Леонардо да Винчи: сосредоточенность и странности гения

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:29

Леонардо да Винчи: идеал эпохи Ренессанса и воплощение творческой личности. Фото: AFP /Belga Photo Benoit Doppagne


Леонардо да Винчи: идеал эпохи Ренессанса и воплощение творческой личности. Фото: AFP /Belga Photo Benoit Doppagne
О многочисленных талантах Леонардо да Винчи уже многое сказано. Он был художником, скульптором, архитектором, музыкантом, анатомом, механиком, инженером и изобретателем. В эпоху Возрождения он стал олицетворением итальянского универсального человека.

Однако в обладании многими талантами есть и свои отрицательные стороны. Жизнь ограничена, и необходимо решать, что является наиважнейшим. Хотя да Винчи был гением, он так и не смог разрешить этот вопрос для себя.

Ранние годы

Биограф Васарис в своей книге «Жизнеописания знаменитых художников, скульпторов и архитекторов» («Le Vite de‘ piú eccellenti pittori scultori ed architettori da Cimabue insino a‘ tempi nostri») приводит историю из ранних лет жизни да Винчи. Один крестьянин попросил отца да Винчи украсить щит во Флоренции. Отец перепоручил это задание своему сыну. Молодой да Винчи обдумывал, какой вид можно придать щиту, чтобы он выполнял свою устрашающую функцию. Он забрал щит в свою комнату, где у него имелась большая коллекция жуков и змей. Чтобы добиться пугающего эффекта, он создал композиции из этих тварей и стилизовал их. Потом он дорисовал дым и пламя. В итоге на щите появились бесчисленные чудовища. Эта работа затратила много времени. Когда отец впервые взглянул на щит, он испугался. Да Винчи сказал: «Чтобы напугать врага, картина должна быть соответствующей». Отец удивился таланту своего сына и не захотел это произведение искусства просто так дарить. Поэтому он отдал крестьянину другой щит, который купил. Работа его сына была продана одному торговцу из Флоренции за сотню гульденов. Впоследствии его купил за 3 000 гульденов герцог Милана.

Хотя это всего лишь анекдот, но он дает представление о творческих возможностях и той серьезности, которая была присуща да Винчи с детства. Если он брался за какую-то работу, то он выполнял ее основательно. Он был очень искусен и тратил много времени на изобретения. Он не останавливался, пока не достигал совершенства.

«Тайная вечеря»

К одним из его шедевров относится фреска «Тайная вечеря», которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-деле-Грацие в Милане. Чтобы изобразить сцену той эпохи, он предварительно изучил традиции того времени. Он также поговорил с теологами.

В любом месте мысли заняты живописью

Один итальянский писатель-современник писал о да Винчи: «Обычно да Винчи забирался на свой помост с утра. От восхода солнца до ночи кисть не покидала его руки. Он даже забывал поесть и поспать. Бывало, что в течение 3-4 дней он не делал ни одного мазка, просто молча смотрел на полотно в течение 1-2 часов, обдумывая композицию картины. Иногда в полдень, когда раскаленное солнце находилось в зените, я видел, что он бежал из своего дома к монастырю и влезал на помост только для того, чтобы сделать один-единственный штрих».

Однако эти привычки, связанные со стремлением к совершенству, порой приводили к недоразумениям. Настоятель монастыря видел, что работа да Винчи продвигается очень медленно, и решил, что да Винчи не усердно работает. Он пожаловался герцогу. Художнику пришлось держать ответ и объяснять, что художник сначала ломает голову над тем, как довести задуманное до совершенства, и лишь потом может приступить к работе. На тот момент были не готовы лишь лица Иисуса и Иуды-предателя, а на поиск модели должно было уйти много времени. Но аббат продолжал настаивать закончить работу пораньше, и да Винчи срисовал лицо Иуды с аббата. Герцог посмеялся и больше не беспокоил художника.

На создание этого шедевра эпохи ушли долгие годы. Возможно, если бы не аббат, было бы затрачено еще больше времени. Многие историки придерживаются мнения, что окончание «Последней вечери» совпало с расцветом Ренессанса. Человеческое искусство достигло наивысшей зрелости.

Стремление к совершенству

Стремление к «правдивости» и «совершенству» у да Винчи всегда выступало, как кредо его личности. Для изображения растений он исследовал строение растений, изучал биологию, затем изучал особенности роста растений. Чтобы изобразить человеческое тело, он вскрывал трупы, изучал соотношение между мышцами, костями и движениями человеческого тела. Его интерес к жизни привел его в еще одну область медицины: он исследовал работу сердца и системы кровообращения, физиологию различных органов и так далее. Это были знания, владеть которыми не было особой необходимости. Но на пути своего поиска истины и стремления к совершенству да Винчи часто увлекался деталями и шел окольными путями. И от этого он не мог избавиться. Его длительные научные исследования отвлекали его от художественного творчества, а склонность к экспериментам иногда приводила к неудачам. Огромный проект конной статуи Сфорцы — один из примеров неправильного применения им техники. Таким образом, да Винчи оставил сравнительно немного завершенных работ. Это ставилось ему в упрек уже при жизни, и сердило его заказчиков.

В поздние годы жизни да Винчи проживал в Риме. Папа римский Лев X сделал ему заказ. Да Винчи принял заказ, однако не приступил к работе, а начал заниматься очищением масла, чтобы его можно было использовать в качестве защитного лака для картины. Папа, который уже слышал об особенностях да Винчи, констатировал: «Ах, у этого человека вечно ничего не готово!». После этого он больше не делал ему никаких заказов, а предпочел молодого талантливого художника — Рафаэля.

Правдивость и совершенство

Незадолго до своей смерти он снова и снова задавал себе вопрос: «Что полезного я сделал для мира?». Он был убежден, что разгневал людей и богов, потому что не сделал для искусства все, что мог.

Однако поворотным моментом, которым да Винчи оказал влияние на развития искусства человечества, стали совершенство и зрелость. Он оставил не только свои шедевры, но и свой дух, стремившийся к правде и идеалу. В его рукописях можно найти его идеи, узнать о творческом процессе и о том, как сотворить настоящий шедевр.

Версия на немецком

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА