Чтобы не позволить народу воевать из-за себя, дед короля Вэнь из Чжоу, Гу Гун Данфу, переехал в Цишань со своей семьёй, и люди пришли со своими семьями, чтобы присоединиться к нему. Таким образом, влияние добрых слов и благих намерений лидера на культуру очевидно. Иллюстрация царя Вэнь из Чжоу в книге Мин Цю Ина «Десять тысяч лет императорского даосизма». (Общественное достояние) | Epoch Times Россия
Чтобы не позволить народу воевать из-за себя, дед короля Вэнь из Чжоу, Гу Гун Данфу, переехал в Цишань со своей семьёй, и люди пришли со своими семьями, чтобы присоединиться к нему. Таким образом, влияние добрых слов и благих намерений лидера на культуру очевидно. Иллюстрация царя Вэнь из Чжоу в книге Мин Цю Ина «Десять тысяч лет императорского даосизма». (Общественное достояние)

Пересекая время и пространство: исследование критериев бедности и богатства

В круговороте времени многие вещи вокруг нас, подчиняются определённым законам
Автор: 20.01.2022 Обновлено: 20.01.2022 14:26
Прошло более 40 лет после так называемых реформ и открытости, проводимых Коммунистической партией Китая, и изменения в китайском обществе видны всем. Если бы люди отвечали на вопрос, стал ли Китай богаче или беднее, разные группы и разные люди дали бы разные ответы.

Причина, по которой ответ будет разным, заключается в том, что существуют разные критерии для измерения богатства и бедности. Одно можно сказать наверняка: многие люди отвечают на этот вопрос, используя меры, основанные на преобладающих ценностях и представлениях. Например, ВВП на душу населения, доход, площадь жилья и т. д. Но каков был бы ответ, если бы мы прыгнули немного дальше и подошли к вопросу с точки зрения времени и пространства?

Традиционное китайское представление о пространстве и времени — это круг неба и круг земли. Пять элементов, шесть инь и ян, небесные стволы и земные ветви образуют время и пространство. Цикл из шестидесяти лет, цикл, у которого нет ни начала, ни конца. В этом круговороте времени и пространства многие вещи вокруг нас, включая богатство и бедность, подчиняются определённым законам. Если мы посмотрим за пределы сиюминутной видимости и подумаем об этом вопросе в контексте более широкого цикла, мы можем прийти к более ясному и разумному выводу.

Например, если мы посмотрим на сегодняшнее китайское общество с точки зрения династии Чжоу более 2 тыс. лет назад, каков будет ответ, если мы будем использовать критерии, применявшиеся для измерения богатства и бедности в то время?

Как наши предки измеряли бедность и богатство

Культура династии Чжоу — чжоуские обряды — лежит в основе конфуцианской традиции. Итак, с точки зрения чжоуских обрядов, как соотносились бедность и богатство в глазах древних предков?

В «Аналектах» Конфуция говорится:

«У Чжоу великий мир, а хорошие люди богаты».

Это означает, что династия Чжоу считала хороших людей богатством общества. Другими словами, чем больше в обществе будет хороших людей, тем богаче станет страна. И наоборот, если хороших людей становится всё меньше и меньше, страна фактически становится всё беднее и беднее с точки зрения количества богатства, которым она обладает.

Из этого изречения также видно, что наши предки уже знали о взаимосвязи между добродетелью и талантом: если человек обладает большой добродетелью и талантом, он внесёт большой вклад в общество; если он обладает большой добродетелью и талантом, он не внесёт большой вклад, но, по крайней мере, он будет полезен обществу; если у него нет добродетели и таланта хотя его сердце не доброе, даже если он захочет сделать плохое, он не сможет сделать много; хуже всего тот, у кого большой талант, но нет добродетели, эти люди — повелители хаоса. Хуже всего тем, кто талантлив, но не обладает добродетелью.

Китайский народ, в силу своего особого опыта внутренних и внешних бед за последние сто лет современной и новейшей истории, всегда обеспокоен тем, что его страна недостаточно сильна. Они часто подсознательно путают хорошую страну (добродетель) с сильной страной (талант), как будто быть сильным — значит быть хорошим. Но в действительности сильный и хороший — это совершенно разные понятия: например, если ваш сосед храбрый и отзывчивый, то, конечно, чем он сильнее, тем лучше для соседей вокруг него; но если он коррумпирован и издевается над мужчинами и женщинами, то чем он сильнее, тем более незащищёнными будут соседи.

Итак, во времена династии Чжоу, какой хороший человек соответствует духу китайской традиции? Давайте начнём с женщин. Когда речь заходит о добродетели женщин, многие вспоминают знаменитое высказывание о том, что отсутствие таланта у женщины — это добродетель, считая, что их предки относились к женщинам недостаточно уважительно. На самом деле, первоначальный смысл этой поговорки далёк от истины.

Первоначальное значение фразы «отсутствие таланта у женщины — это добродетель» — «добродетель мужчины — это его талант». Это означает, что талантливыми считаются только добродетельные мужчины, а женщинам нужно быть только добродетельными. Основным моментом здесь всё же является взаимосвязь между добродетелью и талантом. Разница между мужчинами и женщинами обусловлена производством и образом жизни аграрного общества, и это не означает, что женщин не уважают.

Предки царской семьи Чжоу были добродетельны в своих поступках

В китайской культуре добродетельная жена называется женой, этот термин пришёл из династии Чжоу.

Перед тем как царь Ву из Чжоу разрушил Чжоу и основал Чжоу, в последних трёх поколениях царя Ву были три выдающиеся женщины: его прабабушка Тай Цзян, его бабушка Тай Хаоу и его мать Тай Си. Все три женщины были образцовыми в своей преданности своим мужьям и сыновьям, и их поддержка трёх поколений мужей заложила прочный культурный и материальный фундамент для становления династии Чжоу.

Цзэнцзы в своём «Великом учении» обсуждает конфуцианский путь «внутренней святости и внешнего царствования», считая, что совершенствование морального облика человека является необходимым условием для создания семьи, управления государством и умиротворения мира. Однако из истории династии Чжоу легко понять, что для того, чтобы сплотить семью, управлять страной и выровнять мир, помимо совершенствования собственного тела, необходимо иметь мудрого внутреннего помощника. В более поздние времена слово «жена» использовалось для обозначения трёх женщин династии Чжоу, поскольку все они имели в своих именах слово «Тай».

На протяжении всей истории династии Чжоу, начиная с предков царя Вэня и трёх трудолюбивых и благородных женщин, давших начало китайской культуре, и заканчивая установлением царя Ву, можно сказать, что идея о том, что хороший человек — это богатый человек, проиллюстрирована физически. Итак, если оценивать сегодняшнее общество по стандарту богатых и бедных, согласно которому хороший человек должен быть богатым, стали ли мы богаче или беднее за последние сорок лет или около того? Ответ, несомненно, зависит от конкретного человека.

Неважно, каким будет ответ, но мы не должны забывать об ожиданиях наших предков на небесах.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА