«Театр без границ»


Победить себя и выйти на подмостки

В августе в Петербурге прошли премьеры спектакля «Прогулка» международного проекта «Театр без границ». В этом не было бы ничего особенного для города, в котором десятки трупп, когда едва успеваешь следить за сменой афиш приезжих знаменитостей. Особенность в том, что эта маленькая труппа состоит из профессиональных актеров и «особенных» (нетрудоспособных) молодых людей.

 Сцена из спектакля. Фото: Татьяна серебрякова Сцена из спектакля. Фото: Татьяна серебрякова

Премьера

Небольшой зал заполнен публикой. Наступает театральная темнота. Слышно только тихое движение в глубине сцены. Несколько секунд тишины и… волнения не только артистов, но и зрителей – для всех это необыкновенная премьера. Может быть, зрители даже волнуются больше, осознавая, какая непростая судьба у актеров, как им трудно в жизни. Тем более победить себя и выйти на подмостки.

«Земную жизнь дойдя до половины…», - звучит классический монолог, а на сцене легко и изящно кружится дитя без рук, вовлекая в круг таинства движения и мечты товарищей. Вдруг вылетает веселая группа молодых людей и начинает играть в поездку на автомобиле. Путешественники – обычные артисты и инвалиды. Все подчиняются забавным командам итальянского шофера. Он заставляет своих пассажиров то пригнуться, потому что впереди туннель, то повалиться друг на друга, потому что якобы резко тормозит, то помахать прохожим, перемежая условную поездку доброй итальянской шуткой, понятной без языка. Зал взрывается искренним смехом. Приехали, попрощались и пошли на прогулку, которая длится целый час.

Весь этот час на сцене в немалом напряжении сил, сдерживая волнение – русские и швейцарские участники. Они прогуливаются, и на их пути встречается многое. Любовь высокой красавицы и маленького неуклюжего человечка. Артисты так умеют пережить нежное чувство, что от его силы загораются волшебные палочки, и явственно чувствуешь щемяще-нежные волны, охватывающие их.

Вот воображаемый сказочный лес, в котором встречается Красная Шапочка (русская девушка) и серый волк (швейцарец). В быстром темпе, на своем языке каждый одновременно рассказывает всем известную сказку, ловко перемещается по сцене, ритмом движения и скороговоркой создавая напряжение в драматических местах и вызывая вздох удовлетворения при освобождении бабушки и внучки.

Многозначительна сцена, когда артист, которого привезли на коляске, лежа  (иначе не может) читает монолог Гамлета «Быть или не быть…». «Быть!» - понимают все, и вновь горло перехвачено волнением.

Несколько музыкально-танцевальных сцен, когда довольно беспомощные в жизни актеры, которых вывозят на колясках и специальных платформах, изображают то летящую птицу, то балерину, то… то, что может вообразить себе зритель. Каждое плавное и легкое движение актера – завораживающая тайна, своя для каждого смотрящего. Талантливое соединение музыки, движения и поэзии очаровывает и создает магию, которая завершается общим «сумасшедшим» рондо и поклонами.  И этот бешеный ритм подвластен тем, кого плохо слушается тело, но чье желание искренне.

Конечно, этот спектакль получился как некое интимное действие, большой зал ему не подошел бы. Невидимая, но очень ощутимая энергия актеров переливалась в зрителей и возвращалась обратно. Никто не терял, напротив, все подкрепляются и объединяются ею. Мы разные, но едины. Спектакль сыгран. Театр оказался, действительно, без границы между сценой и залом.

Театральный проект

Международный театральный проект «Театр без границ» представляло в Петербурге информагентство «Росбалт» и его создатели, режиссеры и актеры.

Мария Островская, директор благотворительной организации «Перспективы», рассказала, что уже 10 лет помогает людям с нарушениями в развитии. Это попытка приблизить людей, ограниченных психо-неврологическим интернатом, к нормальной жизни, с общением, новыми впечатлениями и творческой активностью. Опыт работы студии «Перспективы» показал, что эти люди способны на творчество. «Наше искусство герметично, теперь оно имеет возможность выплеснуться в общество», - сказала М. Островская о спектаклях в Петербурге.

Спектакль «Прогулка» родился в летнем лагере в Швейцарии, где оказались воспитанники интерната из Петродворца. В 2007 году швейцарская организация «BridgingBorders» и «Перспективы» совместно с нетрудоспособными молодыми людьми кантона Тичино организовали русско-швейцарскую труппу и успешно выступили там.

Швейцарский режиссер Антонелло Чеккинато рассказал, что этот спектакль выражает суть проекта – преодолеть барьер. «Швейцарская публика очень отзывчива и хорошо принимала этот нетрадиционный спектакль. Это не пьеса, это сцены вокруг темы. Это опыт современного танца, в котором главное - тело артиста и движение».

Елена Шиффер, актриса и режиссер, поделилась опытом работы с необычными актерами: «Спектакль феномен, он создан за две недели. В результате, все сами себе доказали, что не бывает ограниченных возможностей. Нет предела желанию человека сказать о себе, и он это  может. Обычный человек себя постоянно контролирует: с кем выгодно иметь дело, от кого отвернуться. Эти люди абсолютно искренни и на сто процентов переживают ситуацию как личную.

В работе над спектаклем стираются барьеры больной – здоровый. Многие не говорят, не слышат.

Существуют некие «воздушные» пути общения. Никто ничего не изображает, все переживают искренне».

Сила любого театра в единстве сцены и зала. В «Театре без границ» это еще и пример, как совместный титанический труд возвращает обществу личность, которую оно не понимало и не признавало. Молоденькая медсестра интерната, также ставшая участницей творческого процесса, выразила такое мнение о спектакле: «Чье-то сердце вздрогнет, и мир становится добрее». 


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Первая китайская кинозвезда в Голливуде
  • Фотообзор: В США прошла церемония вручения наград победителям «Всемирного конкурса китайских скрипачей»
  • Роман «Путешествие на Запад». Глава 79
  • Кимоно
  • Роман «Путешествие на Запад». Глава 78


  • Top