Валерий Кубасов: «Мне посчастливилось работать у Королева»


Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валерий Николаевич Кубасов в космосе. Фото предоставлено авторомДважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валерий Николаевич Кубасов в космосе. Фото предоставлено авторомВосьмой десяток разменял недавно на корте дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валерий Николаевич Кубасов. Он по праву является старейшим космонавтом планеты, который часто выходит на площадку в городке космонавтов на Хованской улице в Москве. За это его по праву можно занести  в Книгу рекордов Гиннеса. Наш корреспондент беседует с Валерием Николаевичем Кубасовым.

- Когда впервые взяли в руки ракетку?

- Это было более тридцати лет назад, в городке космонавтов. Тогда мы были молодыми ребятами и практически каждый, кто был зачислен в отряд космонавтов, увлекался каким-то видом спорта. Мне особенно нравился теннис за свою универсальность. В этом виде спорта работают практически все виды мышц. А еще - это зрелищный вид спорта и весьма азартный, где борьба идет за каждое очко. Я тоже человек азартный, но мне скучно играть в казино, а в то время их у нас еще и не было. Да и сейчас мне неинтересно играть в карты или рулетку в заведениях, где все прокурено и нечем дышать.

- Вас обучал играть именитый тренер?

- Ничего подобного. Были партнеры, которые могли объяснить, как нужно бить по мячу, как держать ракетку. Так, в те далекие годы нас учили бить по мячу слева и справа двумя руками. Это затем уже я переучился на однорукие удары. В Звездном городке мне удалось сыграть с Юрием Гагариным - первым космонавтом Земли. На нашем корте мог пропадать часами, но это редко удавалось, потому что теннисом увлекались многие космонавты.

- Говорят, что вы играли против Бориса Николаевича Ельцина?

- Это не совсем так. В свое время, когда он был Председателем Верховного Совета бывшего Союза, он вместе с Шамилем Тарпищевым приезжал играть в теннис на корт, который построили в городке космонавтов на Хованской улице, где я получил квартиру. Урок тенниса тогда нам преподал нынешний капитан российской сборной и президент Всероссийской теннисной ассоциации Шамиль Тарпищев. Вот кого было интересно слушать! Он для космонавтов был и остается большим авторитетом, ведь он сам много лет выступал на соревнованиях, стал мастером спорта и затем самым молодым тренером сборной бывшего Союза. Он раскрыл нам немало секретов владения мячом.

- Более двадцати лет назад Вы побывали в космосе с первым венгерским космонавтом, подполковником Берталаном Фаркашем, а затем играли с ним в паре в международном турнире?

- Это было что-то! Двадцать лет назад ни за что бы не поверил, что в будущем встречусь с Берталаном не где-нибудь, а на корте. Мы с ним редко видимся, ведь сейчас Венгрия стала совсем уж «забугорьем». В турнире особых побед не добились, ведь надо быть сыгранной парой, чтобы одолеть более молодых и честолюбивых соперников. Но для нас было главное не победа, а, как говорят олимпийцы, участие. Словом, до финала мы тогда не дошли, но я получил от этой встречи огромное удовольствие.

- У вас спортивная семья?

- Если учесть, что сын Дмитрий и зять Борис играют в теннис, дочь Екатерина предпочитает сауну, то вполне спортивная. Я в молодости увлекался лыжами. Да и хобби у меня все больше спортивные - охота, рыбалка. Увлекался в свое время горными лыжами, побывал на многих горнолыжных курортах.

- Валерий Николаевич, Вас помнят люди старшего поколения. Расскажите, где родились, где прошла  молодость?

- Родился во Владимирской области, в городке Вязники, что неподалеку от поселка Мстера. Она знаменита своими вышивками. До сих пор там живут уникальные умельцы этого вида русского народного шитья. Исстари на Руси ценилась мстерская вышивка белой гладью с изящными мелкими рисунками. Там же зародился такой вид русской народной миниатюрной живописи - темперой на лаковых изделиях из папье-маше.

- Ваш отец занимался спортом?

- Он от природы был крепким мужиком. Отец - а звали его Николаем Ивановичем - работал механиком в Клязьминском пароходстве. Нередко он и меня брал с собой в плавание. Десять классов я закончил с серебряной медалью. Благодаря ей вне конкурса поступил в МАИ, на самолетостроительный факультет.

- Вам удалось поработать у Сергея Павловича Королева? В этом году будет широко отмечаться 100-летие со дня рождения ученого...

- По направлению попал в конструкторское бюро, которым руководил Сергей Павлович. Перед мэтром в области ракетостроения и космонавтики мы преклонялись, ведь под его руководством были созданы не только баллистические ракеты, но и первые спутники, космические корабли. Словом, работа у этого ученого сказалась и на моей будущей судьбе. Позже я защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук, имею научные труды, разработки в области расчетов движения летательных аппаратов.

- Сергей Павлович родился 30 декабря 1906 г. в городе Житомире...

- Его отец - Павел  Яковлевич  был  учителем  житомирской  гимназии.  Мать - Мария Николаевна - купеческая  дочка.  Жизнь  у  родителей  не  сложилась, они разошлись, когда сыну было 5 лет. Он воспитывался у дедушки с  бабушкой, родителей матери, владевших небольшой купеческой  лавкой  в   Нежине. Большое впечатление на мальчика произвел увиденный им аэроплан. В 1917 году мать Сережи и ее новый муж - инженер  Григорий Михайлович Баланин переехали в Одессу  и  взяли  Сергея  к  себе.  Ему исполнилось 13  лет,  он  учился  дома,  но  его страстным увлечением было небо, он хотел летать и строить самолеты.

- Свою мечту осуществил?

- Зная  о  склонности  пасынка,  отчим записал  его в модельный кружок портового клуба.  Мальчик  занимался  с  увлечением,  читал статьи об авиации, авиомоделированию и конструированию. В 1922 году в  Одессе открылась стройпрофшкола, к преподаванию в которой  были  привлечены  лучшие педагоги. Туда  и  поступил  пятнадцатилетний  Сергей.  Прекрасная   память позволяла  ему  запоминать  наизусть  целые   страницы   прочитанных   книг. Одновременно  он  познакомился  с  летчиками  из  гидроавиационного  отряда, изучил строение  моторов,   помогал  им  готовить  самолеты,  а  вскоре  ему разрешили подняться в воздух.

- Каким Королев был в молодости?

- Трудолюбивым. Он часами трудился  в  школьной производственной  мастерской,  научился  работать   за   токарным   станком, вытачивал детали сложной конфигурации. «Столярная» школа    пригодилась ему, когда он начал строить планеры. Занятия в школе требовали от Сергея особой организованности. Он  умело делил время между математическим и астрономическим кружками,  гимнастической и боксерской  секциями  спортклуба  «Сокол»,  музыкальными  и  литературными вечерами. А в каникулы посещал гидроотряд. В 1923 г. было образовано общество  друзей  Воздушного  флота  (ОДВФ) и парень сразу стал членом этого общества.

- Знания по планеризму, истории авиации он приобрел  самостоятельно?

- Он прочитал уйму книг, которые только мог достать. Он прочел их массу. Только  на немецком языке 26. Немецкий язык парень знал прилично,  благодаря своему  преподавателю,   который   все   уроки в стройпрофшколе вел только на  немецком  языке.  В  августе  1924  года Королев  поступил   учиться   в   Киевский политехнический   институт   на механический факультет. Одновременно ему приходилось работать и  разносчиком газет, и столяром, и кровельщиком, чтобы прокормить себя. 

- А как он попал в Москву?

- В 1926 году он забрал документы из  Киевского  политехнического института и поехал  в  Москву  поступать  в  Московское  высшее  техническое училище. Его зачислили в вечернюю группу по аэромеханике. Королев учился со  свойственным  ему  трудолюбием,  подолгу  занимался самостоятельно   в   технической   библиотеке. Особой популярностью пользовались лекции авиаконструктора  Туполева, который  читал   студентам   механического   отделения   вводный   курс   по самолетостроению.  Туполев  заметил  выдающиеся  способности  Королева  и  считал его одним из лучших своих учеников.

- Он интересовался работами Константина Эдуардовича Циолковского?

- Его  поражала уверенность,  с   которой   Циолковский   утверждал   возможность   познания Вселенной, ее освоения для пользы человечества. В  сентябре  1927 года Сергея - дипломированного»   летчика-планериста, организаторы планерных состязаний в Коктебеле включили в  состав тренировочной группы. В Крыму он много летал.  Именно там его одолело желание построить планер собственной конструкции.

- В Москве где довелось работать будущему авиаконструктору?

- Производственную  практику  студент  выпускного  курса  МВТУ Королев проходил в ЦАГИ,  в  КБ  А. Н.Туполева. В  это  время  он  уже  работает конструктором на авиационном заводе № 22  в Филях.  Одновременно  готовил дипломный проект, решив сконструировать легкомоторный  двухместный  самолет. Руководить  его  дипломной работой взялся А. Н. Туполев. В сентябре в  Коктебеле  на  летном  поле  5-х Всесоюзных  планерных  состязаний  состоялись испытания  планера, названного «Коктебель».

- Он встречался с Циолковским, которому, кстати, в 2007 году исполняется 150 лет со дня рождения?

- По дороге из Одессы в Москву Сергей  решил  посетить Константина Эдуардовича. Эта встреча  с  ним  сыграла  решающую  роль  в  определении его жизненного пути. Беседа с Константином  Эдуардовичем  произвела  на него огромное  впечатление.  Тогда Константин  Эдуардович  потряс  его своей верой в возможность космоплавания. Парень ушел от него с одной мыслью  - строить  ракеты  и  летать  на  них.  Всем смыслом его жизни стало одно - пробиться к звездам.

- Вскоре инженер-аэромеханик  Королев  становится  сотрудником крупнейшего   в   стране   Центрального   конструкторского    бюро...

- Первым  осуществленным проектом Королева стал одноместный  самолет  СК-4.  Нагрузка  на  квадратный метр у него была больше, чем у «Коктебеля». Данные  нового планера  казались  столь  необычными,  что  ставилась  под   сомнение   сама возможность парения в воздухе. Перед испытательными полетами Королева  свалил  тиф.  Он  настолько тяжело болел, что две недели находился на  грани  жизни  и  смерти. Молодой организм победил болезнь. Даже когда болел, Сергей не сидел сложа руки. Он изучал работу Циолковского о «реактивном аэроплане».

- А правда, что однажды на улице Королев случайно познакомился с Фридрихом  Артуровичем  Цандером?

- Правда. Цандер был конструктором ракетных двигателей, последователем Циолковского. Цандер был  наслышан  о и пригласил его сотрудничать с группой ученых,  занимавшихся  практическими  исследованиями  возможностей использования  реактивного  движения.  Условно  ее  называли  ГИРД - группа изучения реактивного движения.

- Говорят, что Королев работал неистово...

- Его рабочий день начинался в 7 часов утра  и  заканчивался  около полуночи.  Первая  половина  дня  уходила  на  работу  в  КБ  Григоровича - автопилот требовал много времени. Потом ГИРД. На   первых   порах   гирдовцы   повели   активную    административную пропагандистскую и организационную работу,  сразу  став  тем  центром,  куда стекались все интересующиеся ракетной техникой. Выступая в печати, читая  на предприятиях лекции, гирдовци привлекали в свои ряды новых сторонников  идей Циолковского. Но главную свою задачу они видели в практической работе.

На одной из первых встреч гирдовцев Королев предложил  построить реактивный планер - прообраз будущего самолета. Едва идея  ракетоплана  была принята  Осоавиахимом, как вскоре на одном из аэродромов Королев и Цандер встретились  с  Черановским, который самым  тщательным  образом  осмотрел его  планер, наблюдал за его  полетом.  Королев  уговорил  конструктора  ознакомиться  с реактивным двигателем, созданным Цандером. Ученый считал,  что при взаимном доверии друг к другу  может  появиться  задуманный  ракетоплан. Был составлен план работ, подготовлен проект договора между  Бюро  воздушной техники ЦС Осоавиахима и конструкторами планера и двигателя - Черановским  и Цандером.  По  этому  договору   Цандер  брал  на  себя   проектирование   и разработку чертежей по опытному реактивному  двигателю к  реактивному самолету.  В  свою  очередь  Осоавиахим  принимал  на  себя  финансовые расходы и хозяйственные заботы. Позднее вся  ответственность  за  выполнение работ по двигателю и ракетоплану легла на Королева. Вскоре самим  ученым было   произведено   испытание автопилота в полете.

- ГИРД стал школой для многих будущих конструкторов  и прежде всего  для самого Королева...

- Вскоре на полигоне Нахабино был  произведен  первый  запуск ракеты  ГИРД-09. Продолжительность полета ее от момента запуска до момента  падения  составила 18  секунд. Высота вертикального подъема - около 400 метров.

В 1933 году ГИРД и Газодинамическая  лаборатория  в  Ленинграде были  объединены  в  Реактивный  научно-исследовательский  институт   (РНИИ) Рабоче - Крестьянской Красной Армии. Начальником института назначили Клементьева, а заместителем по научной части Королева. Он был горд, ведь основная задача ГИРДа -  доказать  на  практике возможность  осуществления  реактивного   принципа   движения   при   данном состоянии науки и техники.

Затем в Ленинграде проходила 1-я Всесоюзная  конференция по изучению стратосферы. Королев делал доклад о возможности полета  человека в  стратосферу  на  ракетоплане,   показал,   что   для   подобного   полета предпочтительнее жидкое топливо, так как оно  эффективнее  твердого  и  дает возможность управлять двигателем. Он рассказал,  каким  ему  видится  первый реактивный корабль. По  расчетам  Королева,  пилотская  кабина  должна  быть герметичной, весом не менее двух тысяч килограммов, иметь «жизненный  запас» для человека и вмещать экипажи от одного до двух человек.

Королев сообщил  о трудностях, связанных с созданием реактивного аппарата подобного класса,  но и сумел убедить всех, что они в  конечном  итоге  преодолимы.  Успех  Сергей Павлович  видел   прежде   всего   в   координации   усилий   ракетчиков   и представителей ряда других областей науки и техники.

Вскоре Королева назначили начальником сектора крылатых ракет. В РНИИ создается  новый  крупный  отдел  реактивных  летательных  аппаратов. Начальником его, а  по  сути  и  главным  конструктором  назначается  Сергей Павлович, получивший  таким  образом  возможность  вести  работу  по  целому семейству автоматически  управляемых  и  пилотируемых  ракетных  летательных аппаратов. Именно они, по его убеждениям смогли бы составить первый  в истории комплекс  управляемого  ракетного  оружия.  Развитию  и  становлению оборонного комплекса Королев уделяет львиную долю своего внимания.

- 1937 год вошел в историю страны как год сталинский репрессий...

- Волна  репрессий  и  произвола,  захлестнувшая  страну,  докатилась   и   до Ракетного  института. Королева понизили  в  должности,  не  уменьшив  объема  работы. Стали приостанавливать проводимые Сергеем  Павловичем  работы. А 27  июня  1938  года Королева арестовали. За ним пришли ночью. На следствии обвинили  в том, что он якобы член троцкистской антисоветской контрреволюционной  группы и  занимался  вредительством  в  области  военной  техники,  что  все  ранее арестованные  дали  против  него  такие  показания. Затем приговор - 10 лет  заключения  в  исправительно-трудовых лагерях. Место ссылки - Колыма. Сергею Павловичу  исполнился  тогда 31 год.

Началась каторга. Вместе с остальными заключенными Королев трудился с утра до ночи, добывая золотоносный песок. Но больше  всего  угнетали  Сергея Павловича, жгли душу  сознание  судебной  несправедливости,  предвзятость  и надуманность обвинения и этот ярлык - «враг народа». Королев писал письма  в Москву с просьбой пересмотреть его дело. За облегчение его  участи  боролись знаменитые летчики Гризодубова  и Громов.  Туполев,  сам  находившийся  за   решеткой   в   стенах Центрального конструкторского  бюро,  созданного  НКВД,  настаивал  на  том, чтобы к нему перевели нескольких инженеров и конструкторов, в  том  числе  и Королева. Но решающее значение  в  этом  деле  сыграло  назначение  наркомом внутренних дел Берии, который приступил  к  частичному  пересмотру  дел.  В  их  числе  оказалось  и  дело Королева. Так справедливость восторжествовала и в 1939 года он был возвращен в Москву, где еще год  пребывал в Бутырской тюрьме. А затем новый приговор - Королев снова был  признан  виновным и осужден на 8 лет в исправительных трудовых лагерях.

- Что помогло ему выжить в такой ситуации?

- Он был несгибаемым человеком. Казалось, этого удара Королев не вынесет, но вера в собственную правоту взяли верх. После долгих  размышлений  Королев  обратился лично к Сталину.  В письме  Сергей  Павлович  сделал акцент не на личном  положении,  а  на  интересах  страны,  ее  обороны,  на которую работал не покладая рук, не щадя себя  работал. Голос ученого на этот раз был услышан. Вскоре его перевели в Особое  техническое бюро НКВД в группу Туполева.

Там тридцатитрехлетний Королев уже не урывками, как во время  диплома, а в повседневной работе  проходил  туполевскую  высшую  школу  авиастроения. Работал  Сергей  Павлович неистово, органически влившись в общее дело. Вместе с другими учеными он  работал  над созданием пикирующего бомбардировщика. Все специалисты работали не  на страх, а на совесть, понимая, что дело их необходимо стране, и  свято  веря, что  скоро  разберутся  в  их  делах   и   убедятся   в   их   невиновности.

К середине декабря 1941 года начались  летные  испытания  ТУ-2,  а  в августе  1942 года  государственная  комиссия  приняла его к   войсковым испытаниям, а  затем  и  к  серийному  производству.  Этот  самолет  был признан намного лучшим немецких и итальянских бомбардировщиков.

- Когда Королева освободили из заключения?

- В августе 1944 года. Но шла война, и  освобожденные  не  могли  пока  разъехаться  по домам. Королев не мог бросить испытания, не доведя их до  конца. Теперь вольнонаемный Сергей Павлович жил в собственной комнате, которую  ему выделило руководство завода. Вскоре он начал  «атаковать»  Наркомат  авиационной  промышленности. Он  посылает  письма,  в  которых предлагает   строить   твердотопливные   баллистические   ракеты дальнего действия на твердом топливе. С этой целью Сергей  Павлович  считает необходимым создать специальное конструкторское бюро с  экспериментальной  и опытной базой. Основной работой предполагаемого коллектива  СКБ может стать предлагаемая им твердотопливная ракета, способная  доставить боеголовку на расстояние 70  километров.  Предложения  Сергея  Павловича  не остались без внимания и он  получил  проектное  задание.

Еще три месяца оставался Королев  в  казанском  КБ,  заканчивая  дела, подводя итоги более чем двухлетней работы. Лишь после этого он покинул  Омск  и Туполева. Тома документов. В одних все  о  ракетных  ускорителях,  в других - наброски, эскизы, проекты, чертежи реактивных  самолетов  различных типов, деловые записки в высокие инстанции с предложениями  о  необходимости развертывания ракетостроения. Скрасила жизнь  Королева  последних  казанских дней неожиданность. Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР Сергей   Павлович,   как   и   миллионы   тружеников   тыла   был   удостоен Государственной  награды - медали «За   доблестный   труд   в   Великой Отечественной  Войне  1941-1945  годов», а  через   несколько   дней   пришел долгожданный вызов в Москву. Случилось это 12 августа  1945  года.

- Ему предоставили достойную работу?

- Вскоре Сергей Павлович был  назначен  начальником  отдела  и  главным конструктором  баллистических  ракет  дальнего  действия  Главного   научно-технического института. Работы  по  изучению  трофейных  ракет  продолжались.  По  результатам исследования советские специалисты  подготовили  многотомный  труд  «Сборник материалов  по  изучению  трофейной  ракетной  техники».  Вывод  ученых  был таков, что несмотря на  большие  практические  достижения  «немецкий  путь развития ракетной техники не содержал каких-либо  откровений». Решено было    учесть их опыт, но продолжать идти своим путем, начало которому положено коллективами  ГДЛ,  ГИРД  и   Реактивного   научно-исследовательского института.

Сергей Павлович приступил к работе в Подлипках. Он руководит сборкой и доводкой ракет, доставленных из Германии  спецпоездом,  ведет  строительство первой отечественной ракеты дальнего действия. Чем больше вникал  Сергей Павлович в работу, тем больше  возникало  проблем.  Создание  ракеты  - это непрерывные  взаимные  увязки   между   разработчиками   отдельных   систем, постоянная борьба за каждый  килограмм  веса  конструкции.  Это  и  извечный компромисс  между  старыми,  отработанными   и надежными принципами   и   устройствами   и   еще   недостаточно    проверенными,    с непредсказуемой  надежностью,  но  более  перспективными  и  многообещающими решениями.

Ему, главному  конструктору,  следовало  каждую оценить, многократно обдумать, прежде, чем дать ей ход. Вскоре на полигоне Капустин Яр состоялся  старт  первого образца баллистической ракеты, собранного и отлаженного под  руководством Королева. Испытания были признаны успешными. В  МВТУ   состоялся   набор   студентов   на   новый специализированный факультет.  Королев  прочитал  там  курс  лекций  «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия». Но главный конструктор сам оставался «вечным студентом». Он учился на философском факультете вечернего Университета  марксизма-ленинизма,  посещал в столичных институтах по выбору лекции ученых.

- Как осуществлялся знаменитый королевский  девиз: «Ракета - это оборона  и  наука!»?

- С ним Королев  пришел  в  ракетную технику и постепенно его осуществлял. Рождалась межконтинентальная ракета. Шла наземная отработка ее систем, двигателей. С  ней  он  связывал  свои  давние научные мечты. Королеву  уже  виделись  спутники,  запуски  животных,  полет человека на орбите вокруг Земли, старт ракет к Луне, Венере, Марсу.

Предложение Королева о запуске  искусственного  спутника  Земли  нашло поддержку в Академии наук СССР. М. И. Тихонравов перевелся в ОКБ Королева  и начал комплектовать свой отдел по разработке искусственных спутников  Земли.

Королев использует каждую возможность,  чтобы  подключить  к  идеям  о космосе  широкую  научную  общественность.  Он  встречается  с  астрономами, физиками, медиками, социологами и юристами.  Постепенно  идея  о  прорыве  в космос сплачивает многих сторонников ее осуществления.

В апреле 1956 года по инициативе Королева Академия наук  СССР  созвала Всесоюзную конференцию по  исследованию  верхних  слоев  атмосферы.  На  ней доклад «Исследование  верхних  слоев  атмосферы  с  помощью  ракет  дальнего действия» делает Сергей Павлович. На этой конференции он с  трибуны  заявил, что задача об осуществлении пилотируемого полета человека в  ракете  реально осуществима.

- Настоящим прорывом стал запуск первого спутника Земли...

- Он состоялся 3 октября 1957 года в 22  часа по московскому времени. Это была мировая сенсация.

А в конце 1957 года начался завершающий этап подготовки к  запуску второго искусственного спутника Земли. Он весил в шесть раз больше  первого, на его борту разместилась кабина для  собаки  по  кличке  Лайка.  От  успеха второго запуска многое зависело. А точнее - быть в ближайшее  время  пилотируемому  полету  в космос или нет.

Утром 3 ноября 1957 года состоялся старт второго спутника.  Наблюдения за  Лайкой  продолжались  7  суток.  Из  этого  полета  Лайка  на  Землю  не вернулась,  но  ученые  получили  весьма   ценные   данные   о   воздействии невесомости на живой организм.

В ОКБ Королева в то время на базе носителя «Спутник» создавалась трехступенчатая ракета -  носитель  «Восток»,  которая могла бы развивать вторую космическую скорость - 11  километров  в  секунду, необходимую для достижения Луны, или же для выноса на орбиту Земли  полезные массы свыше четырех с половиной тонн.

- Когда появился Звездный городок?

- К началу 1960 года специальная комиссия по отбору кандидатов в  первый отряд космонавтов  сформировала  его. В него вошли Юрий  Гагарин,  Герман  Титов,  Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей  Леонов, Борис Волынов, Евгений Хрунов,  Виктор  Горбатко,  Георгий  Шонин  и  другие.   Был   создан   центр   подготовки космонавтов в Щелковском районе  Московской  области. Его журналисты  и окрестили «Звездным городком».

Вскоре начались тренировочные занятия. Впервые  в  истории предстояло  подготовить  людей  к  полету  в  неведомое,  наблюдать  за   их состоянием во время небывалого рейса, вернуть на Землю и  сделать  выводы  о возможности дальнейших полетов  человека  в  космос.  Особенно  интересовала специалистов невесомость. Состояние, близкое к невесомости  удалось  создать на самолете ТУ-104 на высоте 8000 метров.

- Космонавты первыми  проверяли  на  себе  специально  сконструированные центрифуги для выяснения возможностей человека при стартовых  перегрузках?

- И особенно при возвращении  на  Землю.  Опыт  показал,  что  человека  следует располагать  в  кресле  в  лежачем   положении   под   определенным   углом. Выяснилось,  что  тренированный  человек  может  выдержать   кратковременное увеличение своего веса в 26 раз. Вскоре был  запущен один  из  прототипов  «Востока»  - корабль  КП.  Он  вышел  на  орбиту  без теплозащиты и без космонавтов. На 65-м витке было  решено  возвратить корабль на Землю. Но тормозная установка  не  сработала,  а  выполнила  роль ускорителя,   и   корабль   ушел   на   другую   орбиту.   Старт    второго, усовершенствованного корабля-спутника состоялся спустя три  месяца.  На  его борту находились собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы,  насекомые,  растения, зерна злаков, некоторые  микробы.  Полет  и  возвращение  прошли  строго  по программе.

- Наступил апрель 1961 года...

- На космодроме Байконур шли в напряженном темпе предстартовые  работы. Готовился  полет человека в космос. Госкомиссии предстояло решить, кто из космонавтов полетит первым. Им стал Юрий Гагарин. Утром 11 апреля  космический  комплекс  был  вывезен на стартовую площадку. Высота трехступенчатого носителя была 38 метров, общий полетный вес с кораблем 287 тонн. На старте и первом этапе синхронно работают две первые ступени, состоящие из пяти блоков, снабженных собственными двигателями. Выработав свой топливный ресурс, четыре боковых  блока, составляющих первую ступень ракеты, отбрасываются и падают  на  землю.  Оставшийся  центральный  блок  - вторая ступень - продолжает работу с силами земного притяжения, поднимая ракету все выше и выше. Но только после  включения последней - третьей ступени - скорость достигает нужной величины.  Корабль  выходит на орбиту, становясь спутником Земли.

- Как сейчас многие из нас помнят знаменитое гагаринское «Поехали!»...

- Это неожиданное и такое подходящее к моменту, удалое «поехали» в  одно мгновенье сняло нервное напряжение со многих. Полет продолжался 108 минут и не обошелся без неприятности. Когда включилась тормозная двигательная установка,  «Восток»  вышел на спусковую траекторию, отстыковка спускаемого аппарата от корабля произошла с задержкой почти на 10 мнут. В 10 часов 55 минут состоялось приземление недалеко от  Саратова. Все нормально. Космонавт невредим, чувствует себя хорошо.

В эти апрельские дни весь мир произносил по-русски ставшие сразу знаменитыми слова: «Гагарин», «Восток», «Космос». Мировая  слава  обрушилась на Гагарина, он за несколько часов стал  любимцем планеты. А  Сергей Павлович Королев, шаг за шагом 30 лет упорно шедший к своей  обеде, так и остался до конца своих дней никому не известным главным конструктором. Его имя было засекречено. Свои научные работы и статьи в прессе Сергей Павлович подписывал псевдонимом «профессор К. Сергеев».

- Давайте вернемся к вашим полетам. Многим запомнился ваш полет по программе ЭПАС...

- В этом экспериментальном полете «Аполлон-Союз» мне довелось участвовать вместе с Алексеем Леоновым. 17 июля 1975 года над планетой людей встретились два корабля, стартовавшие с разных космодромов. Потом была стыковка и переход космонавтов из корабля в корабль. Так мы познакомились в космосе с американским астронавтом Томасом Стаффордом, который был командиром корабля «Аполло».

- Как долго думаете заниматься теннисом?

- Пока будут силы! Не поверите, но когда выхожу на корт, чувствую себя гораздо моложе. Свой возраст ощущаю только после двух-трех часов напряженной игры. Так что теннис мне здорово помогает постоянно находиться в форме. Еще этот вид спорта люблю за то, что ему «все возрасты покорны».

- Вы не раз становились победителем теннисного турнира памяти Гагарина. С кем вы часто играете в паре?

- С Эдуардом Ханяном. Он не космонавт, но вот уже несколько лет тренирует в нашем городке детей и внуков космонавтов. Говорят, что большие надежды подает сын Светланы Савицкой Костя. На этом раз обыграли в финале сильную пару - летчика-космонавта Александра Иванченкова и спортивного журналиста  Николая Зуева. У первого довольно сложная подача и к ней непросто приспособиться, второй примечателен тем, что играет практически все мячи. Порой вытягивает «неберучки». Нам помогло выиграть то, что я знаю манеру игры этих теннисистов. А еще спортивное счастье было на нашей стороне. На корте сошлись опыт и молодость и на этот раз победил опыт.

- С кем бы Вы хотели сыграть на корте?

- Слышал, что многие иностранные послы увлекаются теннисом. Вот было бы здорово организовать турнир, где космонавты померялись бы силами с послами ради укрепления мира и дружбы на Земле. Или второй вариант. В мире немало людей пожилого возраста, которые до сих пор играют в теннис. Хорошо бы провести международный турнир с участием пожилых теннисистов, ведь с молодыми нам играть уже сложно. И чтобы на этот турнир приехали Николай Давыденко и Мария Шарапова и провели бы для нас мастер-класс. Вот это был бы класс!

- Какие у вас последние новости?

- Недавно с женой побывал в родных Вязниках на Дне города. Надолго запомнится песенный фестиваль памяти Алексея Фатьянова. Сейчас город трудно узнать - помолодел, похорошел, разросся. Мало кто знает, что в Вязниках родилось рекордное количество Героев Советского Союза - 22 человека! Я же единственный            вязниковский дважды Герой Советского Союза. Нас принимали тепло и торжественно, как и полагается, когда встречают земляка.

Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валерий Николаевич Кубасов в космосе. Фото предоставлено авторомДважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валерий Николаевич Кубасов в космосе. Фото предоставлено автором

В.Н.Кубасов с  первым венгерским космонавтом, подполковником Берталаном Фаркашем. Фото предоставлено авторомВ.Н.Кубасов с первым венгерским космонавтом, подполковником Берталаном Фаркашем. Фото предоставлено автором

В.Н.Кубасов и Ю.А.Гагарин. Фото предоставлено авторомВ.Н.Кубасов и Ю.А.Гагарин. Фото предоставлено автором

В.Н.Кубасов во втором ряду первый слева. Фото предоставлено авторомВ.Н.Кубасов во втором ряду первый слева. Фото предоставлено автором


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Развал правосудия в Чечне?
  • Бенджамин Франклин: человек с характером
  • Нужно ли тратить бюджетные деньги на карательную психиатрию?
  • Долгое эхо событий в Кондопоге
  • Стала ли спутниковая компания жертвой собственных интриг?


  • Top