«На Соловецких островах»


«На Соловецких островах дожди, дожди…». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха«На Соловецких островах дожди, дожди…». Фото: Татьяна Петрова/Великая ЭпохаСосуществование музеев и храмов

Где, как не на Соловецких островах, одновременно центре культуры, религии и заточения, сражающихся в духе во все времена, и разгореться битве кого за людские души, кого за материальные владения, кого за духовную культуру. В середине августа здесь, несмотря ни на что, успешно прошел 4-ый фестиваль авторской песни «На Соловецких островах» с особым девизом – «Преображение». Ему и предшествовала незаконченная борьба…

«На Соловецких островах дожди, дожди…»

Существует в России особое явление, называемое авторской песней. Не станем оспаривать, что самобытные авторы-исполнители были и есть у всех народов. Да, видно, в подтверждение теорий Льва Гумилева, географические и природные особенности пространства накладывают свой отпечаток на свойства и характеры народов, в них проживающих. Наше евразийское пространство, да особые «рамки-кандалы» советской власти родили такое великое явление второй половины ХХ века, как авторская песня. Меняются времена и с ними внешнее проявление культуры, но звучат и зовут мелодии, а больше слова Визбора, Кима, Высоцкого… Кажется, правда, звучат реже и тише. Черствеем?

Соловецкий музей-заповедник и петербургский клуб песни «Восток» уже четвертый год собирают на островах авторов-исполнителей и любителей песни. Фестиваль родился из настоятельного желания  познакомить людей с духовным и культурным наследием Соловков, соединив современное народное творчество – песню с достижениями предков.  Камни, строения, природа физически сохраняют прикосновения рук, звуки голосов, духовную энергию предшествующих поколений, создавая среду, располагающую к со-творчеству. Фестиваль проводится с благословения настоятеля монастыря.

Фестивали удаются. Растет число их участников. В этот раз их было более 220 человек из 34 городов Севера и Центра России, Белоруссии и Украины. В программе не только выступления-соревнования бардов, но и возможность поучиться на мастер-классах для авторов-исполнителей, поэтов и композиторов. 

Один из основателей фестиваля известный автор-исполнитель Валентин Вихорев вспоминает, что 43 года назад, когда стало возможным, побывал на Соловках, «заболел» ими, создал песню «На Соловецких островах». Она стала гимном заповедника и фестиваля. «Помним о месте, оно накладывает моральные обязательства, - говорит Вихорев, - поэтому девиз фестиваля – «Преображение». Это его направленность».

Ему вторит Владимир Шемшученко, член жюри, журналист. «Наша задача – сохранение авторской песни. Поставить заслон от попсы, которая проникает и в бардовское движение. Задача авторской песни – возвышать душу. Во главе угла – слово, к нему нужно относиться бережно».

Стоит ли «биться» за фестиваль? Стоит, считают его участники. Авторская песня живет, она всегда о душе. Она мечтательная, чистая и честная.

Директор музея Соловков Михаил Лопаткин даже выступил в этом году с инициативой создать «Соловецкое братство» для творческих людей. Оно послужит  связи Соловков с обществом и передаче его наследия.

Почему же вначале мы упомянули о какой-то борьбе?

«Надо ли строить заборы между музеями и храмами?» Поводом для встречи в петербургском информагентстве «Росбалт» накануне фестиваля «На Соловецких островах» стало обращение ученых и общественных деятелей к премьер-министру В. Путину. Справедливо беспокоясь о сохранности национального достояния, они просят придать Соловецким островам охранный статус. Однако опыт запретов советско-российской практики давно уже показал, что это не цивилизованный, тупиковый путь.

В наследие от атеистического прошлого с его разорением храмов и монастырей осталось немало нерешенных вопросов между музеями и церковью. Иконы и церковная утварь по-прежнему хранятся (в достойных условиях!) в музеях; музеи и храмы сосуществуют в одних зданиях; церковь периодически поднимает вопрос о реституции своего имущества. Законов, которые могли бы однозначно решить эти проблемы, нет.

Обо всем этом говорили музейщики, юристы, представители церкви и организаторы фестиваля бардов на пресс-конференции.

Николай Буров, директор  музея «Исаакиевский собор», уверен, что «взаимодействие храмов и епархии – процесс с двух сторон». «Не оскорбительные концерты, лучшая духовная музыка привлекут посетителей, и музей заработает больше на пользу храма».

Георгий Митрофанов, профессор Духовной академии имеет более строгое мнение об исторической сущности Соловецкого монастыря. «Бестактно исторически в месте, где был страшный лагерь устраивать авторскую песню – тусовку, самовыражение на камнях, политых кровью, это странно». Он считает, что значительная часть острова должна быть посвящена лагерю, а монастырская жизнь, скорее, возможна в скитах на островах. Главным на Соловках должна быть «тема поминовения страдальцев. Это важно для формирования и человека, и монаха». «Живущие поразительно беспамятны, хотят скорее найти забвение от кровавой истории XX века». Он напомнил, что если за все предыдущие века в тюрьме Соловков томилось около 300 человек, то за период с 1923 – 1939 годы здесь было до 100 тысяч заключенных. «Бережное размышление над соловецкой историей приведет к выводам».

В мировой и российской практике существует немало музеев истории и культуры, расположенных в церковных зданиях, которые успешно выполняют свои культурные функции и зарабатывают средства на их содержание и реставрацию. Одновременно там проводятся религиозные службы. Примером тому, музей-памятник «Исаакиевский собор» в Петербурге.

С другой стороны, многие церкви и монастыри, больше всего за рубежом, имеют свои музеи, которые посещает много туристов. Особая ситуация России в том, что большинство храмов вместе с богатым содержимым было попросту изъято у церкви, и на сегодня вопросы владения собственностью не разрешены. Проблема в отсутствии закона о церковной реституции, то есть решении по закону возвращения владений, полагают все присутствующие на встрече.

В. Востряков, бывший директор Соловецкого музея, уверен, что отношения обострены из-за собственности и проблем ответственности.

Адвокат Виктор Касаткин, как юрист, понимает необходимость принятия закона о реституции, однако также ясно видит проблемы морали: «Какие бы хорошие законы не были, если граждане не готовы, мало что изменится».

Итогом темы «Надо ли строить заборы между музеями и храмами?» прозвучали слова петербургского барда В. Вихорева: «Это надуманные проблемы, в их истоке – экономика». Он напомнил китайскую мудрость: «Благородный человек берег лютню, чтобы гармонизировать мир».

Фестиваль «Преображение» состоялся, участники разъехались с добрыми надеждами, местные жители почувствовали себя частью большой России, монастырь не утерял ни капли своего величия и достоинства. Главное, чтобы работа велась на созидание.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Пенсионная реформа?
  • Горячий Кавказ
  • Церемония открытия Олимпийских игр - измена китайской культуре
  • Когда дело касается Китая, Обама говорит как Буш
  • Западноафриканский журнал: вымогательство с улыбкой


  • Top