Дела давно минувших дней через монгольский и русский языки

The Epoch Times21.12.2007 Обновлено: 06.09.2021 13:37

Фото: PETER PARKS/AFP/Getty Images


Фото: PETER PARKS/AFP/Getty Images
I. Чингисхан и  Золотая Орда

По отечественной истории возникновение Российского государства было обусловлено распадом Золотой Орды. Государство создал Чингисхан и оно просуществовало более 200 лет. Этот период отечественной истории называют периодом татаро-монгольского ига.

Многократное посещение Монголии, знакомство с монгольским менталитетом заставило усомниться во многих утверждениях историков относительно роли монголов в  Золотой Орде. Например: «…Собственно монголов и в армии и в государственном аппарате было немного, но они и там и там занимали практически все главные посты» (Россия.Великая судьба.-М:Белый город, 2005).

Интересно, как это им удавалось без знания славянского языка, с редким владением, исключая лам, сложной (даже для монголов) письменностью, без омонголивания (привития кочевого уклада). Говорить о разном уровне развития народов и тому подобное, не учитывая принципиальной разницы укладов, а, следовательно, и разницы в менталитетах, чтобы установить роль Чингиса в истории Российского государства не продуктивно.

Надо быть более объективным. Попробуем уделить внимание менталитету и языку монголов и разобраться хотя бы в вещах, которые достаточно очевидны.

Итак, длительный период в рамках одного государства контактировали 2 уклада:  кочевой монголов и осёдлый уклад славян. Осёдлый уклад, в отличие от кочевого, способствует развитию письменности, накоплению собственности, созданию силовых структур и обширного государственного аппарата. С другой стороны при осёдлом укладе развивается  социальная и государственная обособленность, государственный эгоизм.

Кочевой уклад способствует постоянному обмену информацией, заключению долгосрочных устных договорённостей, развитию торговли, наделению лам (осёдлой части общества) светскими государственными функциями. Вырабатывается своеобразный устойчивый язык общения.

Попробуем получить информацию из названия «Золотая Орда». Первое слово русское, а второе — монгольского происхождения. Если слово «Орда» означает государство, то «Золотая Орда» могло бы означать «богатое государство». Но в монгольском языке для понятия «государство» используются другие слова: улс, төр, Эх Орон (Родина).

Но есть слова «ард» — народ и «арда» — мой народ. Добавка букв «а», «э», «о» (в зависимости от рода существительного) означает принадлежность к чему-либо или к кому-либо. Так «машин» — машина, «машина» — моя машина. Напрашивается вывод: Чингис объединил народы в договорное государство Золотая Арда (Мой Золотой Народ). Так что Чингис хорошо относился и к татарам и к славянам, входивших в состав Золотой Арды, хотя это и не согласуется с мнением автора, процитированной выше книги.

В этом объединении почётное (уважаемое) место должны были занять славянские княжества, расположенные в северной части бассейна реки Волга. То есть Чингис должен был возвысить их (или одно из них). Дело здесь в монгольском менталитете. Об этом чуть позже. Сначала поинтересуемся, как русских называют в Монголии и Бурятии, и что это означает.

Русский по-монгольски орос. При этом «о» не является приставкой. В монгольском языке вообще нет приставок, а суффиксы и предлоги говорятся (и пишутся) после существительного. Например: в Москве — «Москвад»; в Москву — «Москва уруу»; Подмосковье — «Москвагийн хажууд»; около Москвы — «Москвагийн орын». Слово орос образовано от ороос (исходящий падеж от ор, есть и такой падеж). Кто это сделал неизвестно.  Бывает и не такое. Например, кто-то образовал слово Улан-Батор из Улаанбаатаар, сделав богатыря помесью мужского и среднего родов. Видимо человек не знал, что баатаар (богатырь) — образовано от  имени Бат с помощью творительного падежа.

Буряты называют русских «ород». Ор стоит в дательном падеже. Монгольское орос и бурятское ород означают «земляк». Так что, нас называли и сегодня называют земляками. Угнетать и при этом называть земляками, согласитесь, невозможно.

Слово ор, в широком смысле, имеет несколько значений. В узком смысле — это река Орхон. (Похожая ситуация встречается и в русском языке: дума, союз и др.). Не случайно, что Чингис основал крепость с интересным названием Хара-хорин (по-русски название почему то другое — Каракарум) именно в верховьях реки Орхон. Название Хара-хорин можно перевести как выставка («харах» — осмотр). То, что Орхон — особая река, выдаёт словообразующий суффикс «-хон». В монгольском языке добавки -хан (-хай), -хэн (-хэй), -хон (-хой), в зависимости от рода, используются для выделения узкого (основного) понятия из широкого (общего). Сравним:

«сайн — сайхан»: хорошо — красиво; «одоо — одоохон»: теперь — сейчас; «му — мухай»: плохо — некрасиво; «хүн — хүүхэн»: человек — молодая женщина, девушка; «анги — ангихан»: класс — однокласники; «сая — саяхан»: недавно — только что; «Москва — москвахан»: Москва — москвичи; «оч- — очхой»; прибывать — посланники и так далее.

На Кавказе горцы иногда называют русских урусами, но не могут объяснить почему. Неужели это отголоски чингисовского «ороос»?  В таком случае город Урус-мартан, когда-то назывался «Ороос морьтон». Наличие Очхой-мартана говорит об особом положении оросов в Золотой Арде. В современном монгольском языке названия этих городов означают: «для русских всадников» и «для посланников с конями», соответственно.

На вопрос: «зачем организовывать представительства на противоположной от Москвы стороне Калмыкии?» — ответ простой: «чтобы информацию о прибывающих получить раньше их прибытия».

Чем же славянские княжества могли заслужить уважение у Чингиса? Своим географическим положением. У монголов не ко всем местам на Земле было одинаковое отношение. К местам наиболее близким к небу они питали особое уважение.  А поскольку вода течёт вниз, то верховья притоков («гол»), наиболее удалённые от устья больших рек («мөрөн»), и будут возвышаться над другими местами обитания человека. Река Орхон  — самая южная из всех притоков системы больших рек Енисей-Ангара-Селенга. Тибет также считался (и считается) почитаемым местом.

Чтобы попасть в Калмыкию из Монголии, скажем из Хара-хорина, надо двигаться строго на запад, обходя с севера озёра (моря): Балхаш, Арал и Каспий. Это самый выгодный путь для путешествия за 3 моря, который подготовленный кочевник мог совершить за период весенне-летнего травостоя.  На пути встречалась одна большая река, она и наводила на мысль о существовании ещё одного почётного «ор»…

А теперь об Чингисхане. В монгольском языке нет слова «хан». Правда, есть слово «хана»: глагол и существительное. Последнее имеет единственное значение — стена. Например: «Кремлийн хана» — стены Кремля; «Чингис-Хана» —  Стена Чингиса (есть такой объект в Китае); «Хангай» — Стенообразный.

Для монгола имя Чингисхан невозможно из-за добавки «-хан» (смотри выше). Конечно, можно сказать Чингисхаа. Вот только обратиться так к Чингису мог не каждый, так как означает «мой Чингис», или «брат Чингис». С другой стороны, князь, вернувшись из Калмыкии предпочёл бы сказать, что подружился с Чингисханом, чем с Чингисхаа, поскольку последнее имя является существительным мужского рода на монгольском языке, а вот на русском — скорее всего женского.

II. К заре Великих Перемен

Всё куплю, сказало злато.

Всё возьму, сказал булат.

Чингисхан вошёл в историю как правитель самой большой империи на земле и как самый жестокий правитель: монголы под его руководством уничтожали целые государства, а с их населением обращались как с рабами. Себя же считали господами.

Эти понятия были усвоены мной ещё в школе. И когда я впервые оказался в Монголии, то попытался установить, что осталось у монголов от их предков. Оказалось ничего. Даже в монгольской борьбе отсутствуют не только болевые приёмы, но и элементарное прижатие к земле, как символ превосходства над противником. И уж ни в какие рамки не вписалось наличие казахских кочевников в Монголии, не признающих ничего монгольского. И ведут себя как хозяева, не имея даже автономии. Монголы не видят в этом ничего странного.  Тоже мне — потомки покорителей народов!

Решил познакомиться с  бытом монголов. С их языком. Здесь меня поджидали сюрпризы. Чем больше узнавал, тем больше становилось вопросов. Стало очевидно, что что-то не так в представлениях о деятельности Чингиса и его влиянии на судьбы народов Монголии и России. Пытался отказаться от некоторых сложившихся стереотипов, но так и не смог получить логически непротиворечивую гипотезу.

Прекратив попытки разбираться в исторических событиях, продолжал изучать монгольскую грамматику. Потом решил сделать последнюю попытку, в основе которой лежит эпиграф к этой статьи: первую строчку отдал Чингису, а вторую оставил нам.    И все проблемы разрешились. Я понимаю, что излагаемое многим не понравится, но как говорится истина дороже. Да ещё в таком вопросе.

Империя. Зачем она нужна была кочевнику Чингису? Можно назвать, исходя из своего менталитета, несколько заманчивых перспектив. Однако Чингис не обзавёлся даже фамилией, без которой создать свою династию невозможно. У монголов и сегодня нет фамилий: только имена и отчества.

Слово Чингисхан, которым называют у нас Чингиса, появилось в результате «осмысливания» фразы: «Чингис хаан байдаг вээ». Дословный перевод: «Чингис где находится?». С помощью этой фразы монгол-проводник мог отыскать кочевника Чингиса. На протяжённость звука не обратили внимания и решили, что «хаан» (где) это известный титул «хан», и что так надо называть Чингиса. Интересно: когда исправят эту ошибку?

Монголы и сегодня упорно не желают иметь Чингисхана. Сам Чингис, когда его называли «Чингисхан» (а такое видимо случалось) воспринимал это как предложение подружиться (породниться). Об этом сказано в первой части.

Титул был, но не титул Великого Хана. Имя Чингис исходит из тюркского языка и означает небо. Возможно, в детстве у Чингиса было совсем другое имя. В таком случае Чингис (небо) это титул, и достаточно высокий титул.

А почему же не добавлялось имя? В Монголии и сейчас не принято к титулам и к профессиям добавлять без необходимости имя. Говорят просто: лама (вообще-то это название животного), Далай Лама (Океан Лама), багш (учитель) и так далее. Не повезло солнцу (нар): его используют и как женское имя Нара, и для образования множественного числа: багш нар (учителя). В современной Монголии титулы: лев, слон, сокол и др. — получают борцы, перешагнувшие определённый рубеж, а вместе с титулом одни получают награду, другие — привилегию на год (например, бесплатное питание).

Получив высокий титул, можно (и нужно) было заняться организацией «глобального сообщества». И начал Чингис, как отмечается в книгах, с объединения монголов. Попробуем разобраться с мероприятиями, проведёнными в рамках «объединения монголов».

Излагать всё, что имеется, обосновывая каждую мысль, дело научной работы. Здесь же реформы Чингиса будут изложены как 5 последовательных мероприятий, из которых, только пятое, приходящееся на последние 7 лет жизни человека почитаемого одними и проклинаемого другими, будет изложено в полной мере и доказательно, насколько мне это удалось сделать. Последнее мероприятие неизбежно при реформах, как вторая сторона медали. Само  мероприятие, оставляет глубокий след в памяти народов, но часто этот след просто не хотят замечать…

Во-первых, создан был новый монгольский язык. В старомонгольской письменности (её пытались возродить новые политические лидеры) гласные играют второстепенную роль, в отличие от современного монгольского языка. К примеру, пытаешься сказать 3  (гуров), а монголы реагируют так, как будто сказано 4 (дYров).

Знакомство с чёткими правилами монгольской грамматики и анализ каталога монгольских слов (Ц.ДамдинсYрэн, Монгол Yсгийн дYрмийн толь, Улаанбаатар, 1983) приводит к мысли, что язык сформирован одним человеком, за достаточно долгое время упорного умственного труда, специально для нужд кочевника. Такой вывод можно сделать, если познакомиться с правилами словообразования в монгольском языке.

Как дать монгольское название новому предмету, понятию, городу и т.п.? Для этого надо найти из известных предметов такой, который логически связан с новым предметом, и эта связь отвечает на вопросы склонения существительных.  После этого добавить соответствующее падежу окончание и убрать долготу звучания, если она есть. Можно для благозвучия вставить букву из набора букв, принятых для такого случая. Всё.

Род нового существительного совпадёт с эталонным словом, и можно его склонять. Это правило словообразования обеспечивает устойчивость монгольскому языку. Минусом можно считать то, что пункты (и города) в Монголии часто имеют несколько разных названий (некоторые из них только для иностранцев, или наоборот, только для монголов).

Удивительно, но правила, возникшие однажды, не обрастают исключениями и не подвергаются усовершенствованию, что привело бы к появлению устаревших и непонятных названий. По сравнению с «великим и могучим» в нём нет ничего уменьшительно ласкательного, нет обилия переносных значений. Интонация в языке ничего не значит: накричать на монгольском языке на кого-либо невозможно. Даже нецензурных слов нет. Но он лучше по количеству информации  в слове и по устойчивости (живучести) этой информации. Монгольский язык сохранил много такого, что позволило, не основываясь на догадках, говорить о Чингисе и его реформах.

Вода получила новое название «ус», вместо старого (тюркского) «сY», которое стало обозначать молоко (то, что можно пить). Монголы перестали употреблять сырую воду для питья, за исключением леченья. Оригинальный способ разъяснения опасности употребления сырой воды в условиях эпизодических вспышек чумы, да и высокого содержания радона в некоторых питьевых источниках (по собственным измерениям). Есть перестановка букв  и в слове аршан. Открываем словарь: аршан по-монгольски «рашан». В разговорной речи применяются оба названия, как равнозначные.

Во-вторых, устанавливались границы государства (монгольского кочевья). На юге за границу была принята Великая китайская стена. На востоке  приступили к сооружению  «Стены Чингиса» (Чингис-Хана).

На севере за границу приняли тайгу (лес населённый лесными людьми). Лес получил 2 названия: «ой» и  «тайга». Последнее, скорее всего остаток от «ард тайгаа ой». Введением северной границы Чингис разрезал монгольский народ на две части. Народы на севере были брошены на самоопределение. С ними, как и с другими соседями  устанавливались новые связи, сугубо экономические. Не увидеть след от этого шрама трудно: нужно ничего не слышать и ничего не видеть, в том  числе и показного отсутствия интереса друг к другу теперь уже разных, но всё-таки монгольских народов.

На западе о размежевании Чингис договорился с тюркскими кочевниками (казахами). Эта граница существует и сегодня, хотя и не совпадает с границей Монголии, и никем не охраняется.

В-третьих, проводились глубокие, но болезненные социально-экономические реформы с обновлением сложившегося общественного уклада. Образно говоря, переводился менталитет народа со второй строки эпиграфа на первую. Переход от набегов (вспомним назначение Великой Китайской стены) к торговым отношениям.  Для этого к мягкой валюте «мөн» (грибы) добавили твёрдую «мөнгөө» (серебро). Дословно: свои грибы.

Людей из общества с новым укладом стали называть монголами. Это не самоназвание. Монголы воспринимают слово «монгол», как существительное только когда говорят на иностранном языке. В монгольском языке это слово не имеет однокоренных слов, используется, как служебное слово, и его нельзя склонять. Собака зарыта не глубоко. Слово монгол означает то же, что и слово янки: «торгаш». Люди, которые изобрели слово монгол, были незнакомы с правилом произношения гласной ө.

Введён был принцип подчинения в любом коллективе младшего старшему.   Монгол не будет жениться на женщине старше себя, если не хочет попасть к ней в подчинение. Теперь и раб мог стать главным в юрте. С рабством пришлось распрощаться навсегда.

Для удобства количественного сравнения возрастов введены были порядковые названия месяцев: (первый-по-порядку, второй-по-порядку и т.д.). А как быть с забывчивостью людей? Письменностью решили кочевников не обременять, а ввели ежегодное отмечание (празднование) двух дат: дня рождения и дня зачатия. Приоритет имеет вторая дата. Именно её сегодня проставляют в паспортах.

Водился ли принцип обязательного подчинения младшего старшему на Руси? И как можно было выяснить, скажем, двум мужикам, кто кому должен подчиняться, если установить доподлинно можно было, и то не всегда, только дату крещения? В русском языке сохранились разные варианты доказательства своего старшинства в возрасте. Например: «ты еще под стол ходил…», «я тебе в отцы гожусь». Последняя фраза, возможно, пришла на смену другой, подвергшейся запрету, но не забвению.

Ослаблялись родственные связи. Слова сын и дочь и сейчас в Монголии говорят больше о возрасте, чем о родстве. «Неродной ребёнок» монголы понимают, но что к нему может быть другое отношение, чем к родному, не понимают. К семье стали относить всех живущих в юрте (в квартире), точнее имеющих там кровать (койко-место). Следствие: нет необходимости во введении алиментов, да и проблема брошенных детей решилась просто: мало какая семья откажется от будущего помощника.

Жена получила новое название по правилу, изложенному выше: «эх»(мать) — «эхнээр» (матерью) — «эхнэр» (жена). Можно сказать, что жену стали называть «стать матерью».  Женщина получила равноправие, но в какой мере им воспользовалась — судить не берусь, так как в определённых случаях и сейчас становится если не товаром, то подарком. Так буряты обязательно вспоминают историю, как они отыскали самую красивую девушку и отправили её в Москву русскому царю  в подарок (во временное пользование). Может в «подложить свинью» речь идёт о подобных подарках?

А как сегодня можно обратиться к монголке? Одна из первых фраз, сказанных мною по-монгольски, была: «Женщина, верни моё полотенце!» Горничная вернулась и отчитала меня, после того как справилась с приступом смеха: «Вы всё сказали как надо. Но к женщине обращайтесь как и к мужчине «хYн» (человек). Если же решили напомнить мне, что я женщина, то говорите тихо, а не кричите на весь коридор!»

Получила поддержку профессия скотовода-кочевника. Другие профессии, связанные с использованием земли, если не запрещались, то передавались иностранцам (китайцам): например, выращивание овощей.  Кочевник получил право на получение еды. Отправляясь на поиски нового пастбища, а на это может уйти и неделя, монгол берёт с собой палатку, но не берёт провиант. Он может поесть в любой юрте, может и к геологам подсоединиться, не спрашивая на то разрешения.

В-четвёртых, вводился государственный рэкет (продналог), поборы на «их хоол» (пир). В русском языке появилось (позже) слово иго, но в него вложили другой смысл.

А вводили, хотя бы некоторые князья, рэкет по-монгольски? Скорее всего — да. Иначе трудно объяснить появление слова конь. По-монгольски «хонь» (произносится ближе к «конь», чем «хонь») означает овца. Выдавать лошадь за овцу выгодно при рэкете. Другие ситуации придумать трудно. Да и в пословице: «Уставился как баран на новые ворота» — речь, скорее всего, идёт не о животном. Овцеводство не культивировалось на Руси. Слово баран прилипло к животному. Возможно, вид барана ассоциировался с образом барина, которого могло удивить появление новых ворот. Думаю, что не понаслышке князья были знакомы и с самим иго (их хоол). Пословица: «на чужом пиру — похмелье» отражает неодобрение в завуалированной форме, не так поборов на пир, как самого пиршества.

И, наконец, в-пятых, репрессии против недовольных реформами. Каким бы авторитетом не пользовался реформатор, ему не избежать противодействия тех, кто что-то теряет. Как мог бороться Чингис со своими недругами, да и просто с недовольными? Казалось бы просто — уничтожать. Не просто, потому что в обществе искоренялось пристрастие как к набегам, трофеям и рабству, так и к методам, которые стоят за этими понятиями. Было бы логичнее избавлять от них общество с помощью заключения или отселения. Тем более, что рядом был родственный народ — буряты. Стоп. Если слово монгол означает «торгаш», то, что означает  «буриад», или бурятское «Буряад»?  Разгадать не смог, возможно, завуалировано какое-то слово.

Поставим вопрос по-другому: как Чингис  мог называть  отрезанную им часть своего народа. Догадка: «БYр»(всякий, разный) — «БYрд»(ко всяким, сброд). Бурда(!) в общем. Оказывается, в русском языке есть грамматически выдержанное монгольское слово бYрда (мы произносим Y, а не у)! Что оно отражает? Мнение Чингиса? Но он не проводил реформ у нас, хлопот хватало и с монголами. Более реально, что так на Руси монголы отзывались о Чингисе, который всё-таки был кочевником, то есть представлял низы монгольского общества.

Если были всякие, то были и особые (особо опасные), расправа с которыми представляет непростую задачу и в нынешние времена. Ведь речь идёт об элитной части народа. Оказывается, многое сохранилось от механизма расправы. Обнаружились и потомки репрессированных       в месте, созвучном со зловещим названием далёкой, очень далёкой реки: «Колыма, ты моя Колыма … Здесь сойдёшь поневоле с ума».

Поразмышляем о Хара-хорине. Что это: бывшая столица, неизменный музей трофеев или бывшая Бастилия. Составим таблицу, по которой определим, к чему она ближе.

Если это

столица

музей трофеев

Бастилия

то

строительство

зачем? были города

нужно

необходимо

расположение по обочине Хангая

не удобно

не удобно

то, что надо

его площадь

черезчур мала

великовата

достаточна

стены

не нужны

хороши

внушительны

памятник-указатель

не понятен

хорош!

посылается на … запад

Крути не крути, а столица не проходит. Придётся выбирать между двумя последними, или их совмещать. Можно познакомиться и с хозяином Хара-хорина: хан Угедей. И по имени и по титулу — к монголам никакого отношения. В правители страны, где командовал человек из низов, не годится. В начальники музея — не думаю. А вот в начальники тюрьмы с особо-опасными людьми, которые в связи с реформами потеряли все свои права, подойдёт иностранец. Реформа поставила иностранцев в привилегированное положение. Иностранца не то что трогать, но и возражать ему стало нельзя. В Монголии не надо задавать вопросы типа: « Могу ли я по этой дороге попасть в …». Всегда ответят: «Да», не вникая в содержание вопроса. За всё пребывание в Монголии я ни разу не услышал ни слова «нет», ни слова «YгYй» (нет) в беседах с монголами.

Что же означает вторая половина слова Хара-хорин? Выставка чего? Слова «хорин» в языке нет. Может и здесь неглубоко зарыли собаку? Из близких по звучанию слов, смысл имеет только «хорон» (зло).  Теперь окончательно: Хара-хорин  — был Бастилией, и каждый желающий мог лицезреть врагов народа. (В кавычки не беру, поскольку реформы в своей основе сохранились, и Чингисом гордятся, а не проклинают). Сколько лет просуществовала Бастилия? По истории Хара-хорин был «столицей» с 1220 г. до 16 века. Похоже, долго собирались  «трофеи Чингиса» — ценные вещи, не поддающиеся систематизации, и их очень много — экспроприированные ценности, и на них могли ежедневно смотреть бывшие хозяева. Неужели Чингис иногда отбирал? Ну, во-первых, хозяином был хан Угедей, которого реформы не касались, и который мог отбирать, а во-вторых, перевоспитавшиеся, видимо, могли восстанавливать свои права. А почему бы и нет — стимул для заключённых.

Методом воспитания был физический труд, но не кочевника (площадь тюрьмы — музея не позволяет), а ремесленника. Изделия этих «ремесленников» и находят археологи в удалённой, от выставки экспонатов, части Хара-хорина.

Ну а тех, кто не хотел становиться «как все», надо было отселять вместе с семьёй далеко, да так, чтобы ни они, ни их потомки никогда не смогли вернуться назад. На вечное поселение. Сколько надо было послать людей в спецкомандировки, чтобы отыскать Калмыкию — идеальное место для ссылки?! Удалённая за тысячи километров от Монголии, практически незаселённая из-за проблем с водой и полупустынного климата. Можно судить по названиям: Элиста («элстэй» — с песком); «Улан Хол» — красная даль; «Улан Эргэ» -красный смерчь; «Тавн Гашун» — пять горьких (источников).

Обозначено и место начала переселения в непосредственной близости от Хара-хорина — указатель направления переселения в виде «памятника мужскому достоинству». Указатель сохранился, ограждён и находится под охраной Юнеско. Правда, сильно пострадал от монгольских женщин, использовавших отбитые кусочки ясно с какой целью, но не понятно как.  В русском языке тоже посылают «на памятник мужскому достоинству», но, в отличие от Чингиса, только в переносном смысле.

Перейдём теперь к конечному пункту переселения. А это уже часть России, часть её истории. Наши историки «заселение калмыками» заметили поздно (датируют его 17-тым веком) и отнесли народ к монгольским племенам, самоназвание которых «хальмг».  И на том спасибо. Даже не задумались, почему в Калмыкии, и только в Калмыкии, названия мест монгольские, например «Нарын худук» (солнечный колодец).  Придётся нам с вами прояснить кое-что.

Калмык — слово не монгольское. В монгольском языке на «к» начинаются только слова иностранного происхождения. А вот самоназвание монгольское: в винительном падеже стоит «халим» («хальм») — кит. Винительный падеж, как и в русском обозначает действие, направленное на существительное.  На какого кита? и какое действие подразумевается в самоназвании народа, если принять, что репрессированные Чингисом относились к сливкам монгольского общества?  Ответ: «Хальм» (уничтожить кита) — это клятва и наказ потомкам продолжить дело их жизни. Означает то же, что и знакомое: «Карфаген должен быть разрушен».

Прибывающие монголы могли выжить трудом скотовода-кочевника — у них был скот. Но они были бывшими правителями или приближёнными к ним. Подданные Его Величества Булата.  Так, что физический труд им был противопоказан. Командовать они могли. Кем и каким образом?

Возвращение назад перекрыли (точнее должны были перекрыть), люди Чингиса, причём не только монголы, но и нанятые из местного населения. В таком деле чужой был надёжнее монгола. Чингису оставалось только изредка направлять посыльных, для контроля и для оплаты труда нанятых стражей, не интересуясь как те обращались с задержанными. Два направления: на восток и на юг (с выходом на Великий шелковый путь) нужно было перекрыть. А вот препятствовать уходу их в славянские княжества и татарские ханства трудно было, да и зачем?

Большое ли число беглых монголов, люто ненавидевших Чингиса и его реформы, пошло на службу к князьям, чтобы получить возможность заниматься привычным для них делом: управлять людьми, сказать трудно. Но рассказы этих живых свидетелей и участников (противник тоже участник!) Великих Перемен о кровавом диктаторе, который с помощью непобедимой армии(!), уничтожал(!) государства, порабощал(!) народы, создал империю(!) «от края и до края» (краем служили их географические познания) стали нашим представлением о Чингисе. Миф, ставший исторической реальностью.

Даже если поток противников реформ был небольшим, то умноженный на сотни лет функционирования монгольской Бастилии, он должен был оказать влияние на наш менталитет и внести весомый вклад в создание русского языка.

Осталось  не ясным: как умер Человек. Достали его «хальмы»? Он наверняка беседовал с ними, хотя и знал об их клятве. Он посещал Хара-хорин; должен был посещать свои ставки: Сарай («Сарай нуур нуур» — несколько лунообразных озёр), Очхой-мартан и Урус-мартан. Ставка Сарай была в районе сегодняшних Сарпинских озёр, перекрывающих путь к Волге. Из ставок Очхой-мартан и Урус-мартан контролировали южное направление. О другом назначении ставок сказано в первой части этой статьи.

Другой вопрос. На какие, с позволения сказать, шиши строила республика Стену Чингиса и др., содержала аппарат чиновников и штат доноса и сыска (забыл уже, оплачивают сейчас в Монголии донос или нет), затраты на «обслуживание» заключенных и ссыльных, на дружину (телохранителей) Чингиса: слава богу, хоть регулярной армии не было за ненадобностью. Так что же: субботники, «комсомольцы-добровольцы», серебро и золото, помощь монархов-соседей в обмен на мир, поставки из Золотой Орды, организованной им, но быстро преобразовавшейся в  монархическое государство?

В заключение подытожим кратко сведения о Чингисе. В степи, в месте обозначенном стелой, родился в семье кочевника мальчик, который через 50 лет получил титул «Чингис» и стал формировать новый тип государства кочевников, основанный не на феодальных, а на рыночных отношениях, не оставляя от прошлого никаких «пережитков». Через 14 лет реформ приступил к ликвидации сформировавшихся к тому времени очагов сопротивления цивилизованными методами: перевоспитанием трудом и отселением, без разрушения семьи, в суровый, но близкий по климату край. Ещё через 7 лет скончался. Сформированный им менталитет нардов Монголии сохранился, конечно, не в полной мере, но избежал пока возврата к прежнему.

За скобками изложенного материала остались ламы, без активного участия которых (или которого) серьёзно говорить о реформировании языка, да и о тщательном планировании большинства реформ, нельзя. Но ламам положено по штату находиться в тени. Не надо их освещать.

Несколько забавных примеров (или, если хотите, предположений), в качестве приложения.

Обращение барин (не требующее добавления имени), скорее всего, связано с монгольским прилагательным «барын» от «бар» (барс, тигр), и было самозваным титулом. От этого слова образовано и баран.

Фраза «ага, разбежался!» означающая то же, что и «нет» могла первоначально звучать: «YгY. Разбежался». Первое слово для «барына», второе — вдогонку.

Монгольским словом «сарай» (лунообразный) называют и столицу Золотой Орды, а по ней и непритязательное сооружение. Лунообразным бывает озеро. Проводник-монгол под столицей мог понимать не только город, особенно, если такового не было.

В логической цепочки «өвс»(сено) — овёс — «овъёс»(овёс)  наблюдается переход слова из одного языка в другой и возвращение его назад. Слово овёс не случайно исказили. Большинство русских в этом слове произносят «ө» (скопировано правильное произношение), а не «о». Пришлось монголам искажать иностранное слово, чтобы не запутаться. Есть другая цепочка: «YYл»(гора) — улей — «Yлий»(улей).

Обращение по одному только отчеству, распространённое  на юге России, согласуется с манерой официального обращения в Монголии. Убеждение, что в праздники противопоказан труд, тоже можно найти в монгольском языке. Вместо воскресенья можно говорить «хороший день», а вместо субботы — «наполовину хороший день». Правда, когда монголам говоришь эти синонимы субботы и воскресенья, они почему-то улыбаются.

Старший научный сотрудник, кандидат гео-мин.наук Владимир Семёнович Лепин

Российская Академия наук

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА