Психиатрическая игра теней


«Не надо тешить себя иллюзией, что ужасы окончились, ибо сегодня их угроза столь же зловеща и велика, как и во времена, как и во времена презренного Бедлама. Но я обязана рассказать об этих ужасах, какими я их запомнила, в надежде, что найдутся какие-нибудь человеческие силы и освободят навсегда этих несчастных, что все еще находятся в заточении в казематах затхлых психиатрических лечебниц», - Френсис Фармер, великая голливудская киноактриса.

Талант – это болезнь?

В любом обществе есть и всегда были творческие умы, подлинные художники своего дела. В древней Греции и Риме, в эпоху Ренессанса и в наши дни человечество знало людей выдающихся творческих способностей, настоящих талантов, и восхищалось ими. Именно люди искусства мечтают о том, каким будет наше будущее, и создают реалии завтрашнего дня, Конечно, это относится и к инженерам, предпринимателям, но создаваемое ими будущее больше связано с нашим материальным благополучием. Но именно артист и художник воодушевляют нас, заставляют плакать и смеяться, и даже формируют духовное будущее нашей культуры. Жизнь создает артист. Это объясняет, почему люди искусства ценятся во всем мире на вес золота. Мы теряем это богатство слишком рано, и такие утраты делают нас беднее. Эрнст Хемингуэй, американский писатель, французский писатель Антонен Арто, джазовая певица Билли Холидей, известные актрисы: Джуди Гарленд, Мэрилин Монро, Вивьен Ли, музыкант Курт Кобейн, комик Фил Хартман и многие другие ушли из жизни слишком рано. В чем же здесь причина? В том, что для того, чтобы быть великим художником, надо быть чуточку сумасшедшим? Определенно - нет. В случаях, описанных выше, трагические исходы были обусловлены скрытым влиянием. Дело в том, что всем этим великим мастерам, как и многим другим людям, покинувшим нас, в свое время была предложена «помощь». Но вместо помощи их предали и обрекли на смерть. Это предательство было обусловлено прямым или косвенным вмешательством психиатров или психологов, которые обещали этим талантливым людям помощь. Однако на деле им был причинен непоправимый вред, в результате чего источник их жизненной силы был разрушен, и они погибли.

Психиатрическая игра с Голливудом

Каким же образом псевдонаучным психологическим и психиатрическим идеям удалось завоевать умы людей искусства? Возьмем для примера Голливуд. В начале 20-го века влияние психиатрии на Голливуд было ничтожным. Ситуация начала заметно меняться с 1916 г., когда психолог Хьюго Мюнстерберг обнародовал свою книгу «Игра света, психологическое исследование». В конце 19-го века Мюнстерберг учился у печально известного немецкого психолога Вильгельма Вундта, а затем возглавил лабораторию психологических исследований при Гарвардском университете. Он писал: «Киноэкран может предоставить уникальную возможность заинтересовать широкую публику психологическими экспериментами и тестами». Мюнстерберг вызывающе писал, что съемки в фильмах могут таить в себе большую опасность, и что в связи с этим нельзя недооценивать вероятность их разлагающего влияния на психику и полного ее разрушения. Сегодня ему вторят его последователи, например, утверждая, что психотерапевты или даже психиатры должны давать экспертные заключения о психологически вредном содержании фильмов. Некоторые психиатры и психотерапевты требуют даже введения психиатрической цензуры для кинопромышленности. Причем, такие голоса звучат, как в США, так и в России.

В основном же, деятели искусства интересуют психиатров потому, что их лечение – это хорошие заработки для психиатров, а также они используются психиатрами как средство финансирования своего движения и своих целей. Так, американский психиатр, видный деятель Всемирной психиатрической ассоциации, Карл Меннингер был хорошо известен тем, что настойчиво добивался расположения деятелей кино, особенно тех, кто от щедрот мог подкинуть побольше денег на его клиники и пополнить исследовательские фонды. Была у Меннингера и другая причина общаться с продюсерами и руководителями студий: они обеспечивали его клинику работой. Так, в 1948 г. известный голливудский актер Роберт Уокер был направлен руководством своей кинокомпании MGM в клинику Меннингера под угрозой увольнения за пьянство. Уокер «лечился» в психиатрической клинике Менингера, а затем он продолжил «лечение» у лос-анджелесского психиатра Фредерика Хакера, который обучался в клинике Меннингера. Психиатрическая терапия оказалась убийственной, а именно: в августе 1951 Уокер получил мощный барбитурат и скончался от удара. Сорок лет спустя лос-анджелесский психотерапевт Алекс Рогавски сказал правду: «Роберта Уокера убил Фредерик Хакер».

В период с 1957 г. по 1963 г. Карг Меннингер и другие видные психиатры усиленно продвигали себя в Голливуде, и поддавшись их влиянию виднейшие американские кинокомпании в своих фильмах создавали «идеализированный образ» психиатра в самых видных ролях в кино. Эта лавина пропаганды имела реальную финансовую цель: объем правительственных ассигнований на психиатрию с 1957 г. по 63 г. подскочил на 580 % и этот рост продолжался.

Мэрилин Монро и психотропные препараты

4 августа 1962 г. умерла великая актриса Мэрилин Монро. В 1955 г. Монро рекомендовали посещать сеансы психоанализа у Маргарет Хонберг. Вскоре после этого Монро писала: «Я стараюсь быть актрисой, играть искреннее, но чувствую иногда, что нахожусь на грани безумия. Я просто пытаюсь добраться до своего истинного «Я», но это трудно...» Психоанализ с его поисками мотивации и собственной личности дал о себе знать таким образом. Биограф М. Монро Дональд Спото писал о лечении актрисы: «Чрезмерное копание в себе усилило ее неуверенность...» Следующим фрейдистом-психиатром, появившимся в судьбе Монро, стала Марианна Крис. Та прописала актрисе мощные барбитураты, от пристрастия к которым Монро так и не смогла избавиться до конца своей жизни. Также психиатр Марианна Крис обманом поместила Мерилин в психиатрическую клинику. Вместо обещанного отдыха и обследования Монро заперли в мягкую палату, где она два дня в кровь сбивала о дверь свои кулаки, требуя освобождения. В 1960 г. М. Монро стала посещать Ральфа Гринсона, другого психиатра. Гринсон писал: «Я собирался стать ее единственным психоаналитиком». Биограф Монро Спото писал, что тактика этого психиатра была гибельной, вместо того, чтобы помочь пациенту стать самостоятельным, он делал в точности обратное. Гринсон требовал, чтобы М. Монро регулярно принимала барбитураты. 4 августа 62 г. экономка Мэрилин Монро обнаружила актрису мертвой. Монро погибла от передозировки – после того, как она провела шесть часов с психиатром Гринсоном. До своего знакомства с психиатрами М. Монро стала кинозвездой и за семь лет снялась в 23 фильмах, а за последние семь лет жизни она снялась лишь в 6-ти кинолентах.

Великие творческие американцы и электрический разряд через мозг

Пострадала от психиатров и известная голливудская киноактриса Вивьен Ли, получившая «Оскара» за лучшую женскую роль в фильме «Унесенные ветром». В. Ли страдала туберкулезом и получала для лечения препарат «тубазид». Задокументированные побочные эффекты этого препарата – спутанное сознание и токсический психоз. Следствием приема этого препарата стали истерики у В. Ли и актриса стала посещать психиатра. Психиатры, как правило, не выясняют, не вызвано ли состояние пациента действием каких-нибудь препаратов. В итоге, Вивьен Ли была помещена в психбольницу в своей родной Англии. В ходе «лечения» Ли заворачивали в пропитанные ледяной водой простыни и постоянно подвергали электрошоку. После одного из сеансов электрошока у нее на голове остались ожоги. Затем электросудорожную терапию временно заменили мощные психотропные препараты, особенно опасные в сочетании с ее противотуберкулезными препаратами. 7 июля 1967 г. подруга В. Ли обнаружила ее, лежащей лицом вниз. Ее смерть была во многом следствием психиатрического «лечения».

