От королевской власти до аскетизма: история Будды Шакьямуни (часть первая)


Принц, который стал основателем буддизма, шёл к просветлению нелёгким путём. Вот его история.

В VI веке до н.э. в древнем Непале существовало  царство  под названием  Капилаваттсу, которым управляла каста воинов Шакья (что означает "львы"). Царем был Суддодана Гаутама, а царицей - Махамайя Деви. Царская чета ожидала своего первого ребенка. Как гласит легенда, однажды ночью королеве приснился очень странный сон.

Она увидела сияние блестящего белого света, в котором был великолепный чистый белый слон с шестью клыками. Свет подлетел ближе к ней и вошёл в ее тело. После пробуждения она рассказала о своём сне королю. Тем утром король собрал совещание мудрецов. Они сказали ему, что это был благоприятный признак и что королева собирается родить великого человека.

Король был взволнован новостями о рождении его преемника. Согласно традиции, Майя Деви предприняла поездку в дом его отца, дабы там родить. Это было в день полной луны индийского месяца Весак, в мае. Когда она достигла Лумбини и увидела красивые рощи, она попросила остановиться и отдохнуть некоторое время. Когда она шла мимо огромного дерева, начались схватки, и она родила мальчика. Так родился принц Капилаваттсу.

Легенда гласит, что роды были почти безболезненными, и нежный дождь падал на мать и ребенка, очищая их. В тот же самый день были рождены семь других существ, в том числе дерево бодхи, принцесса Яшодхара, лошадь Кантака, возничий Чанна, слон Калудайи (друг детства принца).

Ребенок был отвезён в столицу той же самой ночью. Пять дней спустя ребенка назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достиг своих целей". Много мудрых мужей приехали, чтобы повидать и благословить ребенка, один из которых был набожным стариком по имени Азита, прежний наставник короля и отшельник высоких достижений.

Король, польщенный визитом  Азиты, принёс молодого принца. Азита немедленно поднялся с  места и признал определенные признаки на теле принца, которые указывали на его высокое религиозное и духовное призвание. Своим сверхестественным видением Азита увидел великое будущее новорожденного принца и приветствовал его жестом «намастэ» (позиция с соединёнными ладонями рук).

Семь дней спустя королева Махамайя умерла, и ее место заняла  ее сестра Махапраджапати, которая воспитывала принца с любовью и нежностью. Когда Сиддхартхе было 12 лет, король собрал оракулов, чтобы предсказать будущее принца. Они показали, что Сиддхартха пойдёт по аскетическому пути, если случайно наткнётся на признаки старости, болезни, смерти или встретит аскетического отшельника.

Король Саддодана хотел, чтобы его сын был большим монархом, поэтому окружил дворец строгой охраной и объявил, что использование слов "смерть" и "горе" строго запрещено. Он оградил Сиддхартху от всего, что вдохновит его предпринять религиозную жизнь. Таким образом, принц жил в одном или другом из трех королевских дворцов среди роскоши и блеска. Принц вырос сильным молодым человеком. Как принц касты воинов, он обучался боевому искусству. Он выиграл руку красивой принцессы по имени Яшодхара из соседнего королевства, победив  остальных конкурентов в разнообразных  спортивных состязаниях. Сиддхартха и  Яшодхара поженились в возрасте 16 лет.

Сиддхартха продолжал жить роскошной и интересной жизнью, но поскольку время летело, он стал беспокойным и потребовал, чтобы ему позволили увидеть мир вне стен его дворца. Он решил посетить соседний город, его людей, и землю.

Король тщательно устроил это посещение, всё украшая и делая прекрасным. Уродливые или грустные вещи  все были удалены, чтобы избежать четырех признаков, о которых говорили  мудрые мужи. Но все предосторожности были напрасны, поскольку принц ехал впереди с его возничим Чандакой.

В городе Сиддхартха увидел морщинистого старика, который случайно блуждал около парадного маршрута. Сиддхарта был поражён и спросил Чандаку, кто был этот человек. Кроме того, он увидел больного, который кашляет, и также не мог понять это. И наконец, он увидел похоронную церемонию у берега реки. Принц также увидел аскетического монаха, который отказался от всех мирских удовольствий, чтобы достигнуть вечного мира и блаженства. Умиротворённый взгляд на лице монаха надолго запечатлелся в сердце  Сиддхартхи. Он спросил Чандаку значение всех этих вещей. Возничий тогда рассказал принцу о  простых истинах  жизни, о которых он должен был бы знать.

Когда они возвратились во дворец, Сиддхартха попросил, чтобы его отец позволил ему уйти в мир как нищенствующему  монаху в поисках  смысла  жизни, поскольку он понял, что все вещи в жизни - иллюзия, что они преходящи. Пораженный горем его отец удвоил безопасность вокруг дворца и увеличил количество развлечений для принца. В это время Яшодхара родила сына, которого он назвал Рахула, что означает "цепь" или "сковывать".

Сиддхартха не был удовлетворен жизнью и решил убежать из дворца на своей лошади Кантака с помощью конника Чанны. Однажды ночью он поднялся, посмотрел в последний раз на жену и сына, вскочил на лошадь и уехал прочь. У городских ворот он отрезал свои длинные волосы, а свои  королевские одежды передал Чанне.

Таким образом, Сиддхартха начал поиск истины жизни.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Расцвет России во время правления династии Романовых. Последний русский император. Часть 1
  • «…И с просьбой о любви»
  • Фотообзор: Ю-На Ким – ледовая принцесса из Кореи
  • Солдатский долг маршала Рокоссовского
  • Аркадий Небольсин: Нужно по-новому воспитывать людей


  • Top