Что в надписи тебе моей? Или как покупатель за правдой ходил…

The Epoch Times22.04.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39
Самодекларация — удачный рекламный ход или надолго испорченный имидж?
В последнее время, покупая продукты и всевозможные товары в магазинах, мы постоянно сталкиваемся с различными знаками, надписями, логотипами. Например, такими, как «ЭКО», «БИО», «Натуральный продукт», «organic» и так далее. Но, если раньше, увидев продукт с таким знаком, мы отдавали ему предпочтение, то сейчас из-за обилия таких знаков и туманности их значения, просто перестали обращать на них внимание.
Доверять им мы перестали тоже. Зачастую сопроводительные надписи о высоком качестве и экологической безопасности появляются на уже хорошо известных и ничуть не изменившихся продуктах. Чему верить? Что выбрать? Что означают все эти знаки? Имеют ли право производители наносить такие надписи на упаковку, и почему государство никак не влияет на сложившуюся ситуацию?

Назад в будущее…

Такое изобилие значков, декларирующих натуральность, экологичность и безопасность товара в России появилось, конечно же, по примеру Запада. Именно там около 40 лет назад зародилось движение за «органический» образ жизни, отвергающий урбанизацию и индустриализацию.

Частью этой идеологии было органическое земледелие, а выращенные в коммунах овощи и фрукты продавались в специальных местных магазинчиках «здоровой еды». Сейчас в Европе больше 120 тысяч фермерских хозяйств, занимающихся органическим земледелием и животноводством. В Дании на долю «био» приходится четверть объема продаж молока. Объем розничного товарооборота органик продукции в США выросла с 1 млрд. долларов в 1990 году до 7,8 млрд. долларов в 2000. Площадь «сертифицированных органик» земель выросла со 160 тыс. Га в 1992 году до 550 тыс. Га в 1999. В настоящее время в США покупатели тратят на биопродукцию около 22 млрд. долларов в год.

Какими же свойствами обладает БИО/ЭКО/Organic продукция сегодня? При производстве органических продуктов запрещено применение пищевой химии — искусственных красителей, ароматизаторов, консервантов, антиокислителей, загустителей. Такие продукты выращивают без применения сельскохозяйственной химии – ядохимикатов (гербицидов и пестицидов). В органик-животноводстве запрещено применение стимуляторов роста, ограничено применение антибиотиков. Запрещено использование химических методов переработки, в частности рафинирование и гидрогенизация жиров.

Продукты питания «organic» не содержат генетически модифицированных ингредиентов (ГМИ). Производитель органик-продукции обязан иметь сертификат, подтверждающий соответствие своей продукции международным критериям, регламентированным в государственных директивах стран Европейского союза, США или Японии.

У Вас еще нет органик-товаров? Тогда мы идем к Вам!

В российском законодательстве до настоящего времени не было ни слова про «органик-продукцию». Однако совсем недавно Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко издал постановление, касающееся санитарно-эпидемиологических требований к органическим продуктам. Эти требования, по сути, являются переводом западных стандартов «органик» на русский язык. Является ли постановление данью моде, или за его изданием последуют реальные меры по сертификации и контролю за производством органик-продукции – покажет время.

В любом случае, согласно требованиям, до момента получения сертификата отказного письма поля или фермы должно пройти несколько лет так называемого «переходного периода», во время которого не должны применяться химические удобрения и другие запрещенные в стандартах «органик» вещества. Пока же, до появления собственной системы сертификации по требованиям официальных российских стандартов «органик», настоящей органик-продукцией может считаться только та, которая имеет международный сертификат.
В России на сегодняшний день нет ни одного органа по сертификации органик-продукции, имеющего международную аккредитацию (а, следовательно, и право выдачи сертификата международного образца). Поэтому даже если такая продукция и выращивается у нас, фермеры вынуждены сертифицировать ее в Европе для дальнейшей продажи на экспорт. Там их продукция будет переработана и упакована в соответствии с требованиями «органик», а затем переправлена обратно в Россию, в элитные магазины. В итоге у нас появляется «прекрасная возможность» покупать, например, органик-гречку российского происхождения, упакованную в Германии, по цене 300 рублей за килограмм.

Всевидящее ЭКО или как оценивают безопасность продукции экологи

Все это касается сельскохозяйственной продукции, а также тех товаров, в состав которых она входит. Для других групп товаров за рубежом разработана система экологической маркировки.

Помимо высокого качества самой продукции, наличие экомаркировки на упаковке означает и то, что в процессе производства того или иного товара производители максимально снизили нагрузку на окружающую среду. Таким образом, покупая товар с экомаркировкой, мы поощряем производителей использовать новые технологии и уменьшать ущерб окружающей среде.

В мире существует достаточно много программ экологического маркирования. Это и Голубой Ангел (Германия), и Северный Лебедь (Скандинавия), и многие другие. Большинство из них объединены в мировую сеть GEN — The Global Ecolabelling Network («Глобальная сеть экомаркировки»). В нее входят более 30 стран мира, в том числе и Россия, которая представлена экомаркировкой «Листок жизни».

Как органическая, так и экологически безопасная продукция пользуются за рубежом огромным спросом, несмотря на то, что разница в цене между такой продукцией и несертифицированной может достигать 20-30%. Открыты целые сети экосупермаркетов, а в каждом обычном крупном магазине обязательно есть отдел с такой продукцией.

Российский беспредел или мы и сами с усами

А что происходит у нас в России?! Большинство производителей пошли простым путем, воспользовавшись отсутствием законодательной базы. По данным агентства CVS Consulting, незаконно наносят на свою упаковку надписи, связанные с понятием «ЭКО», «био» или «экологически чистый продукт» около половины крупных отечественных компаний. Но давайте разберемся, что же означает «незаконно». В российском законодательстве сказано, что «информация о таких свойствах продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Выращенный без применения минеральных удобрений», «Витаминизированный», «Без консервантов», и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации. Нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается.

Наименование продукта, сформированное в соответствии с вышеизложенными требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, фантазийным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другими, нанесением фирменной марки (знака)» (ГОСТ Р 51074—2003, «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», п. 3.5.1.5, 3.5.1.6)

Таким образом, получается, что действительно запрещено только нанесение надписи «экологически чистый продукт». Любая другая информация должна быть подтверждена, но не указано, кем именно. Некоторые компании доходят до того, что даже не утруждаются подтверждением качества своего продукта в сторонней независимой организации. Они просто создают комиссию у себя на предприятии и сами выписывают себе все подтверждающие документы. Так и появляются у нас в России система «органик-контроль», «натуральные БИО продукты» и т.п.

В данный момент в России нет четкого понимания, что же такое ЭКО или БИО ни у потребителя, ни у производителя, ни у правительства. У нас не существует единых критериев для определения экологически безопасной продукции. Вместо этого существует десяток организаций, занимающихся добровольной экологической сертификацией по своим собственным критериям и процедуре, не имеющей ничего общего с международными требованиями (особенно в части независимости сертификации и прозрачности критериев).

Что же делать в сложившейся ситуации? Какой информации можно доверять? Сложно дать какие-то конкретные ориентиры, приведем лишь некоторые советы:

— Сравните, совпадает ли состав продукции с теми свойствами, которые декларируются в надписи на упаковке. Например, если заявлено, что продукция БИО, состав ее должен быть максимально натуральным.

— Если на упаковке продукции размещен какой-либо знак или логотип, подтверждающий высокое качество товара, постарайтесь найти его в интернете и посмотреть, что конкретно он означает, какая организация его выдает и на каком основании.

— Внимательно изучайте состав продукта, указанный на этикете! Особое внимание обращайте на наличие искусственных добавок – красителей, ароматизаторов, консервантов.

— Задавайте больше вопросов производителям продукции по электронной почте, телефону.

Гордышевский Семен Михайлович, председатель правления Санкт-Петербургского Экологического союза анализирует ситуацию следующим образом:

— Для того, чтобы российский рынок экопродукции стал более организованным, понятным, похожим на европейский, необходима разработка единых государственных стандартов (технического регламента), правовое ограничение самодеклараций, а также государственное признание органов по экологической сертификации.

А пока будем покупать в магазинах продукты и гадать: экологичны они или нет, полезны ли для нашего здоровья, правдивы ли надписи на этикетках. Полагаться же приходиться только на свою интуицию и на личный опыт. Те компании, которые на «каждом углу кричат о своем качестве и экологичности», никак не меняя и не улучшая при этом саму продукцию, имеют сейчас на это право, но чего они в конечном итоге добьются? Потребитель уже сейчас очень скептически настроен. Порой надпись БИО или ЭКО вызывает скорее негативную реакцию, потому что доверия к ним давно уже нет, а голословные надписи в сознании многих людей четко ассоциируются с тем, что их обманывают. Что же получает компания-производитель, нанеся на свою продукцию самолично придуманную надпись?

Она теряет доверие и, соответственно, своего покупателя. К новым надписям на упаковке ее продукции теперь будут относиться как к очередной рекламной уловке и не более. И даже если она подтвердит свое улучшенное качество в независимой компании, ей придется потратить огромные средства на рекламу, чтобы донести до потребителя эту информацию и восстановить свою репутацию.

Очень трудно заработать имидж компании, качеству продукции которой всегда можно доверять, а вот потерять его ничего не стоит. Может все-таки дешевле обратиться за профессиональной оценкой и получить независимое подтверждение качества своей продукции у органов по сертификации? Доказав таким образом, что она действительно экологически безопасна или относится к БИО продукции не только покупателям, но и самим себе.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА