Нет памяти – нет страны, нет народа

The Epoch Times07.04.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39

Председатель РОО «Полярный конвой» Юрий Ефимович Александров. Фото: Татьяна ПЕТРОВА /Великая Эпоха


Председатель РОО «Полярный конвой» Юрий Ефимович Александров. Фото: Татьяна ПЕТРОВА /Великая Эпоха
Идея строительства мощного ледокола, предназначенного для форсирования льдов двухметровой толщины, принадлежала адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Благодаря его энергии и авторитету, правительство выделило деньги на проектирование и постройку ледокола.

В декабре 1897 года в Ньюкасле на стапелях фирмы «Армстронг» был заложен ледокол и построен в рекордно-короткие 1,5 года. По предложению купечества и предпринимателей Сибири, ледокол был назван в честь русского исследователя – Ермака Тимофеевича.

Российский флаг на первом в мире арктическом ледоколе «Ермак» был поднят 5 марта (по новому стилю) 1899 года в Ньюкасле (Великобритания). По прибытию ледокола в Кронштадт это событие вылилось в грандиозный народный праздник. Корабль встречали с исключительной торжественностью, духовым оркестром и при стечении огромного количества людей.

В марте же «Ермак» блестяще провел первую операцию по освобождению из ледового плена 11 пароходов вблизи Ревеля (Таллин). Летом этого же года он отправился в свой первый арктический поход, доказав возможность активного плавания в условиях Арктики.

Именно на ледоколе «Ермак» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова – радиотелеграф. Морской флот особенно нуждался в быстрой беспроводной связи. За время плавания ледокол провел за собой тысячи судов и кораблей через льды Балтики и Северных морей. Экипажем корабля совместно с полярными экспедициями велась большая научная работа по изучению северных льдов, океанографических условий и фауны океана.

В годы войны 1941-1944 гг. ледокол «Ермак» и его экипаж – защитники блокадного Ленинграда. Его орудия участвовали в отражении налетов фашисткой авиации. Его команда тушила пожары в городе и разгребала завалы, оказывала помощь раненым, помогала заводам в наладке станков для производства боеприпасов. В течение двух блокадных зим котлы «Ермака» согревали «Эрмитаж». Под обстрелом немецких орудий ледокол перевозил продовольствие, которым поделился Кронштадт с голодным Ленинградом.

После окончания войны ледокол ещё 20 лет трудился на ледовых трассах. По воспоминаниям одного из ветеранов, «ледокол в конце 1962 года совершил свой последний рейс в Арктику, и после возвращения ему была приготовлена торжественная встреча. Он прошел вдоль строя военных кораблей, приветствовавших его скрещенными лучами прожекторов».

Несмотря на многочисленные просьбы членов экипажа, представителей морского флота, в 1963 году было принято решение о его утилизации. И в 1964 году в Мурманске «Ермак» был разрезан на металл. Только несколько реликвий с него осталось в разных музеях. А в Мурманске построен скромный памятник первопроходцу российского флота. Команда «Ермака» восприняла факт варварского уничтожения своего корабля как настоящую трагедию. Так случилось, что героические деяния «Ермака» были забыты.

Но в 1990-е годы после нескольких десятков лет расставания члены экипажа встретились, найдя поддержку со стороны представителей музея Арктики и Антарктики, ледокола «Красин» и Региональной общественной организации (РОО) «Полярный конвой».

По случаю 110-летия подъема российского флага на первом в мире арктическом ледоколе «Ермак» от многих организации была получена помощь, в том числе и материальная, что при нынешнем экономическом кризисе воспринимается как очень позитивный «жест». В марте сего года в здании Морской академии состоялась встреча ветеранов-моряков, курсантов училища им. Макарова, представителей арктического морского флота, которая прошла в теплой, дружеской обстановке.

Ветераны «Ермака» (их осталось всего 12 человек) делились своими воспоминаниями о славной истории ледокола, героизме и самоотверженности товарищей, с которыми довелось работать и воевать. Большое количество наград, блестевших на кителях ветеранов, говорило о многом. С горечью и надеждой высказывалось пожелание, чтобы правительство России уделяло больше внимания возрождению военно-морского флота.

Прозвучала идея обращения к правительству с просьбой учредить «День полярника», приуроченный ко дню подъема российского флага на первом в мире ледоколе «Ермак». За заслуги адмирала С. О. Макарова перед отечеством было внесено предложение следующему построенному ледоколу дать имя – «С. О. Макаров».

Представителями морского литературно-художественного фонда им. Виктора Конецкого ветеранам были подарены книги писателей-моринистов (С. А. Колбасьев, В. В. Конецкий, А. А. Кирсанов), которые хорошо известны и почитаемы не только в России, но и за рубежом.На наш вопрос «В чем замысел этого праздника?», председатель РОО «Полярный конвой» (организации, подготовившей эту встречу) Юрий Ефимович Александров, подумав, ответил: «Оживить память об этом корабле, отдать дань его создателю С. О. Макарову, вспомнить членов экипажа, которые дали славную и героическую жизнь ледоколу «Ермак» и рассказать молодому поколению моряков, как почетно и трудно служить во флоте на благо России. Это прекрасный пример, который необходимо использовать в воспитании и обучении».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА