Куда уехал цирк?

The Epoch Times22.03.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39
Участники пресс-конференции: «Цирк всегда был отражением ситуации в стране». Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Он был еще вчера

«Цирк – это часть нашей культуры, причем, очень важная часть», – директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин в силу сложившихся обстоятельств был вынужден организовать пресс-конференцию, чтобы высказать свою точку зрения на состояние и перспективы развития российского циркового искусства.

«Мы – артисты, работающие в цирке, – остались теми немногими, кто понимает, в чем ценность цирка и весь масштаб трагедии», – поддержали его известные дрессировщики, руководители коллектива «Цирка братьев Запашных», Эдгард и Аскольд Запашные. По их словам, наша страна может потерять нечто важное, если перестанет обращать внимание на цирк, как со стороны правительства, так и со стороны общественности.

Цирковое искусство – прибыльная в прошлом отрасль, приносившая России миллиардные доходы, сегодня находится в состоянии кризиса, а руководители большинства цирков вынуждены идти с протянутой рукой на поклон к чиновникам, в то время как выделенные государством деньги используются нецелевым образом.

Компания Росгосцирк, главный государственный орган управления цирками страны, который распределяет госбюджет между подведомственными цирками, – «ненужная вредная организация, которую нужно закрыть», чтобы она «не мешала развитию циркового искусства», по мнению Максима Никулина. По его мнению, цирки должны находиться под контролем государства, а не Росгосцирка, который «забирает львиную долю выделяемых государством средств».

«Росгосцирк должен сегодня заниматься координацией творческой деятельности цирков и грамотно распределять выделенные государством средства, – говорит М. Никулин. – Государство должно давать деньги на искусство цирка, на закупку животных, на постановку новых номеров, на отбор и творчество режиссеров, композиторов, быть координирующей структурой, а не указующей, заниматься поиском талантливых артистов, номеров, программ».

По словам Аскольда Запашного, ограничивание выступлений цирка Никулина на площадках России, прежде всего, снижает качество цирковых артистов, цирковых номеров. «Максим Юрьевич не может на базе одного цирка содержать несколько крупных аттракционов, так же, как и создать новые аттракционы тоже – таким образом, он ограничивает себя в инновациях, соответственно, в творчестве, – говорит он. – Поэтому под маркой Цирк Никулина на Цветном бульваре зритель в регионах никогда не увидит каких-то новых аттракционов. Он будет видеть только то, что сохранено». «Основная проблема для нас сейчас – продолжил он, – это единовластие в госкомпании, проблема монополии, которая ограничивает всех путем принципа «разделяй и властвуй».

Братья Запашные призвали к открытости, к обустройству прозрачной финансовой системы, чтобы все знали, на что тратятся бюджетные средства. По их словам, государство должно следить за деятельностью компании Росгосцирк и наказывать за правонарушения.

Как отметил Эдгард Запашный, «закрытость» Росгосцирка очевидна: не существует обратной связи с артистами, на сайте компании нет ни форума, ни гостевой книги – площадки для высказываний артистов, зрителей. «Артисту даже жалобу негде оставить», – подчеркнул Эдгард.

По словам участников конференции, цирк – это искусство, которым должна гордиться вся страна. Но в настоящее время цирковое искусство, потеряв прежние позиции, превратилось в искусство для детей. Стереотип сложился настолько мощным, что артистам цирка приходится рассказывать, что такое цирк, напоминать людям, кто такие Никулин, Филатов, Кио, Дуровы, и т. д.

Цирк – это массовое искусство, искусство для всех. «Сейчас, в принципе, в нашей стране практически не существует мест семейного отдыха отечественного производства, куда можно привести свою семью и культурно отдохнуть за минимальные деньги», – сожалеет Аскольд. «Если мы сейчас не будем обращать внимание на эту проблему, – говорит он, – то докатимся до того, что будем пускать на наш рынок иностранных производителей, которые будут скупать потенциальных артистов, таланты, которые есть в нашей стране. Потом мы будем покупать наших же артистов у иностранцев».

«Цирк сегодня – самое честное искусство. Люди устали от фонограммы, спецэффектов, интернета – от того, что все фальсифицировано, вплоть до продуктов и лекарств. А это честное искусство. Люди помнят, что есть цирк, они туда ходят. Значит, цирк нужен», – подвел итог Максим Никулин. Затем продолжил: «Обидно за страну!»

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА