Иллюстрация — Nomad_Soul/Shutterstock | Epoch Times Россия
Иллюстрация — Nomad_Soul/Shutterstock

Единство противоположностей

Как движение и покой порождают друг друга
Автор: 27.01.2022 Обновлено: 27.01.2022 12:14
Древние писания напоминают нам о мудрости предков, о традициях и моральных ценностях, которыми дорожат во всём мире. Мы надеемся, что рассказы и послания из нашей серии «Сказки мудрости» помогут воодушевить сердца и умы наших читателей.

В Китае по обычаю считают левую сторону мужской, а правую — женской. Этот принцип затрагивает все аспекты повседневной жизни людей. Откуда появился такой обычай? В основе китайских мифов представления о происхождении мира и человека на земле, стоит история первопредка Паньгу.

Паньгу появился из яйца, которое сформировалось в изначальном вселенском хаосе. Первым актом его творения стало разделение Инь и Ян — формирование теневой части — земли (желток) и светлой части — неба (белок). Когда Пангу увидел, что земля может снова соединиться с небом он встал ногами на землю, а небо подпер головой. Так он простоял восемнадцать тысяч лет.

Каждый день Паньгу вырастал на три метра, и расстояние между небом и землей тоже увеличивалось на эту высоту. Когда же Паньгу понял, что земля и небо уже не соединятся, он умер. Из его тела возник мир и различные явления природы: его дыхание стало ветром, голос — громом, левый глаз — солнцем, а правый — луной, руки и ноги образовали четыре стороны света, из туловища возникли горы, а из крови образовались реки и дороги.

Из его мышц образовались деревья и почва, волосы на голове и борода стали небесными звездами, а из волос на теле появились травы и цветы. Из зубов и костей образовались металлы и камни, из испарины — дождь и роса, а костный мозг превратился в жемчуг и нефрит. А из насекомых, паразитировавших на его теле, появились люди. Эти мифы зафиксированы в книге «Исторические записи о трёх правителях и пяти императорах», написанной Сюй Чжэн в III веке н. э. Так возник традиционный китайский обычай считать, что «мужская часть — левая, женская — правая».

Этот обычай также был тесно связан с философией древних людей. В традиционном понимании двумя противоположными сторонами во всём были Инь и Ян. Например, всё различалось по размеру, длине, расположению сверху или снизу, слева или справа и т. д. Древние люди классифицировали всё как большое, длинное, верхнее и располагающееся слева, как Ян, а вещи, которые были маленькими, короткими, располагающиеся внизу и справа, как Инь.

Ян был твёрдым и сильным, а Инь — мягким и слабым. С точки зрения темперамента, мужчина твёрдый и сильный, принадлежащим к Ян — слева, а женщина — нежной и мягкой, принадлежащей к Инь — справа. Понимание «мужчина — слева, женщина — справа» также в китайской традиционной медицине отражено в выборе запястья для измерения пульса. Для определения диагноза на левом запястье пульс измеряли у мужчины, а на правом — у женщины.

Фактически, понятие «мужская сторона — левая, женская — правая» возникло из теории Инь и Ян школы Дао. Предметы, обращённые к солнцу, классифицировались как Ян, а противоположные им как Инь. Позднее это понимание распространилось на климат, месторасположение предметов, состояние движения и т. д. Теория Инь-Ян указывает, что все предметы в природе имеют две противоположные стороны: Инь и Ян.

Обе стороны также дополняют друг друга, и движение единства противоположностей является основной причиной возникновения, развития, изменения и гибели предметов. Как сказано во второй главе книги Хуанди Нэйцзин Сувэнь* «Проявление Инь и Ян в природе и человеке» в пятой статье «Большое рассуждение о соответствии образов субстанциям Инь и Ян» говорится: «Инь и Ян — путь Неба и Земли, закон всего сущего, мать всех изменений и начало жизни и смерти».

Инь и Ян использовались для описания противоположностей и анализа двух противоположных сторон материи. Как правило, предметы в быстром движении, направленные вверх, тёплые и ясные, рассматриваются как Ян. Неподвижные предметы духовные, находящиеся внизу, холодные и тусклые, считаются Инь. Что касается неба и земли, то небо светлое и ясное, считается Ян. Земля тяжёлая и мутная, считается Инь. Что касается воды и огня, вода относится к Инь, поскольку холодная и влажная, а огонь — к Ян, так как горячий и обжигающий.

Теория Инь и Ян утверждает, что пять элементов (дерево, огонь, земля, металл и вода) представляют собой основную взаимосвязь изменений. Пять элементов находятся в непрерывном движении, вызывая взаимное порождение и взаимное уничтожение. Эта теория оказала глубокое влияние на развитие древних философий. Астрономия, метеорология, химия, математика, музыка и медицина — все они по-своему объясняют развитие теории Инь и Ян.

В главном трактате философа Чжоу Дуньи «Изъяснение плана Великого Предела» XI века н. э., есть такое описание:

«Безграничная пустота порождает тайцзи; движение тайцзи порождает Ян. Когда движение доходит до предела, превращается в покой, который порождает Инь. Покой, дойдя до предела, снова превращается в движение. Движение и покой порождают друг друга. Инь и Ян различны и существуют как противоположности».

Следовательно, «тайцзи порождает Инь и Ян» и «при взаимодействии друг с другом, создаётся множество предметов, которые создают другие предметы, и такие изменения бесконечны». Это лучшее и наиболее полное объяснение Инь и Ян представлено древними учёными в «Книге перемен». Понимание «мужская сторона — левая, женская — правая» также является отражением Инь и Ян в традиционной культуре.

Этот рассказ является частью детской коллекции аудио-рассказов и оригинальных иллюстраций, составленной и выпущенной в 2012 году в рамках программы «Древние сказки мудрости» радиосетью «Голос надежды».

Поделитесь с нами своими историями по адресу story@epochtimes.ru

* Хуанди Нэйцзин Сувэнь — «Внутренний Канон Желтого императора» или «Эзотерическое Писание Желтого Императора», является древним китайским медицинским текстом, который рассматривался как фундаментальный источник для китайской медицины на протяжении более двух тысячелетий.

Дмитрий Семёнов обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на традиционной культуре Китая

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА