ЦАХАЛ в Газе – хождение по тонкому льду

The Epoch Times25.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26

Палестинский гражданин оплакивает свою семью, погибшую в результате наступления ЦАХАЛа в Газе. Фото: AFP PHOTO/MOHAMMED ABED


Палестинский гражданин оплакивает свою семью, погибшую в результате наступления ЦАХАЛа в Газе. Фото: AFP PHOTO/MOHAMMED ABED
С продолжением военных действий в Газе поступает всё больше сообщений о семьях и детях, убитых в перестрелках между ХАМАСом и ЦАХАЛом. Пропагандистская кампания ХАМАСа получила передовицы газет и часы прайм-тайма на телеканалах всего мира, особенно арабских стран. Опубликованные арабами страшные фотографии расчленённых тел сослужили свою службу и вызвали сильное международное давление на Израиль, с целью заставить его прекратить операцию. Трудность ведения войны на густонаселённой территории, где невозможно предотвратить жертвы среди гражданского населения, постоянно волнует израильское руководство. Израиль объявил, что не допустит человеческих трагедий на территории Газы. К сожалению даже самые современные приборы не в состоянии обеспечить точное попадание в цель, не задев при этом невинных людей.

Законная война

«Палестинский терроризм сам по себе является нарушением международного закона и преступлением против человечества», — объясняет адвокат Ави Бусаль из Иерусалимского центра по вопросам общества и государства. В статье о войне в Секторе Газа, опубликованной в мировом суде до настоящей операции, сказано: «Палестинские обстрелы израильских городов из Сектора Газа нарушают самый коренной принцип гуманитарного международного закона: «принцип разделения (между воюющими и мирными гражданами)». Стрельба ракетами по израильским городам получило определение террористических актов в среде различных международных соглашений. Адвокат добавил, что все причастные лица стоят перед судебной ответственностью за свои дела.

«Сам факт того, что Израиль решил использовать силу против ХАМАСа, мне все же кажется законным», — говорит Михаель Сфарад, адвокат, специалист по международному праву и правам  человека. — «В ситуации, когда ХАМАС обстреливает израильских граждан, однозначно дается, согласно международному праву, возможность или даже долг использовать силу, чтобы остановить это нападение». Он добавил, что даже в оправданной войне все еще важен вопрос цели действий и ее размеры. Есть очень тяжелый вопрос: «Не преувеличена ли используемая сила и используется ли она для нужной цели, которая более чем прекращение обстрелов ХАМАСом, как например, уничтожить правление ХАМАСа — и это неприемлемая цель. У государства нет права использовать силу, чтобы свергнуть правление другого общества, которое ему не нравится».

«Мне кажется, что есть уже достаточно реальные подозрения, что ЦАХАЛ направил свои пушки на незаконные цели», — сказал Сфарад и объяснил, что удары по электростанции или другим целям, по сути гражданским, не разрешен международными законами. Сфарад напомнил также о бомбежке полицейских выпускников в Секторе Газа, которая возможно также не была законной, и объяснил: «ЦАХАЛу разрешено направлять свое оружие только на военных. Ему не разрешено направлять свое оружие на граждан и полицейских, включая полицейских автоинспекции, включая гражданских следователей, людей, которые не воюют».

Прячутся между жителями

Сражения в населенных пунктах, где члены ХАМАСа скрываются среди мирного населения, вызывает правовую проблему. То, что террористы скрываются среди гражданского населения является нарушением международного права, что, в свою очередь, позволяет израильской армии действовать в городской местности. Но, как объясняет профессор университета Бар Илан, Яффа Зильбершац, специалист по военному праву, тут возникает проблема соразмерности, которая так же имеет отношение к международному праву.

В качестве примера Зильбершац говорит  о случае, когда израильская армия взорвала дом, где находился террорист со своими женами. В этом случае нанесенный удар оправдан, но с другой стороны, если бы этот террорист спрятался в школе, в которой находятся много детей, то вопрос соразмерности был бы менее понятен. «Между этими двумя примерами так же есть и другие, менее крайние, и решение должно приниматься на основе моральных устоев главнокомандующих», — считает Зильбершац. По ее мнению,  то же самое распространяется и на инфраструктуру. Если населенный пункт не связан с армией, то удар по нему запрещен, но с того момента, когда сооружения в нем используются для военных действий, для них нет защиты по международному праву.

Сфарад объясняет, что когда ХАМАС прикрывается своим же населением — это является военным преступлением по международному праву. «Если они будут захвачены, то им не полагается даже быть пленными, а должны предстать перед судом за все что совершили», — говорит он. — «Когда прячутся за спинами населения, воюющей армии гораздо сложнее. Есть случаи, когда граждане подвергается удару и это нападение является легальным. Если прикрывающиеся населением солдаты открывают огонь, то нет сомнения, что можно ответить тем же в качестве самообороны. Но убийства десятков или сотен гражданских лиц является незаконным».

Кто будет заботиться о населении Газы?

Частью проблем, которые возникли в результате военных действий в Газе, является недостаток лекарств  и медицинской помощи для гражданского населения. Во время проведения боевых операций граждане Газы не могут добраться до больницы и не всегда могут обратиться за помощью в экстренных случаях из-за выхода из строя линий средств связи и электроснабжения. Четвертый параграф Женевского соглашения обязывает страну, захватившую территорию противника, заботиться о состоянии здоровья и, соответственно, о медицинском обслуживании гражданского населения.

Многие из тех, кто критикует действия Израиля в Газе, используют этот параграф и другие пункты с целью создания трудностей для Израиля. Соответственно, отсутствует основание для выполнения таких обязательств, т.к. Израиль не является исполнительной властью на территории Газы и не несет ответственности как правительственный орган. «ХАМАС — это действующее правительство в Газе и оно не принимает во внимание указания правительства Израиля», — написал адвокат Сфарад.

«Тут говориться о невыносимой ситуации», — отметил адвокат Сфарад о трудностях гражданского населения в период проведения боевых действий. — «Население страдает из-за войны. Международный суд призывает предотвратить угрозу нанесения ущерба гражданскому населению, но мы обращаем внимание на то, что граждане являются основными пострадавшими от военных действий. Является фактом и то, что система здравоохранения не в состоянии оказать помощь населению, что выглядит страшно и угрожающе».

«Также, Верховный Суд справедливости принял решение, обязывающее армию Израиля в период военных действий способствовать доставке гуманитарной помощи, как-то лекарств и продуктов питания», — добавил Сфарад. — «В случае, если люди не имеют доступа к получению гуманитарной помощи, а армия Израиля может способствовать доставке предметов первой необходимости (но не способствует этому) , это равно нарушению международной конвенции. Мы знаем, что армия Израиля имеет такую возможность и контролирует доставку грузов. Армия не обязана заниматься доставкой продуктов населению, она только должна помочь в этом гуманитарным организациям».

Что касается законности проведения операции «литой свинец», необходимо дождаться правдивой информации от правозащитных и международных организаций и объединений гуманитарной помощи. Сфарад сослался на международное законодательство по отношению к террористической группировке ХАМАС и заявил: «ХАМАС — это террористическая группировка, направляющая оружие на гражданское население, и это не только военное преступление, но и преступление против человечества».

Гуманитарная помощь Израиля Газе во время военного конфликта

Во время военного конфликта в Газе, Израиль позволил ввезти в Газу оборудование и гуманитарную помощь. Гуманитарная помощь Газе стала возможной благодаря сотрудничеству между координационными службами министерства обороны, международными организациями и правительствами разных стран. Оборудование переданное в Газу включает в себя основные продукты питания, медицинское оборудование, лекарства, порции крови и даже машины скорой помощи. Несмотря на это, слышны голоса о больших трудностях у населения, связанных с недоступностью к этим поставкам и о кризисе системы здравоохранения.

По словам начальника координационной службы «международная программа по продуктам питания» ООН сообщила в начале месяца, что она не будет поставлять продукты в сектор Газа, потому что склады полны и продуктов достаточно на две недели.

Согласно данным, опубликованным министерством иностранных дел Израиля, в течение первой недели военных действий было разрешено ввести в Сектор Газа 401 грузовик с гуманитарной помощью. Там содержалась и помощь от палестинской автономии, помощь европейских государств, Красного Креста и помощь от различных арабских стран. Из министерства иностранных дел сообщили, израильская электрическая компания работает над восстановлением энергоснабжения сектора Газы. Также, Израиль продолжит передавать в Газу все виды гуманитарной помощи, передаваемые через него.

Версия на иврите

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА