Олимпийские игры от Античности до наших дней. Часть 1


По древней традиции Олимпиаду принято считать самым мирным и дружественным собранием всех народов мира.

Самые первые Олимпийские игры происходили в Олимпии на Пелопоннесе. Одна из древних легенд гласит, что в 1210-е гг. до н. э (по Евсевию),  богиня Рея передала новорождённого бога Зевса Идейским Дактилам (куретам), пятеро из которых пришли с Критской Иды. Геракл, старший из прибывших братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии победителей увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры, которые должны были проходить каждые 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Другая древняя легенда связывает возникновение Игр с Пелопсом, что подтверждают и археологи, которые нашли на так называемом священном месте Зевса в Олимпии остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э. Существуют и другие сказания о возникновении этого праздника, связывая его с разными историческими мифами.

Затем традиция проведения игр была прервана. Возобновили ее царь Элиды Ифит при поддержке правителя Спарты Ликурга, осуществлявшего протекторат над Элидой. Их имена и текст договора, определяющий порядок и правила проведения игр, были начертаны на бронзовом диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). Время правления Ифита точно неизвестно, античные авторы относят проведение первых игр после перерыва на промежуток в 884 - 828 гг. до н. э.

Вначале Олимпийские игры не нумеровались, а назывались по имени победителя в единственном виде состязаний, беге на стадию - короткую дистанцию в 1 стадий (древнегреческая мера длины, равная приблизительно 150 - 190 метрам). Так появилось в дальнейшем слово «стадион». Беговая дорожка была не круглой, и спортсмены бегали туда и обратно по прямой.

Имена победителей впервые собрал Парабаллон из Элиды. Гиппий из Элиды их упорядочил, расставил по порядку и пронумеровал, а Аристотель позднее составил список Олимпийских игр. На основании собранных материалов античные авторы решили начать отсчёт Олимпиад с 776 до н. э., так как не удалось установить имена победителей в более ранних играх. Но есть свидетельства, например, Юлия Африкана (греческий автор III века), о том, что игры 776 года до н. э. на самом деле были 14-ми по счету.

С этого времени промежуток между олимпийскими играми стал составлять четыре года или олимпиаду, и проходил при первом полнолунии после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон (обычно в конце июля - начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом.

На время проведения игр  герольды объявляли всеобщее перемирие (так называемый божественный мир – экехерию, что означало полное отсутствие военных действий и смертных казней, то есть строгий запрет на убийство человека человеком). В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу - 200 драхм за каждого воина. Так как они отказались заплатить штраф, то их отстранили от участия в играх.

Распорядители игр и судьи избирались из граждан Элиды, и назывались элланодиками. Они заведовали устройством всех мероприятий, следили за ходом игр и исполнением всех традиций и ритуалов, а также присуждали награды. Они и тренеры спортсменов могли находиться во время состязаний в одежде, их одеяния были пурпурного цвета.

Остальные участники игр должны были выступать голыми. От слова "голый" ("гимнос") и произошло слово "гимнастика". Красивое спортивное тело было признаком  гордости и подтверждением упорных тренировок спортсмена. Античная гимнастика базировалась на воспитании в юношах военных, гигиенических навыков, а также эстетических и нравственных основ. Недаром на Олимпийские игры не допускались атлеты, находившиеся под судом или чем-либо запятнавшие свою репутацию. Спорт у греков ассоциировался в основном с нравственным совершенством. Победа в состязаниях была, прежде всего, моральной победой, преодолением изначально самого себя, а потом уже соперников.

Все желавшие принять участие в состязаниях должны были предварительно за 30 дней до начала Игр показать своё искусство перед элланодиками и доказать, что 10 месяцев перед состязаниями они упорно тренировались. Далее спортсмены должны были дать клятву перед статуей Зевса, что они не совершали ранее никаких преступлений или святотатств. Затем все тянули жребий для определения порядка участия в соревнованиях.

В самих состязаниях могли принимать участие только чистокровные эллины, варвары могли быть только зрителями. Исключение составляли римляне, если им удавалось подтвердить, что они  потомки чистокровных греков. Не могли принимать участие в соревнованиях и женщины, для которых роль и участниц и зрительниц была под строгим запретом, за исключением жриц Деметры.

Наказание за нарушение этого правила было суровым. Ослушниц по закону должны были сбрасывать с горы. Однако фактов подтверждения исполнения подобной кары не найдено. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай присутствия на состязаниях женщины. В 404 г. до н. э. гречанка по имени Каллипатейра, которая тренировала сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. И когда ее чадо объявили чемпионом, мать  в порыве радости не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда ее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в затруднении. По закону, нарушительница должна быть убита. Но поскольку ее отец, муж, три брата, племянник, а теперь и сын были олимпийскими чемпионами, судьи все же пощадили ее и избавили ее от наказания. Однако после этого случая в правила проведения олимпиад были внесены изменения - тренеры спортсменов-участников тоже должны были присутствовать на стадионе обнаженными, чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем.

У женщин были свои Игры - Гераи. Посвящены они были культу богини Геры. Их основательницей принято считать Гипподамию - жену Пелопса. Происходили они либо за месяц до мужских игр или, наоборот, через месяц после них. Женщины состязались в беге. Для этого им предоставляли олимпийский стадион.  Дистанция была короче, чем у мужчин. Само зрелище было очень красивым: бегали они с распущенными волосами в коротких туниках.

Программа игр к этому времени включала уже пятиборье, кулачные бои и панкратион, а также конные соревнования - колесничный бег и скачки. Так как в гонках на колесницах победителем считался не возница, а хозяин колесницы и лошадей, то в этом виде соревнований могли таким образом участвовать заочно и женщины. Так, например, первой олимпийской чемпионкой в этом виде соревнований стала Киниска - родная сестра спартанского царя Агесилая. Но так как это удовольствие было очень дорогим, то позволить себе принять в нем участие мог далеко не каждый.

Награждение победителей соревнований, которых называли олимпиониками, проходило следующим образом.  Победителя ставили на бронзовый треножник и короновали венком из дикой оливы, которую должен был срезать золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей, в руки победителю давали пальмовые ветви. В честь олимпиоников устанавливались статуи или в самой Олимпии или в их родных городах. Полагалось им также некоторое денежное вознаграждение. На Родине же, которую прославил победитель, его ждал триумф. В его честь сочиняли песни и награждали его различными способами: бесплатные обеды в городском управлении до конца жизни, политические и экономические льготы и привилегии, освобождение от государственных повинностей. В Афинах, например, победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее.

Число зрителей и участников Олимпиады было очень велико. Это было не просто спортивное мероприятие, а настоящий праздник. В Элиду в это время приезжали многочисленные  поэты, художники и артисты, которые хотели познакомить публику со своими произведениями и творчеством, торговые и деловые люди для заключения сделок, а также особые депутаты, посылаемые из разных концов Греции с подарками от своих городов. Праздник длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, другая часть - религиозным обрядам с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей.

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI-IV вв. до н. э. К этому времени Олимпиады становятся одним из самых значительных и любимых праздников всей Греции.

После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества. И в 394 н. э. император Феодосий I запретил их проведение.

Продолжение следует


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top