Театральное кунг-фу: балетмейстеры боевых искусств


Современное шоу кунг-фу. Фото: Getty ImagesСовременное шоу кунг-фу. Фото: Getty ImagesПо всей видимости, история существования боевых искусств началась одновременно с историей нашей человеческой цивилизации. Так, уже в самых ранних, обнаруженных в Китае текстах, записанных на черепаховых панцирях в период династии Ся (2000-1030 лет до н. э.), даётся подробное описание боевых приёмов.

Термин же кунг-фу появился только в ХХ веке и применялся, главным образом, на западе, ну, и в гонконгских фильмах, ориентированных опять-таки на западного зрителя. Но так как за всю длинную историю в разное время китайские боевые искусства назывались по-разному, то мы и ограничимся этим последним термином – кунг-фу.

Сегодня под боевыми искусствами подразумевают обычно рукопашный бой (с оружием и без), но в древности основой основ искусства боя была верховая езда и стрельба из лука. И не только в Китае, в Японии стрельба из лука с седла также была самым важным умением самурая, да и везде конный лучник значил для армии гораздо больше, чем самый умелый мечник. Позже в Поднебесной стали популярны школы владения мечом, китайский бокс и борьба.

А с приходом Бодхидхармы произошла настоящая перестройка общественных взглядов на боевые искусства. Но это совсем другая, большая тема, а в этой статье мы рассказываем о возникновении театрального, совершенно отличного от боевого, кунг-фу. Это произошло в эпоху династии Юань (1280-1368 гг.), когда Китай захватили монголы. Новая власть под страхом смертной казни запретила китайцам практиковать боевые искусства.

Тогда некоторые мастера, кто не захотел уходить в подполье, преобразовали свои школы в акробатику и театральные действа. И хотя в новом качестве они достигли большого мастерства, их боевое искусство превратилось в чисто показательные поединки с тенью.

После монголов воцарилась династия Мин (1368-1644 гг.), и начался новый рассвет боевых искусств.

Военачальники всячески способствовали изучению своими подчинёнными именно боевых аспектов кунг-фу. В то же время циркачи и акробаты также подняли своё мастерство на громадную высоту, дополнив свои некогда боевые техники головокружительными трюками и изящными па. В народе их называли «цветочные кулаки и вышивание ногами». Тогда-то и произошёл окончательный разрыв между боевым искусством и театральным кунг-фу.

Всё снова смешалось в ХХ веке. С одной стороны, винтовки и пулемёты сделали глубокое изучение боевых искусств в армии нерентабельным – теперь основной массе солдат было достаточно знать несколько простейших приёмов рукопашного боя. С другой стороны, к власти пришли коммунисты, которые в постоянной борьбе со своим культурным наследием уничтожили в боевых искусствах всё то, что сами не понимали и считали феодальными суевериями.

В результате получилось то, что получилось. Спорт. А если внимательно присмотреться к показательным выступлениям таких спортсменов, даже если они бреют голову и носят монашескую рясу, то можно увидеть сальто, прыжки выше головы, вышивание ногами – все классические признаки театрального кунг-фу.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • M-1 Challenge – 2 этап
  • Фотообзор: На чемпионате мира по фигурному катанию разыгран первый комплект наград
  • В Москве супертяжеловесы оспорят титул Чемпиона мира по кикбоксингу
  • Ушел из жизни организатор советского и российского спорта Эдмунд Липинский
  • Ольга Зайцева выиграла гонку этапа Кубка мира

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top