«Приметы времени» от Антанаса Суткуса

The Epoch Times06.11.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Фото автора


Фото автора
В цехе розлива «Винзавода» прошла фотовыставка литовского фотомастера Антанаса Суткуса, организованная галереей Photographer.Ru (Москва) и White Space Gallery (Лондон). В Лондоне были показаны «Литовские портреты», в Москве -«Приметы времени».

Выставки охватывают две основные темы в творчестве фотографа. Портреты, создающие ядро лондонской, экспозиции, наполнены теплой и ясной красотой, и связаны между собой словно кадры неснятых фильмов Висконти и Росселини. Человек посреди своей «жизни на ветру», посреди суеты и разворачивающихся вокруг него событий, живущий своей «маленъкой» жизнью. Это не просто какая-то тема фотографа на свадьбу летом. Суткус, работая в советской прессе, одновременно осуществлял проект документации и памяти, противопоставляя личное/частное — пропагандируемому общественному/общему. На протяжении десятилетий он создает портреты современников. Его герои — это не обезличенные «хомо советикус», это литовцы: мужчины, женщины, старики, дети.

Работы, представленные в Москве, высвечивают близость взглядов литовца Суткуса и других знаменитых современников-европейцев — Андре Кертеса. Анри Картье-Брессона и им подобных. Пристальное вглядывание в окружающую реальность, поиск решающего мгновения, гармонизирующего хаотическое броуновское движение мира, повседневная жизнь как источник вдохновения и красоты. Еще в конце 1950-х отделенный железным занавесом от мирового фотографического процесса Суткус, исходя из потребности документировать частное, самостоятельно приходит к тем же общечеловеческим выводам, что и (несколько ранее) Картье-Брессон. Или (несколько позднее) режиссер Иржи Менцель, режиссер-фотограф Вим Вендерс.

Фотографии из московской экспозиции посвящены поэтике повседневности. Одежда, дома, лица, руки, привычные вещи — запечатлены образно и точно. Бытописательство (характерное для развившейся под его влиянием «литовской школы» фотографии в целом) у Суткуса выходит далеко за пределы репортажа, документа. Взгляд его (как и в «портретах литовцев»), идет от общего к частному, от внешнего к внутреннему. Внутренняя эмиграция, лишенная трагизма, жизнь вне политического контекста — с точки зрения идеологии того времени, это была крамола. Но это был и тихий вызов большого художника, брошенный своей шумной, обобществленной эпохе.

Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в Литве. В детстве он копил на велосипед, но купил фотоаппарат, учился на журфаке. Фотографию изучал по тому немногому, что было в библиотеках, по журналам, что доходили из Восточной Европы. В начале 1970-х годов вокруг Суткуса начали объединяться фотографы, и по его инициативе было создано Общество фотоискусства Литвы, которое он и возглавлял более 20 лет. В 1980 получил звание заслуженного работника культуры Литвы.

У Антанаса Суткуса по всему миру прошло более 150 выставок. На Западе он стал: известен раньше, чем в России. В музеях, где проходили его выставки, теперь хранятся и выставляются его работы. Среди них: музей Виктории и Альберта (Лондон). Nicephore Niepce (Франция). Музей фотографии Хельсинки. Музей искусства Литвы, Международный Центр фотографии (Нью-Йорк), Институт .искусств (Чикаго), Музей искусства (Миннеаполис), Музей современного искусства (Стогкольм), Московский Дом фотографии.

Выставкой Антанаса Суткуса Галерея Photographer.ru запускает долгосрочную программу «Истоки современной российский фотографии». В рамках этой программы будут показаны работы Антанаса Суткуса, Николая Бахарева, Валерия Щеколдина, Георгия Пинхасова, Андрея Бегукладникова и других фотографов из России, стран СНГ и Балтии. Цель программы — попытка осмыслить современную фотографическую ситуацию в России в целом. На рубеже 90-х гг. открылись границы, из-за рубежа хлынул поток информации. Тем не менее, ошибочно думать, будто фотографии в России не существовало, или что единственным источником влияния на современных фотографов является фотография западная. Наряду с демонстрацией актуальных мировых тенденций, галерея Photograplier.ru осуществляет «поиск корней», демонстрируя работы ведущих фотографов старшего поколения в контексте современной ситуации.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА