Меню
  • Поиск
  • ×Закрыть
    Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю

    В джазе не только девушки…

    Алексей Кузнецов. Фото Николая Зуева

    Нажмите на фото, что бы открыть галерею!

    6 сентября джаз весь вечер будет звучать в московском международном доме музыки. А виновником торжества будет Алексей Кузнецов, который ровно полвека в джазе и отметит здесь день рождения в компании друзей. А их у него - море. И какие имена - Андрей Эшпай и Георгий Гаранин, Анатолий Кролл и Игорь Бутман, Леонид Серебренников и Сергей Сперанский. С королем джаза беседует наш корреспондент.

    - Алексей Алексеевич, с наступающим вас днем рождения...

    - Спасибо. Я родился 6 сентября 1941 года в Челябинске. Мой отец, Алексей Алексеевич - также известный джазовый гитарист, играл в Государственном Джазе бывшего СССР, много лет проработал в знаменитом в 1950-е годы инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова, а также в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения под управлением Юрия Силантьева. Мать работала преподавателем иностранных языков в МГПИИЯ имени Мориса Тореза.

    - Где вы получили музыкальное образование?

    - Я закончил московское музыкальное училище имени Октябрьской революции по классу домры. Существует легенда, что домру эту я по сдаче последнего экзамена публично разбил о дерево во дворе училища, но это не так. Домра до сих пор хранится где-то в московской квартире. А после окончания училища поступил на работу в эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР под управлением Юрия Силантьева. Там он проработал 13 лет, пока оркестр не превратился в аккомпанирующий состав официозных эстрадных певцов. С 1975 г . перешел на работу в Государственный симфонический оркестр кинематографии. Во время работы в оркестрах принимал активное участие в записи музыки для многих популярных кинофильмов - «Семнадцать мгновений весны», «Мимино», «Гардемарины, вперед!» и многих других.

    - Джазовая работа когда началась?

    - Еще в 60-е. Уже в 1963 играл в дуэте с гитаристом Николаем Громиным, ранее - участником легендарного квинтета Вадима Сакуна, с которым Громин первым из советских джазовых гитаристов ездил за рубеж. На варшавский "Джаз-джембори-62" он заслужил опубликованную в Down Beatе похвалу трубача Дона Эллиса. Первоначально в дуэте с Громиным я выполнял подчиненную, аккомпанирующую роль, но уже в конце 60-х дуэт зазвучал на равных. В дуэте с Николаем Громиным работал много, выпустил два LP ("Джанго", 1977, и "Десять лет спустя", 1989). В начале 80-х  Громин выехал в Данию, где живет и сейчас, но при почти ежегодных приездах в Москву мы с ним обязательно выступаем.

    - Кроме работы с Громиным, много тогда  записывались?

    - Первая грамзапись - номер на сборнике "Джаз-65" в квартете пианиста Владимира Кулля. Затем появились записи с Игорем Брилем. Первая советская джазовая запись с органом Hammond, на котором играл Бриль, пианистом Вагифом Садыховым, вибрафонистом Леонидом Гариным. Я как гитарист участвовал в одной из первых советских симфоджазовых записей - сессиях композитора Алексея Мажукова 1967-1969 годах с участием Игоря Бриля, Геннадия Гольштейна и других. В рамках этих сессий впервые была записана одна из самых известных авторских тем "Алеша".

    - Любители джаза помнят расцвет вашего творчества в 1970-е годы...

    - Тогда я много работал с пианистом Леонидом Чижиком. Сейчас он живет в Германии. Один из результатов этого сотрудничества - LP "Мелодии Джорджа Гершвина", записанный в трио (Чижик, я и басист Алексей Исплатовский). Когда в 1975 году перешел в Оркестр кинематографии, то создал внутри него джазовый квартет с участием Алексея Исплатовского (контрабас), Игоря Назарука (фортепиано) и Андрея Чернышева (барабаны). Квартет выпустил на "Мелодии" LP "Утверждение", выступал на "Джаз-Джембори-79" в Варшаве. Там вместо Чернышева играл поляк Казимеж Йонкиш. Кроме чисто джазовой работы, квартет много работал с известным композитором Мурадом Кажлаевым, став его "штатным" составом для записей и концертов.

    - В начале 1980-х вы выпустили первую сольную пластинку - "Голубой коралл"...

    - Часть ее записана соло, часть - с Исплатовским, Назаруком и другими музыкантами. В 1996 году этот альбом с добавлением других записей тех же лет был переиздан на CD лейблом SoLyd Records (под названием "Голубой коралл плюс"). В течение 80-х я регулярно выступал в разных составах на международных фестивалях в Европе, США (с ансамблем Игоря Бриля), а также в странах Юго-Восточной Азии. В апреле 1988 со своим тогдашним трио (трубач Александр Фишер и контрабасист Анатолий Соболев) впервые в истории играл в прямом эфире для космического экипажа - Владимира Титова и Мусы Манарова, на тот момент работавших в космосе пятый месяц. В конце 80-х выходит еще один альбом - "Концерт в Олимпийской деревне", записанный с вибрафонистом Сергеем Чернышевым, бас-гитаристом Александром Ростоцким и барабанщиком Евгением Рябым.

    - Плодотворными для вас были и 90-е годы...

    - Я продолжал активно выступать в самых разных составах. Работал консультантом музыкального салона "Аккорд", где вел регулярные, с 1996 года, еженедельные мастер-классы. В эти годы получил звание "Заслуженный артист РФ", готовил учебные видеопрограммы ("Гитара в джазе"), издаваемые "Аккордом". Написал и учебник "Из практики джазового гитариста". Наиболее заметные проекты последних лет - первое "Супертрио" с пианистом Даниилом Крамером и альт-саксофонистом Георгием Гараняном, трио с Даниилом Крамером и валторнистом Аркадием Шилклопером, второе "Супертрио" с аккордеонистом Владимиром Данилиным и бас-гитаристом Александром Ростоцким), с которым он участвовал в записи выпущенного лейблом Boheme Music альбома "Once I Loved".

    В последующие годы Алексей Алексеевич много гастролирует, выступает в различных составах, со многими известными артистами и джазовыми музыкантами, принимал участие в большом количестве международных джазовых фестивалей, работал на радио и телевидении, принимал участие в просветительских программах о гитаре и джазе.

    - С кем вы сейчас сотрудничаете?

    - По-прежнему активно сотрудничаю с Владимиром Данилиным, Игорем Брилем. Во время приездов в Россию Николая Громина выступаю с ним на концертах и в теле эфирах. Два года назад фирма «Мелодия» переиздала легендарные концерты в Олимпийской деревне 1984 и 1987 годов. В 2006 году вышел альбом «Come Rain or Come Shine». В конце 2007 года вышла юбилейная пластинка «45 лет в джазе», включающая в себя записи разных лет творчества, начиная с 1967 года.

    - Какой сделали себе подарок к 50-летию?

    - Выпустил первый DVD «Полвека в джазе» и аналогичный CD. В рамках этих релизов собраны редчайшие концертные выступления за период с начала 70-х по 2008 год. С участием многих знаменитых артистов: И.Бриля, Г.Гараняна, И.Бутмана, С.Манукяна, Д.Крамера, В.Данилина, А.Ростоцкого, Н.Громина и многих других легендарных музыкантов. На диске есть и мои выступления с биг-бэндами и с оркестрами.

    После презентации проектов в Москве, планируется большой гастрольный тур в поддержку релизов по городам России и зарубежья.


    Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

    Вас также может заинтересовать:

  • Советы будущей свекрови
  • Десять заповедей для воспитателя
  • Наследие Жанны Д`Арк
  • Галина Горохова: «Союзу спортсменов быть!»
  • Лужков танцевал с олимпийцами в Лужниках

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма
  • Наш канал в телеграм

  • Top