА