Экстремизм без разбору

The Epoch Times27.01.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:38
Фото: NTD
Фото: NTD
До сих пор не удалось прояснить ситуацию, при каких обстоятельствах решалась судьба книги «Чжуань Фалунь» на русском языке и трех других материалов о Фалуньгун при внесении их Минюстом в список экстремистской литературы.
Дать оценку действиям властей о нарушении прав последователей духовной школы Фалуньгун в России мы попросили Людмилу Алексееву — известного правозащитника, председателя старейшей в России правозащитной организации Московской Хельсинкской группы.
— Людмила Михайловна, как вы оцениваете действия судебных органов и властей в данной ситуации?
Л.А.: На мой взгляд, данное решение было принято российскими властями под непосредственным давлением руководства китайской компартии.
Насколько я знаю, Фалуньгун – это совершенно мирное этическое течение. Я уверена, что основанием для принятия судебного решения послужил именно тот факт, что последователи движения Фалуньгун преследуются в Китае, а не то, что книга сама по себе несет в себе такое содержание.
Не секрет, что российские власти стараются поддерживать с Китаем хорошие отношения. И, видимо, из политических соображений ради того, чтобы заслужить одобрение китайского руководства, были приняты такие действия, которые никак не делают чести тем, кто их совершил.
К сожалению, наши руководители очень легко и бездумно идут на ущемление прав наших граждан на самовыражение, на свободу вероисповедания, свободу убеждений. Это выглядит просто как жест китайскому руководству: «Нам не жалко сделать вам такое одолжение». А то, что люди будут от этого страдать, невинные люди, граждане нашей страны, это, к сожалению, редко принимается во внимание.
— Что вы посоветуете предпринять последователям Фалуньгун?
Л.А.: Надо добиваться отмены решения этого суда как неконституционного и основным доводом может служить то, что во многих странах мира эти материалы имеют свободное хождение, и никто их экстремистскими не считает. Следует обратиться за независимой экспертизой, чтобы выяснить, насколько правомочно это заключение, потому что очень часто такие судебные дела просто инициируются и в качестве экспертов привлекаются люди, которые заранее готовы высказать мнение, нужное тем, кто намерен что-либо запретить.
— Уже многим известно, что в 1999 г. коммунистический режим Китая развязал незаконные репрессии против движения Фалуньгун, несмотря на мирный и аполитичный характер практики. Для искоренения учения были задействованы все правительственные механизмы подавления: от фабрикации клеветы на Фалуньгун и разжигания ненависти со стороны общественности до массовых арестов по всей стране, пыток и убийств последователей Фалуньгун в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях.
Возможно ли, что в действиях российских властей наблюдаются схожие тенденции?
Л.А.: Я думаю, что китайский режим пожестче нашего. Там масса людей находится в лагерях именно за свои убеждения. В Китае по-прежнему правит компартия, и она очень ревностно охраняет свои идеологические основы, как в свое время делала КПСС.
Она не терпит никакого отступления от своей идеологии и преследует каждого, кто думает и говорит иначе. У нас в России в этом отношении свободнее. Другое дело, что говорить мы можем, но нас не слышат, потому что СМИ, центральные каналы телевидения у нас под жестким государственным контролем. Сколько бы вы их ни смотрели, вы не услышите ни одного слова критики действующей власти, что уже доказывает, что это несвободные СМИ. Но все-таки у нас есть независимые газеты, телеканалы, радиостанции, но у которых небольшая аудитория. Но я бы предпочитала равняться не на Китай, где совсем плохо, а на Англию, где с демократией гораздо лучше, чем у нас.
— Какую роль, на Ваш взгляд, играет свободная вера и духовная независимость в стабильности общества?
Л.А.: Если убеждения, верования людей, возможность высказаться сообразно с их убеждениями, их верой государство подавляет, то такие государства в современном мире долго существовать не могут. Они должны или трансформироваться в сторону большей свободы или просто погибают, как погиб Советский Союз. Я не говорю, что он только из-за этого погиб. Там были и экономические причины, и политические, но это играет огромную роль.
— Как правозащитное движение может повлиять на ситуацию с Фалуньгун в Китае?
Л.А.: Наши правозащитники пока у себя в стране не в состоянии добиться соблюдения прав человека. Они грубо нарушаются повсеместно. Наше гражданское общество возникло сравнительно недавно и еще не окрепло. И я не могу сказать, что оно проявляет большую активность в отношении того, что происходит в других странах. Ведь на самом деле по ком бы ни звонил колокол, он звонит по каждому из нас. Но в реальной жизни у нас просто не хватает сил заниматься серьезно проблемами в Китае. Мы можем только поддерживать правозащитное движение против репрессий в Китае. По опыту Советского Союза могу сказать, что все зависит от активности самих китайцев.
Что касается российского правозащитного сообщества и даже всего гражданского общества, я должна констатировать, что мы еще слишком слабенькие, чтобы помогать другим странам. Мы еще ждем, когда нам помогут. Но я должна сказать, что мы, конечно, сочувствуем участникам движения Фалуньгун. Ситуация с правами человека в Китае в последние годы только ухудшается, и мы не можем остановить это, как бы ни было от этого грустно.
*****
Людмила Алексеева — историк, общественный деятель, основатель Московской Хельсинкской группы (МХГ), принимала участие в правозащитных выступлениях, начиная с первых протестов против ареста и осуждения в 1966 году писателей А. Синявского и Ю. Даниэля. В апреле 1968 года была исключена из КПСС и уволена с работы. В феврале 1977 года эмигрировала в США, где вела программы о правах человека на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки», печаталась в прессе. Вернулась в Россию в 1993 году. В 2002 году указом В. Путина была включена в состав Комиссии по правам человека при президенте РФ, преобразованной в 2004 году в Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА