Олимпийские игры от Античности до наших дней. Часть 2


Часть 1

По древней традиции Олимпиаду принято считать самым мирным и дружественным собранием всех народов мира.

Первым идею возрождения Олимпийских игр после их длительного забвения высказал греческий поэт Панайотис Суцос. Во многих стихотворениях Суцоса фигурировала эта тема, по мнению поэта олицетворяющая могущество древней Греции. В 1835 г. Суцос направляет меморандум королю Оттону о необходимости возрождения Олимпийских игр и получает положительный ответ. Но никаких практических действий после этого предпринято не было. Невзирая на полное отсутствие конкретной поддержки, Суцос пропагандировал идею возрождения Олимпийских игр долгие годы и в середине 1850-х гг. нашёл единомышленника в лице Евангелиса Заппаса.

Общественный деятель, ветеран освободительной войны греков против турецкого владычества Евангелис Заппас воплотил идею Суцоса в жизнь. Он за свой собственный счет восстановил древний стадион в Афинах. И в 1859 году организовал на нем проведение Олимпийских игр. В начале эта инициатива не получила широкой поддержки. Но уже после его смерти в 1870 году, игры всегреческого масштаба были проведены с большим успехом. Спортивные мероприятия получили название «Олимпии» и проводились вплоть до 1888 г.

В 1894 г. общественный французский деятель, историк, педагог и литератор барон Пьер де Кубертен выступил с докладом «Возрождение олимпизма» на спортивном международном конгрессе, прошедшем с 16 по 23 июня в парижском университете Сорбонне, где изложил свои идеи об организации Олимпийских игр в международном масштабе.

Кубертен считал, что поражение французов в Франко-прусской войне 1870 - 1871 гг. было обусловлено, прежде всего, плохой физической подготовкой солдат. По его мнению, Олимпийские игры, подвижные игры народов мира, могли бы способствовать развитию физической культуры французской нации в целом. Одновременно он пропагандировал идеи международного сотрудничества, мирного сосуществования людей различных национальностей и вероисповеданий и необходимости преодоления национального эгоизма. Будучи по натуре романтиком, он мечтал сделать наш мир совершеннее и прекраснее. Барон считал, что «Молодежь мира» должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Возрождение Олимпийских игр было, по его мнению, прекрасным способом для достижения данных целей. Одна из любимых фраз Пьер де Кубертена была: «О, спорт, ты ─ мир!»

Участники конгресса поддержали его идеи и приняли решение о проведении первых международных Олимпийских игр в 1896 году в стране-родоначальнице Игр ─ Греции в Афинах. Был основан Международный олимпийский комитет (МОК), первым президентом которого стал грек Деметриус Викелас, а Генеральным секретарем был избран барон Пьер де Кубертен.

Итак, в 1896 г. в Афинах прошли первые Олимпийские игры, в которых кроме Греции приняли участие: США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Дания, Чили, Болгария, Венгрия, Австрия и Австралия.

Так возродились Олимпийские Игры современности.

Было принято решение проводить Олимпийские игры раз в четыре года в разных странах, а отсчет Олимпиад начать с 1896 г., при этом присваивать номер играм и в те года, когда игры по каким-то причинам не проводились.

В 1913 г. МОК утвердил предложенные Пьер де Кубертеном эмблему, флаг и девиз олимпийского движения.

Эмблема Олимпийских игр ─ пять скреплённых колец, их принято называть олимпийскими кольцами. Каждое кольцо обозначает один из пяти континентов: голубое кольцо ─ Европу, чёрное ─ Африку, красное ─ Америку (верхний ряд), жёлтое ─ Азию, зелёное ─ Австралию (нижний ряд). Переплетение колец означают дружбу и сотрудничество всех народов мира и символизируют объединение пяти частей света в олимпийском движении.

Флаг ─ белое полотнище с олимпийскими кольцами. С 1920 г. его стали поднимать на всех Играх. Девиз Олимпиад ─ Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее).

Существует и традиционный ритуал проведения всех Олимпийских Игр:

- зажжение олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой в город, в котором происходит Олимпиада); - произнесение одним из лучших спортсменов страны-организатора Игр олимпийской клятвы от имени всех участников, которая в наши дни звучит так: «Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием ─ прославлять свою страну и спорт»; - произнесение от имени судей клятвы о беспристрастном судействе; - вручение медалей победителям; - поднятие государственного флага и исполнение национального гимна страны, которую представляет спортсмен, выигравший соревнование.

В наши дни организационный комитет помимо олимпийских видов спорта, утвержденных МОК, имеет право включить в программу показательные соревнования по нескольким видам спорта на свое усмотрение. С 1924 г. проводятся зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию. Место проведения Олимпиады выбирает МОК, право организации игр при этом предоставляется городу, а не стране. Продолжительность игр не превышает 15 дней.

С 1932 г. город-организатор строит «олимпийскую деревню» ─ комплекс помещений, необходимых для нужд участников игр.

Игры являются соревнованиями между отдельными участниками, а не между национальными командами. Но с 1908 г. получил распространение так называемый неофициальный общекомандный зачёт. Определяется место, которое заняла команда из расчета общего количества полученных медалей.

Звание олимпийского чемпиона является наиболее почетным в карьере каждого спортсмена в тех видах спорта, по которым проводятся олимпийские Игры.

В 1894 г на Конгрессе в Париже, ставшим столь знаменательным для истории возрождения Олимпийских игр, Международный олимпийский комитет утвердил Олимпийскую хартию (содержащую принципы, правила и положения проведения Олимпийских игр), основополагающие моменты которой практически не изменились вплоть до наших дней.

Согласно Олимпийской хартии принципы олимпизма таковы:

1. Олимпизм представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, Олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. 2. Целью Олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства 3. Деятельность Олимпийского движения носит согласованный, организованный, постоянный и универсальный характер и осуществляется под верховной властью МОК, всех организаций и лиц, вдохновленных ценностями Олимпизма. Эта деятельность распространяется на пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике ─ Олимпийских играх. Олимпийское движение символизируется пятью переплетенными кольцами. 4. Право заниматься спортом является правом человека. Каждый человек должен иметь право заниматься спортом без какой-либо дискриминации и в Олимпийском духе, что требует взаимопонимания, духа дружбы, солидарности и честной игры. Организация и руководство спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями. 5. Несовместимой с принадлежностью к Олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам. 6. Критерием принадлежности к Олимпийскому движению является согласие следовать положениям Олимпийкой Хартии и признание Международным олимпийским комитетом.

Так от античности до наших дней сложилась традиция, по которой Олимпиаду принято считать самым мирным и дружественным собранием всех народов мира. Вот что, например, написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар: «Мать всех соревнований... и госпожа справедливости».

Барон же Пьер де Кубертен говорил так: «Спорт может вызвать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями демократических государств, как республиканских, так и монархических».

******************************************************

Из истории I Олимпийских игр современности (1896 год)

На I Олимпиаде победителем в марафоне стал Спиридон Луис ─ греческий крестьянин в народной юбке, вбежавший на 60-тысячный стадион без малейших признаков усталости. Он в постах и молитвах готовил себя к Играм, а ночь накануне соревнований провел перед иконами. Его победа в марафоне была величественной в своем великолепии и простоте.

Француз Леон Фламан лидировал в 100-километровой гонке на треке. Заметив, что у соперника сломался велосипед, Фламан остановился и возобновил гонку лишь после того, как тому заменили «машину». Француз одержал двойную победу. Это было в духе древних традиций и в духе Кубертена, который часто повторял: «Нужно радоваться успехам не только своих земляков, но и всех приехавших на Игры. Слова «чужеземец» не должно быть в спортивном лексиконе. Победы атлетов из других стран должны не омрачать, а вдохновлять на упорные тренировки».


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top