Встреча группы G7 оказалась безрезультатной

The Epoch Times16.02.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:38

На встрече группы G7. Рим, 2009 г. Фото: TIZIANA FABI /AFP /Getty Images


На встрече группы G7. Рим, 2009 г. Фото: TIZIANA FABI /AFP /Getty Images
Очередная встреча министров финансов семи крупнейших развитых государств мира не принесла судьбоносных решений. Главные финансисты вновь высказали озабоченность состоянием дел в мировой экономике, призвали реформировать глобальную финансовую систему, возложив часть ответственности за ее функционирование на развивающиеся страны, пригрозили бродящим по миру призраком протекционизма, а также в весьма обтекаемых формулировках высказали свое мнение относительно текущих валютных курсов. Но ни одного конкретного шага предложено не было.

Основным заявлением, выпущенным по итогам саммита в Риме, стал призыв немедленно начать реформу мировой финансовой системы, так как существующая фундаментально слаба. Пожалуй, впервые такие высказывания были официально сделаны представителями группы развитых стран. Ранее предложения подобного рода исходили в основном от официальных лиц России, Индии или Латинской Америки, реже — Китая. Судя по тому, что теперь об этом заговорили и в богатых странах, масштаб финансового кризиса сейчас в равной степени осознан всеми.

Другое дело, что понимание того, как с этими бедствиями бороться, так и не наступило. На ноябрьском саммите G20, которая включает в себя и ведущие развивающиеся страны, много говорилось о совместных действиях по локализации кризиса. Однако ничего подобного не произошло: правительства разных стран продолжали спасать сами себя и свои национальные экономики. Повторение клятвы о совместных действиях сейчас почти наверняка принесет тот же результат.

В частности, министры ни словом не обмолвились относительно того, что же необходимо предпринять для спасения финансовой системы. Неясно даже, имели ли представители группы в виду изменение стандартов оценки рисков, усиление финансового регулирования или повышение значения глобальных институтов — Международного валютного фонда и Всемирного банка. По этому поводу, кстати, в начале февраля высказался премьер-министр Великобритании Гордон Браун. По его словам, данные структуры могут финансироваться арабскими нефтяными странами и различными суверенными фондами развивающихся государств. По-простому говоря, государства Запада, не располагая деньгами на поддержку этих учреждений, желают переложить ответственность на плечи стран Азии.

Между тем, МВФ остро нуждается в деньгах. Фонд уже истратил несколько десятков миллиардов долларов на поддержку оказавшихся в наиболее трудном положении государств. На очереди новые транши Украине из выделенного ей 16-миллиардного кредита, помощь в размере 4,5 миллиарда долларов требуется Пакистану. И это только начало — в 2009 году положение многих государств продолжит ухудшаться. Глава МВФ Доминик Стросс-Кан выразил уверенность в том, что число государств, просящих о помощи будет в ближайшие месяцы только увеличиваться. С ним согласны и аналитики, предсказывающие угрозу нескольких государственных дефолтов во второй половине 2009 года.

МВФ уже позаимствовал у Японии, единственной крупной развитой страны, обладающий большими государственными накоплениями, 100 миллиардов долларов, но при нынешних темпах экономического спада в мире, эти деньги будут потрачены очень быстро. С другой стороны, в обмен на предоставление МВФ поддержки государства с тугими кошельками наверняка потребуют увеличения их представительства в соответствующих структурах. Пойдут ли на это в США и Европе, где уже привыкли считать эти институты своими — большой вопрос.

Другой ключевой темой саммита стала борьба с протекционизмом. В условиях глобального финансового кризиса государства стараются в первую очередь защитить своих внутренних производителей, чтобы сохранить рабочие места и избежать общественного недовольства. Однако именно во время рецессий такая политика наносит удар по международной торговле, нанося громадные убытки корпоративным прибылям. При этом протекционистские шаги могут быть самыми разными. К примеру, США включили в свой 787-миллиардный план стимулирования экономики параграф «Покупай американское». Это означает, что заказы при выполнении программы получат в первую очередь производители США. Такое решение вызвало недоумение и резкую критику среди основных американских торговых партнеров. В конце концов, Конгресс пошел на смягчение этой нормы, сделав исключение для Канады и стран ЕС.

В ходе заседания G7 этот вопрос политкорректно обошли стороной, ограничившись общими фразами в духе «протекционизм — это плохо». Что и неудивительно — из потенциальных пострадавших осталась одна Япония, а она в одиночку эту тему решила не муссировать. Примерно то же самое произошло из громкими заявлениями министра финансов США Тимоти Гайтнера о манипуляции курсом юаня (представители США издавна обвиняют КНР в занижении курса национальной валюты для поддержки экспортеров). После того, как Китай согласился прикупить еще некоторое количество долговых обязательств США, тон мгновенно сменился. В ходе саммита американцы присоединились к остальным участникам, приветствовавшим план стимулирования китайской экономики. Последний должен рано или поздно привести к изменению валютных курсов в пользу их реального соотношения, — так было указано в совместном заявлении.

Министра финансов Японии Сеити Накагаву обвинили в том, что он выступал на саммите G-7 в нетрезвом виде. Во время пресс-конференции, которую Накагава давал совместно с главой банка Японии Масааки Сиракавой, он говорил путано и бессвязно. Ряд реплик Накагавы о снижении процентных ставок вызвал откровенное неудовольствие президента японского банка. Представители оппозиционной Демократической партии назвали поведение Накагавы, о котором и раньше ходили слухи, что он пьяница, скандальным и потребовали его немедленной отставки. Поначалу Накагава всячески отрицал употребление им алкоголя, сказав, что на него таким образом подействовало лекарство от простуды. Однако позже признал, что выпил перед пресс-конференцией бокал вина.

США и Китаем распространение протекционизма по миру не ограничивается. Игроки помельче также начали действовать. Скажем, во Франции решили помочь своим автопроизводителям кредитом на 6 миллиардов евро — с условием, что они не будут выносить рабочие места из страны. Буквально тут же этому примеру последовала и Испания предложив национальному автопрому 4 миллиарда евро. Еврокомиссия пообещала «изучить» эти законопроекты, но похоже, такие завуалированные угрозы уже никому не страшны, и трещины в мировой торговле пошли уже внутри региональных экономических блоков, а не только между ними. В России, как предполагает ряд экспертов, курс рубля также понижается сознательно, чтобы дать возможность производителям повысить свою конкурентоспособность.

Можно констатировать, что и по этому вопросу ничего решено не было. Хотя нынешние усилия государств по поддержанию внутреннего производителя — это сущая мелочь по сравнению с тем, что может начаться в случае угрозы серьезных социальных волнений — неважно, идет ли речь о развитых или развивающихся странах.

В целом же программы стимулирования экономики были восприняты с одобрением. Любопытно, что еще 10 лет назад подобное вмешательство государств в экономику могло бы быть подвергнуто остракизму, как это было во время азиатского кризиса конца 90-х — но сейчас времена другие. Скорее уж, то или иное государство могут покритиковать за недостаточные по объему денежные вливания.

Однако дальше одобрений дело не идет. В этот раз руководство G7 даже не упомянуло о существовании какой-то совместной стратегии по преодолению кризиса. Такая невнятность вызывает подозрения, что в минфинах ведущих стран попросту не знают, что именно нужно делать. Косвенно это подтвердила и представитель Франции Кристин Лагард. «На бумаге этот план выглядит великолепно, — поделилась она своими впечатлениями от программы помощи американским банкам на 2 триллиона долларов. — Но главное — как это все воплотить в жизнь?»

Такое непонимание уже само по себе тревожно. Лучшей иллюстрацией к неспособности G7 принять какие-то существенные решения стала реакция мировых валютных и фондовых рынков. Котировки рынка акций Европы и Азии упали, а курсы доллара и иены к евро и фунту, напротив, выросли. Глобальная экономика рассчитывает на глобальные меры — но пока о них не идет и речи.

Источник: lenta.ru

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА