Искусство блокадного Ленинграда

The Epoch Times31.01.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Концерт в блокадном Ленинграде. Фото: Великая Эпоха


Концерт в блокадном Ленинграде. Фото: Великая Эпоха
«Серое свинцовое небо, нависшее над городом, редкие снежинки, кружась, падали на набережную у моста Лейтенанта Шмидта. – Матросик, не дашь хлебца? – из-под платка смотрели на меня усталые глаза старой женщины».

Из дневника Ивана Дмитриева, артиста театра Балтийского Флота

Сегодня невероятно трудно представить себе тяготы блокадной жизни. Но все-таки попытайтесь представить хоть на минутку, что в вашем доме всего на сутки отключили отопление, электричество, холодную и горячую воду, нет газа, не работает канализация… Представили? А теперь умножьте все это на 900.

В блокадном Ленинграде просто выжить было подвигом. А надо было бороться и выстоять! Кроме того, многие поэты, художники, актеры и музыканты, несмотря на суровый быт, погодные условия, голод и болезни, еще и творили, а рядовые ленинградцы ходили на концерты, слушали радио и читали книги, пока не сожгли их для растопки печей.

В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в Ленинграде, Анна Ахматова находилась по-прежнему в состоянии вдохновения и творческого подъема. По её словам, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь». Ахматова продолжала писать, и писать удивительно хорошо, несмотря на то, что ее судьба в это время складывалась тяжело – вторично арестован сын, все старания и хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили.

Ахматова видела первые жестокие удары, наносимые воспетому ею городу. Так, в июле 1941 года появляется знаменитая «Клятва»:

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Эта хрупкая женщина, тяжело больная, голодая, писала необыкновенно сильные стихи: полные трагизма и чувства сострадания, любви и скорби. В годы войны была написана, пожалуй, лучшая ее поэма – «Реквием». «Заходил к Ахматовой – вспоминает о встрече с ней в августе 1941 года Павел Лукницкий. – Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у нее хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступать на радио. Она – патриотка, и сознание, что она сейчас душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет ее».

Читая отрывки из дневника малоизвестного музыканта Александра Пергамента, невольно задумываешься над тем, как тяжело было в то время людям, солдатам, командирам, и как нужна, просто необходима была им поддержка. Благодаря концертам, выступлениям на радио, их боевой дух и оптимизм никогда не угасали. Музыка была глотком свежего воздуха, минутным счастьем, которое давало возможность отключиться от суровой реальности. Из воспоминаний А. Пергамента: «Блокированный Ленинград. Зима сорок первого. Звук метронома, раздающийся из динамиков.

Музыка в те дни по Ленинградскому радио еще не транслировалась, и нам поначалу это казалось очевидным: время суровое! Но выезжая с бригадами к защитникам города, нередко слышали: «Что же вы нас мало развлекаете? Хоть бы по радио передали что-нибудь для нас!»

В суровую блокадную пору мы очень много выезжали с концертами. Мы понимали, что наш приезд к усталым, истощенным, но сильным духом защитникам города несет заряд оптимизма, уверенность в победе…

Нас всегда волновал вопрос репертуара. К нам приходили и приносили свои новые произведения, рожденные в блокадном городе, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Николай Тихонов, Всеволод Азаров, Александр Крон.

И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева «Навстречу эскадре». Конечно, мы видели и достоинства, и недостатки пьесы, но все горели одним желанием: создать большой спектакль о Великой Отечественной войне. Иногда, правда, не верилось, что премьера состоится. Очень тяжелое время! Актеры еле держались на ногах, истощенные, ослабшие, но полные энтузиазма.

И премьера состоялась 5 июля 1942 года в малом зале Дома культуры Промкооперации! Спектакль получился несколько камерным, очень портативно оформленным и был хорошо принят нашими зрителями».

Премьера спектакля в блокадное время кажется чем-то подобным чуду, волшебству. Но самая главная премьера состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. В тот день впервые исполнялась Седьмая «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. «На сцене полуживые музыканты, которых с трудом разыскивали по всему городу и даже среди фронтовиков, защищавших город. В зале – слушатели, которые не знали, хватит ли у них сил добраться после концерта до своих домов».

Я представляю себе тот день, представляю зал, полный людей, и словно чувствую то же самое, что чувствовали тогда изможденные блокадой и войной ленинградцы.

Где исток такой беспримерной стойкости человека всех 900 блокадных дней? Думаю, он в людях, создающих в час смертельных испытаний такую музыку, играющих эту музыку и слушающих ее.

Таких победить нельзя!

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА