Сон о просе: мир внутри подушки
В эпоху Кайюань династии Тан бедный учёный Лу Шэн проезжал через город Ханьдань и остановился на отдых в гостинице. Там он встретил даосского священника, обладавшего даром бессмертия. Между ними завязался разговор, и Лу Шэн поделился с ним своим самым сокровенным желанием — сдать императорский экзамен, стать высокопоставленным чиновником и наслаждаться жизнью в достатке и почёте.
Даос выслушал его с понимающей улыбкой. Он протянул Лу Шэну бело-голубую фарфоровую подушку и сказал:
«Спи на этой подушке, и все богатства и почести, о которых ты мечтаешь, будут твоими».
Лу Шэн, уже сонный, взял подушку и прилёг. Тем временем хозяин гостиницы только что поставил на огонь вариться просо — еда должна была быть готова нескоро.
И тут Лу приснился сон.
Ему снилось, что он вернулся домой и женился на красивой и богатой женщине из знатного рода Цуй. Благодаря её поддержке он быстро поднялся в должности. Он сдал императорский экзамен, был назначен на высокую государственную должность, накопил огромное состояние и был окружён роскошью и почётом.
Его путь не был гладким. Дважды его ложно обвиняли и понижали в должности, а однажды он едва избежал казни, но каждый раз ему удавалось снова подняться. Во время своего второго падения он сказал жене:
«У нас есть пять акров хорошей земли в Шаньдуне. Этого достаточно для мирной жизни. Зачем мне гнаться за властью и богатством, чтобы в итоге оказаться под ложным обвинением и чуть не быть казнённым?»
Благодаря вмешательству влиятельного союзника его смертный приговор был заменён на ссылку.

Столкнувшись с перспективой изгнания, Лу Шэн поставил под сомнение стремление к власти и захотел простой и честной жизни. (Google Whisk)
Спустя годы император вернул его в столицу и назначил правителем Янь. Его репутация и авторитет выросли. В старости он жил в достатке и мирно скончался.
В этот момент Лу Шэн зашевелился и проснулся.
Даос всё ещё сидел рядом с ним. Пшено ещё не сварилось. Всё, что он только что пережил, — десятилетия почёта, позора, власти и покоя — оказалось всего лишь сном.
Отсюда и происходит китайская идиома «сон о просе», напоминающая нам, насколько мимолётными могут быть жизненные радости и столь же нематериальными, как сон перед едой.
Сон Нанькэ: царство внутри дерева
В другой истории о сновидении из династии Тан рассказывается о Чуньюй Фэне, который когда-то служил офицером в армии. После того как он в нетрезвом виде устроил переполох, его уволили. Казалось, его это не волновало — каждый день он сидел под большой японской софорой возле своего дома, пил и шутил с друзьями, довольный своей беззаботной жизнью.
Однажды вечером, после очередного запоя, он потерял сознание. Друзья отнесли его домой. Как только он лёг, ему приснилось, что прибыл гонец со словами:
«Государство Хуайань приглашает тебя стать супругом принцессы!»
К изумлению Чуньюй Фэня, входом в Хуайань оказалось крошечное отверстие в стволе софоры. Внутри находился сияющий мир, непохожий ни на что из известного ему — словно небесное царство. Принцесса, на которой он должен был жениться, была так прекрасна, что казалась почти божественной.
После свадьбы правитель назначил его губернатором префектуры Нанькэ. Чуньюй Фэнь правил мудро и процветал. У него и принцессы было семеро детей — пять сыновей и две дочери, все они добились выдающихся успехов. Сыновья стали придворными чиновниками, а дочери вышли замуж за представителей знатных семей. Его жизнь была полна роскоши и счастья.
Но вскоре в Хуайань вторглись иноземные враги. Чуньюй Фэнь повёл войско на войну, но потерпел поражение. Его жена заболела и умерла. Поползли слухи, что несчастья навлёк Чуньюй Фэнь — «чужак». Опечаленный и беспомощный правитель сказал ему:
«Возвращайся на родину. Я призову тебя через три года».

Чуньюй Фэнь в замешательстве ответил:
«Но это же мой дом».
Правитель улыбнулся и сказал:
«Твой истинный дом — в мире людей».
В этот момент Чуньюй Фэнь проснулся. Он спал совсем недолго, но во сне прошла целая жизнь.
Он бросился к дереву и начал копать. К своему удивлению, он откопал квадратную яму шириной около трёх метров. Внутри оказался миниатюрный город из насыпной земли, кишащий муравьями.
Государство Хуайань было колонией муравьёв.
Ночью в округе разразилась буря. Когда он вернулся на следующий день, муравьи исчезли. Катастрофа, предсказанная во сне, свершилась.
Потрясённый до глубины души, Чуньюй Фэнь бросил пить и отказался от всех излишеств. Три года спустя он скончался. Возможно, после смерти его душа вернулась в другой мир в дереве, к семье, которую он любил во сне. Обещание правителя о «трёх годах» исполнилось.
Истории Лу Шэна и Чуньюй Фэня напоминают нам о хрупкой границе между иллюзией и реальностью. Жизнь, полная славы или горя, может пролететь, как один вздох.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram








































