Даниловские колокола


Многие петербуржцы, пришедшие на встречу, склоняли перед колоколами голову, крестились, прикасались к ним рукой, целовали. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая ЭпохаМногие петербуржцы, пришедшие на встречу, склоняли перед колоколами голову, крестились, прикасались к ним рукой, целовали. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха

Би-М-М, Би-М-М – торжественно гудит на всю Исаакиевскую старший колокол у подножия колонн, дин-дон, дин-дон - весело перезваниваются младшие. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая ЭпохаБи-М-М, Би-М-М – торжественно гудит на всю Исаакиевскую старший колокол у подножия колонн, дин-дон, дин-дон - весело перезваниваются младшие. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха

Есть у России надежда и… меценаты

Би-М-М, Би-М-М – торжественно гудит на всю Исаакиевскую старший колокол у подножия колонн, дин-дон, дин-дон - весело перезваниваются младшие.

Это случилось 7 сентября 2008 года в Санкт-Петербурге. Торжество и радость, несмотря на сумрачный день, от того, что 17 колоколов московского Свято-Данилова монастыря возвратились на родину из Нью-Йорка после 79 лет отсутствия. В начале 1930-х годов советская власть распродавала многочисленные шедевры искусства. Это было предпринято для спасения от голода Поволжья и других районов. Стряслась же эта беда вследствие полного развала хозяйства и неблагоприятных природных условий.

Колокола были проданы по цене металла, но любитель русского искусства, промышленник Чарльз Крин спас их, подарив Гарварду. Так монастырские колокола оказались в Америке и с той поры стали «насельниками» башни Лоуэлл Хаус Гарвардского университета.

Русская православная церковь еще в середине 1980-х годов делала попытку возвращения этой редчайшей коллекции колоколов, однако дело не продвигалось. В 2004 году в ответ на просьбу Патриарха Виктор Вексельберг, учредитель культурно-исторического фонда «Связь времен», взялся за организацию и финансирование проекта «Возвращение Даниловских колоколов».

Считают, что его успешное завершение означает «возвращение традиций меценатства».

Гарвард же не остался без колокольной музыки. Мастера из Воронежа отлили  точные копии этой уникальной коллекции колоколов, которая создавалась на протяжении 200 лет. В 2007 году новые колокола были доставлены в Гарвард. Летом нынешнего года совершилась церемония обмена их  на подлинные колокола Данилова монастыря. Этому событию были приурочены симпозиум и фестиваль звонов. Концерты и звоны исполняли как русские, так и американские «звонари».

Несколько гарвардских студентов специально обучались этому мастерству в Москве.

Свято-Данилов монастырь, куда отправились из Петербурга колокола, имеет статус ставропигиального, то есть его настоятелем, как и Валаамского,  является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом, младшим сыном Александра Невского. Монастырь возвели на южной окраине города для защиты от набегов татар. Монастырские строения неоднократно перестраивались. В XIX веке он стал местом погребения деятелей культуры. На его территории сохранились памятники архитектуры XVII – XIX веков. После революции монастырь был закрыт, колокола проданы за «ненадобностью», башня, на которой они находились, разрушена.

Сейчас Свято-Данилов мужской монастырь восстановлен, ровно 25 лет назад в нем возродилась духовная жизнь. Он – лицо православия. Главная святыня монастыря — частицы мощей святого князя Даниила Московского вновь хранятся в соборах - Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов.  Братия монастыря оказывает помощь мирянам в больницах, в местах заключения, преподает в светских и духовных высших учебных заведениях.

Коллекция колоколов Свято-Данилова монастыря складывалась и росла постепенно. Знала она и трагические времена, например, Петр I во время Северной войны приказал снять половину из них для изготовления пушек. К началу XX века на колокольной башне монастыря «работало» 19 колоколов, каждый со своим именем. Самый крупный (12 тонн) называется просто – «Большой».

Такое важное значение придавали русские колоколам, которые служили набатом в дни бедствий, призывали к молитве в храмы, весело благовестили наступление праздников и… лечили. Есть поверье, что если встанешь на место, куда доносятся звоны трех церквей, они непременно победят хворь. Кажется, что колокола, какими мы их знаем, были на Руси всегда.

На самом деле, традиция складывалась на протяжении многих веков, и только к XVIII веку окончательно сложился русский тип колоколов. Они отличаются от прочих своими большими размерами, особой технологией отливки, внешним видом и способом извлечения звука. Наилучшим считается колокол, состоящий на 78% из чистой меди и на 22% из олова.

Специально обученный звонарь, раскачав железный язык, ударяет им по стенке колокола и получает долгий поющий звук, который может слышаться за много километров.

В Исаакиевском соборе Петербурга, откуда в 1930 году колокола отплыли в Америку, митрополит Петербургский и Ладожский Владимир совершил торжественный «возвращенный» молебен. Обращаясь к собравшимся на площади горожанам, владыка говорил о значении колоколов для русского человека. Под их вечерний звон «крестьянин оглядывался на прошедший день, размышлял о совершенных хороших и плохих делах, задумывался над собой, старался стать лучше».

Вице-губернатор Петербурга В. Лобко назвал возвращение колоколов  актом «покаяния за неправильно содеянное» в нашей истории. Почетный гражданин города, академик И. Спасский сказал, что «Россия всегда была сильна духовностью и сегодня это укрепит нас духовно. Начинаем собирать камни».

Многие петербуржцы, пришедшие на встречу, склоняли перед колоколами голову, крестились, прикасались к ним рукой, целовали.

На вопрос, что для Вас означает это событие, каждый отвечал по-своему. Людмила: «Это главное в моей жизни! Бог дал прикоснуться к святыне».

Молодой человек: «Конечно, интересно, но почему на пивных фестивалях народу гораздо больше?» 

11-летняя москвичка Аня, поразмышляв: «Да, это нужно было сделать. В Москве сходим в монастырь».

Пожилая пара из Парижа: «Это большое событие, это связь времен. Нельзя жить без памяти и уважения».

Отыграли старинные колокола, их звоны еще некоторое время наполняли огромную площадь и двинулись дальше через Великий Новгород на Москву. Встречай, Россия.

Еще на площади говорили, что спокойный колокольный звон рождает надежду.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Глаза - чтобы видеть, ум - чтобы распознавать. Как сберечь «зеницу ока»?
  • Школа, кружки, секции... Выдержит ли нагрузку ребенок?
  • Хитрости здоровых локонов
  • Источники простуды и аллергии. Интервью с доктором традиционной китайской медицины, получившим образование на Западе
  • Гламур ради жизни

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top