Все новости » Мнение » Точка зрения » Что общего у Александра Великого с изображениями Будды?

Что общего у Александра Великого с изображениями Будды?

логотип Epoch times
Что общего у Александра Великого с изображениями Будды?

Отголоски эллинистической культуры в Индии: греческая одежда, амфоры, вино и музыка на индийском рельефе. Фото: Public Domain

Когда Александр Великий вступил в Пакистан и Индию, две очень разные цивилизации встретились лицом к лицу и повлияли друг на друга. /epochtimes.ru/

Первые антропоморфные изображения Будды появились между I и II столетиями н.э. До этого Будду представляли только символы, такие как дерево бодхи, ступа, отпечаток стопы и колесо. Но после прихода греческой армии, которая завоевала территорию Бактрии, появились изображения Будды в образе человека.

Будда

Отпечаток стопы Будды со священными знаками буддизма дхармачакра и триратна, I век, Гандхара. Фото:Public Domain

Изображение Будды

Новая антропоморфная внешность Будды была, несомненно, навеяна стилем греческих художников. Скульптуры и изображения Будд этого периода оказали влияние на буддистское искусство и навсегда его преобразовали.

Будда того времени выглядел прекрасным, как Аполлон Бельведерский (330 н.э.), он был одет в греческом стиле. Его изображали в светлой тоге, с ореолом, прямостоящим, с классическими для Средиземноморья вьющимися волосами и с узлом на макушке. Некоторые из статуй Будд изготовлялись с использованием греческой техники из мрамора. Сегодня многие исследователи задают вопрос, не представляет ли один из Будд древнего царя, который навсегда изменил образ буддизма?

Будда

Стоящий Будда, Гандхара, I век н.э. Фото: Public Domain

Великий македонский царь знакомится с буддизмом

В 326 г. до н.э. Александр Великий завоевал северные территории Индии. Несколько лет раньше, в 332г. до н.э. Александр захватил Бактрию и Гандхару, когда они находились под шраманистским влиянием (возможно, буддистским или джайнистским). Легенды рассказывают, что два мальчика из Бактрии, Тарассу и Бахаллика, пришли к Будде и стали его учениками. Возвратившись домой, они начал инаставлять людей его мудрости.

Этот буддистский центр был безопасным местом до прибытия армии македонского царя. В 326 г. до нэ. Александр выиграл эпическое сражение против индийского царя Пора в Пенджабе на реке Гидасп. Позже он встретился с религией, которая оказала на него влияние. Его также вдохновила богатая культура этой части Азии.

Пор

Пор в ожидании нападения со стороны армии Александра в июле 326 г. до н.э. Фото: Public Domain

Согласно историческим хроникам, несколько философов, среди них Анаксарх, Пиррон и Онесикрит, были избраны Александром, чтобы сопровождать его в восточных походах. 18 месяцев путешествовали они по Индии. Там они встретили монахов, а также индийских аскетов, известных как «нагие мудрецы» (гимнософисты).

Онесикрит был киником, который, по словам греческого историка Страбона, научился в Индии тому, что ничто, происходящее с человеком, не бывает хорошим или плохим. Мнения представляют собой просто иллюзии, а величайшая философия та, которая освобождает ум от радости и печали.

Пиррон был скептиком, который основал школу под названием пирронизм. Он также после пребывания в Индии писал, что в действительности ничего не существует, а человеческая жизнь управляется установлениями. Эти два утверждения являются чисто буддистскими. Они показывают связь между религией древней Греции и буддизмом. Это также показывает, насколько притягательным был в то время буддизм для представителей других религий.

Эллинистические защитники Будды

Греко-буддизм является религиозным и культурным синкретизмом между эллинистической культурой и буддизмом, который просуществовал до V века. Он был не только греческой системой верований, но также оказал влияние на часть Пакистана, Индии и Афганистана. Позже связанные с ним символы были приняты также в странах центральной и северо-восточной Азии, у некоторых народов Сибири, а также в Китае, Филиппинах, Корее, Японии и Вьетнаме.

Наиболее заметное влияние древнегреческой культуры на буддизм связано с использованием символики героев, амуров и других защитников, характерных для Греции. Самым неожиданным элементом является, пожалуй, Геракл, которого в буддизме изображали как Ваджрапани, защитника Будды. Греческий бог ветра Борей стал японским богом ветра Фуцзинь. Харити, богиня-мать, была навеяна греческой богиней Тихея. Атлас также появился в греко-буддизме. Он использовался как поддерживающий элемент в архитектурных композициях.

Другим популярным мотивом стали крылатые амуры, которые обычно летают парами, держа венок над головой Будды как символ победы и сана. Амуры, держащие богатые, украшенные фруктами гирлянды, также тесно связаны с греческим искусством.

Археологи обнаружили также фризы, представляющие группы дарителей или последователей, характерных для Греции, а не для Азии.

Кроме того, встречались фантастические животные божества, необычные для буддистской культуры, но характерные для греческого искусства. Эти животные использовались в буддистских храмах как декоративные элементы. Среди самых популярных мотивов фантастических животных были кентавры, морские чудовища и тритоны.

Отголоски древней Бактрии

Бактрия находилась под прямым греческим правлением в течение более двух столетий. Результаты археологических раскопок показывают, что такие грода, как Александрия (Ай-Ханум) на реке Оксе (Амударья), содержат образцы нумизматического искусства греко-бактрийских царей, считавшиеся наилучшими в эллинистическом мире. Это была богатая часть империи, где изготавливались самые крупные в истории Греции золотые и серебряные монеты.

Буддизм проник в Центральную Азию в I веке и играл важную роль до исламского вторжения. Самыми впечатляющими монументами, связанными с греко-буддизмом, являются огромные Бамианские Будды. Они были созданы в период между V– IX веками. Их монументальная красота тесно связана с художественным стилем эллинистической культуры.

Многие образцы искусства древней Бактрии уничтожались, начиная с V века н.э. Некоторые сохранялись в монастырях до VII века, обнаруживая сильное эллинистическое влияние в сочетании с индийской декоративностью, другие были навеяны персидским искусством времён империи Сасанидов.

В XX веке, во время войны в Афганистане, было уничтожено много древних артефактов. Затем в 2001 г. по приказу режима Талибана были разрушены самые известные, имевшие всемирную ценность Бамианские Будды. Это сокровище, находившееся под защитой ЮНЕСКО, утрачено навсегда.

Слова и чувства Александра Великого всё ещё находят отклик в сердцах людей в Азии. Разрушение Бамианских Будд явилось болезненной утратой для миллионов людей во всём мире. 7 июня 2015 г., спустя 14 лет после разрушения Будд режимом Талибана, китайская супружеская пара Синьюй Чжан и Хун Лянь заполнили пустые ниши, где когда-то стояли Будды, 3D изображением при помощи лазерной технологии. Несмотря на возможный риск, 150 местных жителей пришли на открытие голографических статуй.

Источник: Ancient Origins 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:
Рекомендуем