Еще одна киноактирса из Голливуда Джуди Гарленд в середине своей карьеры обратилась к психиатру Меннингеру, стала «лечится» у Меннингера, затем у Эрнста Симмеля, помощника Меннингера, после у психиатра Фредерика Хаммера. Итогом стало то, что, как писал Джеральд Франк в книге «Джуди», «ее лекарство стало ее болезнью, болезнь – лекарством, круг замкнулся...» Т.е. Джуди Гарленд подсела на психотропные препараты. В 1947 г. Гарленд была подвергнута электрошоку. В конце пятидесятых постоянный прием психотропных препаратов привел к тому, что у Джуди развились обширная опухоль печени и селезенки. Но психиатры продолжили давать Джуди психотропные препараты, прописали ей такие мощные психотропы, как валиум и торазин. Вот что писал Джеральд Франк: «За годы психоанализа никакой помощи она так и не получила... она не уважала психиатров, ведь на своем веку она повидала их немало, и все они подвели ее». Прозрение пришло слишком поздно. 15 июня 1969 г. Гарленд в последний раз выступила на сцене клуба «Половинка» в Гринвич-Виллидж. Через шесть дней она скончалась в лондонском отеле от передозировки психиатрических препаратов.

Нобелевского лауреата Эрнста Хеминуэя заманили в психиатрическую клинику, подвергли унижениям и провели 20 сеансов электрошока. Через несколько недель он признался: «Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают... Пусть бы все психиатры получились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем... какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет мой капитал и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента потеряли». В июле 1961 г., через несколько дней после выписки из психиатрической клиники Майо, Хемингуэй покончил собой. В те времена психиатры назначали пациентам до 20 сеансов электрошока в день, утверждая, что память можно стереть начисто и начать все с белого листа. Увы, это настолько же правдоподобно, как и попытка вновь вырастить ампутированную ногу. Вообще, проведение электрошоковой терапии – это большой бизнес. Только в США сегодня ежегодно ЭСТ проводится 110 000 человек, принося прибыль 5 миллиардов долларов ежегодно. А ведь электрошок проводится сотням тысяч людей в других странах, включая Россию.

Сексуальное насилие над известной киноактрисой

Известная голливудская киноактриса Френсис Фармер впервые была помещена в психбольницу в 1943 г. Следующие семь лет она провела в учреждениях для душевнобольных. Ее подвергали элеткрошоку, давали ей психотропные препараты, провели ей 90 инсулиновых шоков. Когда она попыталась бежать, ей сделали в карательных целях электрошок. Когда Френсис Фармер находилась в психбольнице, санитары одалживали ее как секс-куклу солдатам. Т.е., пьяные солдаты насиловали Френсис Фармер, которую держали санитары. В конце концов, Ф. Фармер попала в руки к известному психохирургу Уолтеру Фримену, и он подверг ее лоботомии. После этого Ф. Фармер поняла, что психиатры систематически разрушали то единственное, за что она только и могла держаться в жизни: веру в свой творческий дар. Фармер умерла в возрасте 57 лет, сломленная духом и в нужде. Вот что она сказала незадолго до своей смерти: «Не надо тешить себя иллюзией, что ужасы окончились, ибо сегодня их угроза столь же зловеща и велика, как и во времена, как и во времена презренного Бедлама. Но я обязана рассказать об этих ужасах, какими я их запомнила, в надежде, что найдутся какие-нибудь человеческие силы и освободят навсегда этих несчастных, что все еще находятся в заточении в казематах затхлых психиатрических лечебниц».

Психиатры разрушают музыкантов?

Жертвами психиатров стали и кумиры джаза: саксофонист Чарли «Птица» Паркер, пианист Бад Пауэлл, певица Билли Холидей. Например, пианист Бад Пауэлл в 1945 г. был жестоко избит полицией и был помещен в психиатрическую клинику Биллвью. При оформлении документов в графе «Род занятий» он записал: «Пианист, автор более 1000 песен». На основании этой записи психиатр поставил ему диагноз «мания величия» и поместил его в смирительную рубашку.

Курт Кобейн, музыкант группы «Нирвана» в детстве получил психиатрический псевдодиагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и психиатры назначили ему риталин, препарат сходный по своему действию с кокаином. Риталин вызывает привыкание, отказ от него может побудить к самоубийству. Риталин предрасполагает к приему кокаина во взрослом возрасте. Кобейн во взрослом возрасте перешел с риталина на героин. Психиатры пытались «лечить» Кобейна от зависимости с помощью психотропных препаратов. Концом этой истории стало следующее: Кобейн был помещен в психиатрическое учреждение для наркозависимых. Через 36 часов после поступления в это учреждение Кобейн сбежал и застрелился. Химия растворила в себе артиста.

Карательная психиатрия VS диссиденты

В СССР существовала карательная психиатрия, и ее молох перемалывал известных и творческих людей. Примерами таких людей являются Виктор Некипелов, поэт и диссидент, автор книги «Дураки едят пироги». За свою правозащитную деятельность он был помещен в Институт судебной психиатрии им. Сербского. Другой советский правозащитник Владимир Буковский, автор книг «И возвращается ветер», «Записки русского путешественника» несколько раз помещался с карательной целью в психиатрическую лечебницу. Эта же судьба была уготована Жоресу Медведеву, советскому писателю и ученому.

Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека был задокументирован случай Лии Михайловны Ильиной. Эта женщина – художник. Она была помещена в психиатрическую больницу № 6 СПб. Сосед Ильиной по коммунальной квартире добился того, чтобы Ильину госпитализировали в психбольницу. Есть все основания предполагать, что целью недобровольной госпитализации Ильиной было лишить ее комнаты. В этом, по видимому, был заинтересован ее сосед. Благодаря СПб Гражданской комиссии по правам человека Ильина вышла на свободу. Это было первое и единственное помещение Ильиной в психиатрическую больницу.

Творческие люди без психиатров? Рекомендации

Рекомендации Гражданской комиссии по правам человека:

Если Вы или Ваши знакомые пострадали от злоупотреблений психиатров или психиатрического лечения, сообщите об этом в ближайшее отделение ГКПЧ или направьте нам письмо по электронной почте.

Доведенным до отчаяния людям нужно оказывать надлежащую и эффективную медицинскую помощь, а не использовать психиатрические препараты и шоковую «терапию». Заботливый медицинский уход, хорошее питание, безопасное, здоровое окружение, деятельность, позволяющая вернуть уверенность в себе и в жизни, и просвещение – все это принесет человеку несравнимо больше, чем постоянное накачивание психотропными препаратами, электрошоки и другие жестокие психиатрические практики. Если вас насильно помещают в психбольницу, в том числе в психбольницу для лечения и реабилитации наркозависимых, немедленно свяжитесь с адвокатом. Ничего не подписывайте без адвоката. Не соглашайтесь на лечение, если Вы не считаете нужным согласиться на это. Знайте, что никто никогда не может быть принужден к прохождению лечения электрошоком, к психохирургии и т.п.

Я обращаюсь к художникам, деятелям кино, телевидения, других художественных средств.   У Вас есть известность, люди прислушиваются к Вам. Узнавайте о случаях нарушений прав человека в психиатрии, предавайте эти случаи гласности с использованием средств массовой информации, сотрудничайте с правозащитниками с тем, чтобы сделать область душевного здоровья более этичной. От этого зависит наше общее будущее.

Роман Чорный, президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, врач


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Я за Олимпиаду
  • Сезон Мастеров Мирового Балета в LondonBodySchool
  • Андрей Дмитриевич Сахаров и внешняя политика
  • Российско-туркменские отношения в контексте трансформационных процессов в Центральной Азии
  • Расцвет России во время правления династии Романовых. Последний русский император. Часть 1


  • Top