В докладе международной неправительственной организации «Германский фонд Маршалла США» (организация признана нежелательной на территории России) подробно описаны попытки Пекина исказить смысл резолюции, чтобы включить в неё свой принцип «одного Китая» — позицию компартии, согласно которой Тайвань является частью КНР, и таким образом получить рычаги влияния на другие державы в тайваньском вопросе.
Авторы доклада рассматривают эти действия как последнюю уловку в давней попытке Пекина изменить восприятие Тайваня в ООН и за её пределами и подчинить Тайвань власти компартии.
«КНР со временем добилась успеха в нормализации своей позиции по Тайваню в институтах ООН и в поддержке своих взглядов большинством стран. Это подкрепляет её аргументы о наличии международного консенсуса в отношении её притязаний на остров», — отмечается в докладе.
Исторический фон
Текст резолюции № 2758 закрепляет решение членов ООН «признать представителей правительства КНР единственными законными представителями Китая в ООН и немедленно изгнать представителей Чан Кай Ши с незаконно занимаемых ими мест в ООН».
В докладе подчёркивается, что эту резолюцию нельзя истолковывать как передачу Тайваня КНР. В ней говорится, что Китайская Республика (Тайвань) освободит своё место в ООН для представителя КНР. Резолюция не выражает никакой позиции по вопросу суверенитета Тайваня. Статус члена ООН никогда не подразумевал предоставление КНР контроля над Тайванем, говорится в докладе.
«Принимая резолюцию в 1971 году, страны намеревались предоставить КНР место, занимаемое Китайской Республикой в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Это отражено в официальных исторических отчётах и протоколах заседаний, а также в резолюциях того времени».
В то время китайский премьер Чжоу Эньлай прекрасно понимал, что резолюция не отдаёт Тайвань Пекину. В докладе приводится его заявление о том, что после принятия резолюции «статус Тайваня ещё не определён».
Обладая меньшим влиянием в мировых делах, чем сегодня, компартия Китая в 1971 году согласилась принять резолюцию, чтобы занять место Китая в ООН, и воздержалась от попыток продвинуть свою повестку дня в отношении Тайваня. По мере демократизации Тайваня в 1990-х и начале 2000-х годов Пекин стал заметно агрессивнее выдвигать свои требования в отношении Тайваня.
«С тех пор КНР стремится „интернационализировать“ свой принцип „одного Китая“ и объединить его с резолюцией ООН 2758, что является отходом от первоначального смысла этого документа», — говорится в докладе.
Изоляция Тайваня
Помимо продвижения своей интерпретации резолюции 2758, компартия Китая использует жёсткие методы, чтобы позволить представителям КНР влиять на функции ООН по Тайваню и «навязать свои взгляды» на Тайвань другим членам ООН.
Китай иногда не допускает других членов ООН к соглашениям, которые он заключает с известными международными организациями. Например, ООН не предоставила содержание меморандума о взаимопонимании 2005 года между КНР и Всемирной организацией здравоохранения никому, кроме основных участников соглашения. Однако в отчёте говорится, что утечка документов позволила получить некоторое представление о содержании. В результате влияния Пекина Тайвань не смог принять участие в дебатах и дискуссиях об общественном здравоохранении даже в разгар пандемии COVID-19.
Доклад представляет Тайвань как государство, которое быстро прошло путь от авторитарного правления Чан Кайши до полноценной демократии с «сильным гражданским обществом» и технологической основой, что обеспечивает ему решающую роль в мировых цепочках поставок. Однако это не убедило Пекин признать суверенитет Тайваня.
«Несмотря на эти достижения, официальные лица Тайваня и представители его неправительственных организаций часто не допускаются на международные форумы, в том числе под руководством ООН и связанных с ней организаций», — говорится в докладе.
Действия Пекина отражаются на гражданах Тайваня, которые стремятся получить доступ в офисы ООН. В докладе приводится пример тайваньского профессора Люхуан Ли-чуань и её студентов, которых в июне 2017 года не пустили в общественную галерею отделения ООН по правам человека в Женеве. Им объявили, что их международные студенческие удостоверения недействительны, а для входа они должны иметь официальные удостоверения личности, выданные КНР. В октябре 2018 года журналист, имеющий одновременно тайваньский паспорт и разрешение на проезд на материк для жителей Тайваня, не смог попасть в здание штаб-квартиры ООН.
Другая тактика компартии Китая заключается в том, чтобы навязывать свои пожелания относительно терминологии при обсуждении тайваньского вопроса. Пекин отказывает в аккредитации в ООН НПО и организациям гражданского общества, которые не принимают и не используют на своих сайтах и в публикациях предпочтительную для компартии номенклатуру, где Тайвань понимается как часть КНР. Китай дошёл до того, что изменил существующие документы ООН, заменив в них термин «Тайвань» на «Тайвань, провинция Китая».
Управление по правовым вопросам ООН теперь выпускает руководство, пропагандирующее позицию китайского режима в отношении Тайваня, говорится в докладе. Пекин пошёл ещё дальше, используя двусторонние соглашения о нормализации и резолюцию 2758 для распространения ложного представления о том, что «принцип одного Китая» пользуется широким признанием и одобрением среди государств—членов ООН.
Предлагаемые ответные меры
В докладе содержится призыв к решительным действиям со стороны стран, которые не согласны с попытками Пекина исключить Тайвань из международных организаций. Отчёт предлагает «серьёзные дипломатические усилия» по созданию коалиции держав, готовых возразить Китаю по поводу его толкования резолюции 2758 и стать соавторами письма генеральному секретарю ООН по поводу искажения резолюции Пекином.
Предлагаемые дальнейшие шаги:
- Решительное давление со стороны стран с целью противодействовать назначению китайских граждан на руководящие должности в агентствах ООН, которые они могут использовать для продвижения повестки дня по Тайваню.
- Требование к ООН опубликовать полный текст меморандумов о взаимопонимании и других соглашений между КНР и органами ООН.
- Неприятие странами претензий и действий Пекина в отношении Тайваня.
Майкл Уошберн освещает темы, связанные с Китаем, имеет опыт работы в юридической и финансовой журналистике
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram