Магадан. История одной семьи

The Epoch Times11.02.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:37

Справка о пересмотре уголовного дела по обвинению Опольского Казимира Ивановича


Справка о пересмотре уголовного дела по обвинению Опольского Казимира Ивановича
Мы и по сей день слышим и узнаем все новые факты о миллионах жертв политических репрессий. А сколько разрушенных семей и покалеченных судеб родственников….  Была ли хоть одна семья в России, которой так или иначе не коснулся бы политический кровавый террор коммунистов?

2007 год. В этом году нам с мужем исполнилось по 70 лет. Я родилась на Дальнем Востоке в семье военнослужащего. Он — на Украине в крестьянской семье. 11/1-1948 г. моего отца — офицера морского флота перевели для дальнейшей службы в Магадан, так наша семья оказалась в г. Магадане.

Мой будущий муж вместе со своей мамой приехал в г. Магадан 3 сентября 1950 года по вызову отца, освобожденного из мест заключения.

Так мы встретились в детские годы на севере, учились в одной школе, работали, женились, растили своих детей. Вся сознательная жизнь на протяжении почти 50 лет прошла в городе Магадане. В настоящее время проживаем в г. Костроме.

30 октября в России отмечается Всемирный день жертв политических репрессий. Размышляя о ценности человеческой жизни с высоты своего возраста, я все чаще прихожу к мысли о том, что пока не поздно, надо рассказать о трудной и тяжелой жизни моих родственников.

Украина, село Снитков, Муровано Куриловецкого района Винницкой области, расположено в живописной местности. До войны в нем насчитывалось более 200 дворов, население в основном состояло из поляков, украинцев, евреев.

Осенью 1936 года село празднует свадьбу двух молодых людей: Опольского Казимира, жениху — 22 года и Маевской Анны, невесте — 20 лет. Живут молодые очень счастливо. Семья польская. Наступил 1937 год, пошли повальные аресты, не миновала беда и этот дом. 31  мая 1937 года арестовывают Казимира и уже 5 августа  1937 года Тройкой УНКВД Винницкой области его осуждают зашпионскую деятельность на 10 лет и по этапу направляют на Колыму.

В это же время в семье Опольских рождается сын Анатолий, который увидит и познакомится с отцом только тогда, когда ему исполнится 13 лет, а жена Анна встретится со своим мужем, когда ей будет 33 года.

Казимир Иванович Опольский отбывал наказание на урановом руднике «Бутугычаг» в Магаданской области. Это один из самых страшных колымских лагерей. «Бутугычаг»  в переводе с языка северных российских народностей значит «Долина смерти». Если на лесоповалах, строительстве трассы, в рудниках, в шахтах работа заключенных была каторжной, то на «Бутугычаге» она была каторжной вдвойне, т.к. они добывали урановую руду! В этой сверхсекретной зоне врачи проводили преступные эксперименты на мозге заключенных, исследуя влияние радиоактивности на организм человека. И понятно, что выжили немногие, а кто и выжил, вышел из лагеря больным и немощным. (Примечание редакции — статьи об урановых рудниках «Бутугычаг» публиковались в газете «Великая Эпоха» № 10/56-13/59).

После ареста отца, мать с сыном пережили страшные годы войны (1941-1945), были в оккупации, голод 1947г., нищету и страдания, считались семьей «врага народа».

Освободившись, Казимир Иванович оформил вызов семье для переезда в Магадан, так как ему выезд на «материк» был запрещен. Мать Анна Игнатьевна получила паспорт на основании вызова, собрала теплые вещи, уложив их в сундук, два узла, корзину с провизией и вместе с 13-летним сыном отправились в дальнюю дорогу с Запада страны на Восток и далее на север.

Кстати, в те годы сельские жители паспортов не имели. Женам декабристов и в страшном сне не могло присниться то, что испытали эти два человека на протяжении трех месяцев «путешествия».

9 июня 1950 года они выехали на повозке, запряженной лошадьми, до железнодорожной станции. Далее до г. Киева  на площадке товарного поезда, а дальнейший путь: гг. Киев-Москва-Владивосток-Находка ехали в плацкартном вагоне. Этот путь преодолели за два месяца. В порту Находка жили в транзитном городке в ожидании свой очереди для посадки на пароход.

Что из себя представляет транзитка? Это бараки, в которых по обе стороны расположены двухъярусные нары, а между ними проход. Туалет и общий умывальник на улице. Матери с сыном-подростком выделили одно нижнее спальное место, рядом была еще одна семья — (мать с двумя детьми), на верхних нарах спали мужчины.

25 августа 1950 года на пароходе «Чукотка» были отправлены пассажиры в основном с детьми. Мать с сыном и новыми знакомыми — второй семьей, обставившись своими вещами, приютились на палубе парохода, под трапом.

Семь суток продолжалось это морское «путешествие» через Японское и Охотское моря. Всем пассажирам этого рейса очень повезло, не было шторма.

Так, мать с сыном Опольские повторили путь своего отца — мужа Опольского через 13 лет по одному маршруту: с. Снитков — г. Магадан с разницей в том, что заключенных везли по железной дороге в товарных вагонах, а по морю — в трюмах пароходов.

Итак, пароход «Чукотка» прибыл в порт Начаево г. Магадана 3 сентября 1950 года в 03 часа, встречающих не было, т.к. накануне прошла информация, что корабль будет до утра стоять на рейде. Измотанные дорогой, переживаниями с надеждой на встречу с отцом, испуганные и плачущие, оказавшись на севере — «на краю света» в темноте, холоде, снежном Магадане, они вступили в новую жизнь. После многочисленных мытарств этого дня, вечером отец нашел их, и, наконец-то вся семья в сборе в полном составе, в кузове грузового автомобиля со своим скарбом, накрывшись с головой одеялом, проехали еще 63 км и приехали на постоянное место жительства в пос. Сплавная.

Итак, через 13 лет семья восстановилась, сын познакомился с отцом. Отец выглядел больным человеком, не по возрасту старым, очень худым, с грустным взглядом и запавшими глазами. Все трое сильно плакали.

Их счастливая совместная жизнь продлилась всего 7,5 лет. После тяжелой болезни, связанной с работой на урановом руднике, в возрасте 43 лет Казимир Иванович Опольский умер. Так и не узнав о том, что через два года он будет полностью признан невиновным и реабилитирован.

В 1990 году умерла Анна Игнатьевна. Они похоронены вместе, обрели вечный покой на магаданском кладбище. Их совместная земная, супружеская жизнь длилась всего восемь лет.

7 мая 2003 года на основании закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» сын Анатолий Казимирович признан подвергшимся политическим репрессиям и реабилитирован, как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца.

Страшно подумать, сколько было загублено жизней, искалечено человеческих душ, но главное, чтобы это никогда и нигде не повторилось.

Уже в 50-е годы, и особенно после смерти Сталина, жизнь на севере претерпела большие изменения к лучшему. Несмотря на все тяготы этого времени, прожитые годы в г. Магадане остаются для нас такими памятными и счастливыми. В школе учились дети разных национальностей и сословий: дети начальника Дальстроя и дети бывших политзаключенных, спецпоселенцев, рабочих и служащих. Никогда и нигде никто никого не упрекал: жили дружно и весело.

У нас было много знакомых семей бывших политзаключенных. Это люди образованные, высокой культуры. В школе у нас преподавала русский язык и литературу бывшая политзаключенная — реабилитированная Евгения Семеновна Гинзбург — мать Василия Аксенова, известного писателя. А ее муж — врач из заключенных Антон Яковлевич Вальтер был знаком много лет с Опольским
Казимиром Ивановичем. Культурная и просветительная жизнь была всегда на самом высоком уровне. Город Магадан являлся самым читаемым городом в стране. Все ходили в театр и кино, занимались спортом. Нам повезло — мы слышали концерты известного в мире трубача Эдди Рознера, Вадима Козина и многих других известных в мире людей. Все они по воле судьбы «временно», а кто и постоянно, проживали в г. Магадане.

В г. Магадане у сопки Крутая, откуда отправлялись этапы заключенных на Колыму, сооружен монумент «Маска скорби». Это первый памятник из задуманных известным скульптором Эрнстом Неизвестным «Треугольника страданий» — Воркута, Екатеринбург, Магадан. 15 -метровый монумент, расположенный на высоте 200 метров над уровнем моря, хорошо виден со всех сторон.

«Сопок застывших в молчании масса
Седою лентою покрытая трасса,
Трасса, хранящая в строгом секрете
Судьбы оставшихся здесь в лихолетье.
В даль убегая откосы крутые
Прячут под нею останки людские.
Люди! Постойте над ними, почтите!
Не допустите! Не повторите!»

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА